Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Алексей Муравьев. Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая. Новосибирск: Наука, 2002. 494 с.


Новосибирское отделение Российской академии наук выпустило по-своему замечательный труд, прошедший несколько незамеченным, однако он безусловно заслуживает внимания.

Как известно, Алтай вообще представляет собой уникальный во многих отношениях регион. В том числе и в религиоведческом. Там сосуществую самые различные группы и религии. Исконное алтайско-хакасское население исповедует как древние этнические верования, так и отчасти ислам. В эпоху русской колонизации Сибири тут появились старообрядцы. Алтайское старообрядчество представлено большинством ныне существующих согласий. Преобладающее по численности и влиянию белокриницкое распространено практически повсеместно, значительным числом приверженцев характеризуются поморское и часовенное (в местном варианте — стариковское) согласия. Сушествуют небольшие общины филипповцев, мелхиседеков, а также представителей Древлеправославной церкви (новозыбковцев).

Многие группы и общины православных старообрядцев сохранили весьма древние традиции пения. Однако певческо-музыкальная традиция всегда развивалась как письменная, то есть связанная с определенной культурой. В предисловии ставятся вопросы как типологической, так и хронологической классификации рукописей. Как, например, вычленить "старообрядческие" певческие документы, если до 18 в. знаменное крюковое пение сохранялось по остаточному принципу и у новообрядцев. Затем обращено внимание на различие поповской и безпоповской книжных традиций. Принципиальные различия касаются и их содержательной стороны, поэтому сосуществование двух имеющих единые истоки традиций заставляет искать пути создания типологии певческих книг старообрядческого периода.

Как известно, поповское старообрядчество, сохранившее священство, обладает полнотой церковной жизни (с. 19), соответственно в поповской традиции присутствует вся полнота церковно-певческого обихода, а в беспоповской отсутствуют некоторые части его, именно такие, которые требуют присутствия попа. Но поповские Обиходы позднего написания сокращаются, приближаясь к беспоповскому типу (при этом не совпадая с ним). Эти и другие проблемы подробно освящены в первой главе. Вторая глава представляет собой краткий этнографический очерк о старообрядцах Алтая (с. 52-70).

Третья глава "Традиции богослужебного пения алтайского старообрядчества" содержит литургико-уставоведческий и собственно музыковедческий экскурс в проблему. Авторы анализируют тенденции (например, возвращение к письменной традиции пения, оскудевшей за время cоветской власти) и разбирают разные формы литрургической поэзии и особенности их исполнения. Погласицы и их формы подвергаются анализу. Авторы отмечают, что в беспоповской практике сохраняется исконная соотнесенность служб с временем суток (всенощную, например служат всю нощь и т.д.), в то время, как в поповской практике принят другой порядок, соотнесенность с времнем суток чисто символическая.

Подробное описание особенностей службы продолжается в главах 4, 5 и 6, описывающих подробно три службы: святым апостолам Петру и Павлу в традиции общины РПСЦ Бийска, служба празднику Крестовоздвижения в барнаульской общине РПСЦ и служба пасхе в поморской старообрядческой общине Бийска. Подробный музыковедческий анализ с расшифровками записей делает этот раздел особенно ценным. Наконец, седьмая глава посвящена духовным стихам, исполняемым алтайскими старообрядцами. Тут находятся такие классические стихи, как"Лазарь", "По грехом нашим", "Потоп", "Голуби", "Плач Иосифа", "Под Елиною единой", "Агница" и другие. Качество расшифровок весьма высокое, и если отвлечься от специально музыковедческих споров о возможностях передачи столпового пения с помощью пятилинейной европейской нотации, то можно безусловно сказать, что сибирские исследователи преподнесли музыковедам прекрасный подарок.

Достоинство этой монографии – прежде всего в том, что тут впервые освещается современное состояние духовной (прежде всего, литургико-музыкальной) культуры староверов Алтая и рассматриваются особенности богослужебной обрядовой практики, различные формы литургического пения. Авторы не прошли мимо духовных стихов – важного компонента музыкадьной и духовной древлеправославной культуры.Хочется отметить, что исследование основано на ранее не публиковавшихся музыкальных материалах, собранных авторами в ходе экспедиций. Похвалы заслуживает нотное приложение, дающее полное представление об анализируемой традиции. Таким образом можно сказать, что авторы книги сделали большой шаг в изучении духовной культуры русского народа, волею судеб оказавшегося рассеянным на огромной территории, но сохранившего древние церковные и музыкальные традиции вопреки многим противодействующим обстоятельствам. Интересен анализ процессов возрождения старообрядчества на Алтае в частности прихода в общины образованных и грамотных в музыкальном отношении певцов и прихожан.

Хотя книга адресована прежде всего музыковедам-медиевистам и этнографам, она будет полезна всем интересующимся историей старообрядчества и культурой Сибири и Алтая. Российская наука еще раз продемонстрировала свой высокий уровень. Издание подготовлено в Новосибирской консерватории и осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования