Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Борис Колымагин. Виктор Шнирельман. Интеллекту-альные лабиринты: очерки идеологий в современной России. - М.: Academia, 2004. - 480 с.


В книгу Виктора Шнирельмана, изданную в рамках проекта "Противодействие расизму, ксенофобии, антисемитизму и этнической дискриминации в РФ" вошли статьи, посвященные анализу новых идеологий и особенностей их внедрения в общество через СМИ, новые религиозные движения (НРД) и систему образования.

Сборник состоит из четырех глав. В первой из них, "Евразийство", рассматривается смысл идеологии евразийства в 1920 гг. и особенности ее возрождения в трудах Л.Н. Гумилева. Во второй - "Арийский миф" - речь идет об оживлении этого самого мифа и его месте в интеллектуальном пространстве постсоветской России. В третьей - "Неоязычество" - прослеживается, как и какие идеологии проникают в общество через НРД. В четвертой - "Новые идеологии и учебники истории" - говорится о евразийском следе в новых школьных учебниках.

Евразийская идеология, модная сегодня не только среди политиков, но и среди религиозных деятелей, безусловно, нуждается в точном и, главное, непредвзятом анализе. Тем более что специальных монографий, посвященных евразийству, в отечественной науке так и не появилось. В. Шнирельман, при общем негативном отношении к политическому проекту неоевразийского движения, старается быть объективным и признает, что евразийская теория культуры оказалась весьма плодотворной. Он достаточно подробно пишет о деятельности князя Н.С. Трубецкого и философа Л.П. Карсавина. В то же время, автор обращает внимание читателя на то обстоятельство, что многие наработки евразийцев оказались востребованными в Третьем Рейхе. Иными словами, вопреки стремлениям своих основателей, евразийская идеология использовалась весьма по-разному.

По мнению В. Шнирельмана, и с этим мнением можно согласиться, евразийство стремилось к созданию закрытого общества, отгороженного высокой стеной от Запада.

Интересно, что Н.А. Бердяев в ненависти евразийцев к западному миру, равно как и в поклонении Востоку, находил нечто нехристианское и дохристианское. Философ видел реакционность евразийства в том, что оно "хочет преобладания плоти и крови над духом". Из этого вытекало и нехристианское отношение евразийцев к государственности, в которой они видели абсолют, доминировавший над всеми сферами жизни и не оставлявший места личной свободе.

К сожалению, в книге автор совершенно не рассматривает циркуляцию евразийских идей внутри Русской Православной Церкви. А материал для этого с избытком предоставляют как фундаменталистские издания (вроде еженедельника "Радонеж"), так и высказывания некоторых религиозных функционеров. В частности, глава ОВЦС МП митрополит Кирилл в рамках цивилизационного подхода все чаще предлагает ограничить православную миссию исключительно работой с русской эмиграцией. Этноконфессионализм такой точки зрения не нуждается в доказательствах.

Немало страниц в сборнике посвящено русскому неоязычеству. По мысли автора, оно служит классическим образцом создания националистической идеологии, важнейшим компонентом которой является то, что можно назвать "изобретением прошлого". Как это прошлое изобретается, В. Шнирельман показывает, обращаясь к истории открытия на Урале древнего поселения Акраим, к "Влесовой книге", к мифам и идеологемам, бытующим в ряде языческих общин. Задавшись вопросом: "Есть ли место для евреев в русском языческом государстве?", автор приходит к выводу, что нет. Поскольку "единственным политическим движением, возникшим на основе неоязычества и не содержащим в своей программе крайнего антисемитизма, является Русское освободительное движение (РОД)".

В связи с темой антисемитизма приходится пожалеть, что автор не включил в свое исследование идеологию современного еврейского национализма, которая косвенно воздействует на национализм русский. Вот, к примеру, только что вышедшая на русском языке в престижном издательстве "Мосты культуры" книга Алекса Тарна "Протоколы сионских мудрецов". Это художественное повествование, из которого следует, что араб хорош только тогда, когда он мертв, и каждый человек в отдельности обречен играть свою историческую роль. Можно в продолжение темы открыть последний сборник русскоязычного поэта Михаила Генделева "Легкая музыка", вышедший в том же издательстве и т.д. Простор для исследователей большой.

Также приходится пожалеть, что автор отчасти демонизирует русское язычество. Конечно, мы видим среди его представителей и расизм, и пренебрежение православными ценностями. Но это не значит, что надо объявлять всех язычников экстремистами. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, высказавшийся в таком смысле на последнем Архиерейском соборе, вскоре дезавуировал свои слова и призвал к дифференцированному подходу. К этому мы призываем и автора книги.

Несмотря на эти и некоторые другие недостатки, "Интеллектуальные лабиринты"производят приятное впечатление: они дают пищу для ума. И, что может быть не менее ценно, здесь нет симулякров, которыми наводнена наша современная культура.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования