Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Валерий Емельянов. Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.: Мосты культуры-Гешарим, 2004, 510 стр. 1000 экз.


Фундаментальные труды Гершома Шолема по еврейской мистике уже давно и хорошо известны в мире, причем не только среди читателей, в силу национальной или религиозной принадлежности имеющих отношение к еврейству и иудаизму. Понятно, что и для российской читающей публики это стало настоящим бесценным подарком для, как писали раньше в выходных данных книг, "всех интересующихся вопросами истории, культуры и религии". И, добавим, мистики.

Хотя сейчас на прилавках соответствующих книжных магазинов можно найти множество различных изданий как по еврейской мистике в целом, так и по отдельным ее аспектам, тем не менее, количество, в данном случае, не всегда переходит в качество. И непреходящее значение трудов Гершома Шолема, представляющее собой курс академических лекций, значительно расширенный и дополненный в книжном варианте, состоит, прежде всего, в том, что он содержит базовую и авторитетную информацию по всей истории и аспектам еврейской мистики.

Гершом Герхард Шолем (1897 – 1982) родился в Берлине в ассимилированной семье. Его отец называл себя "немцем Моисеева вероисповедания" и когда он узнал о желании сына вернуться к еврейской традиции, то сердито бросил Гершому: "С евреями хорошо ходить только в синагогу". В 1915 – 1922 годах Шолем учится в университетах Германии и Швейцарии, изучая математику, философию и семитологию. Параллельно он самостоятельно, не имея никакого наставника, изучает Каббалу. Первым результатом его изучений, стал перевод раннего каббалистического трактата "Сефер ха-Баир" (конец XII века, опубликованный в 1923 г. В том же году Шолем переселяется в Палестину (Эрец-Исраэль). Он читает лекции в еврейском университете в Иерусалиме, позднее становится его профессором, а в 1968-1974 гг возглавлял Академию Наук Израиля.

По своим взглядам Гершом Шолем был убежденнымрелигиозным сионистом. Он не разделял убеждений тех, кто считал галут ( диаспору) духовным центром, равным по значению Израилю. Он выступал за живой иудаизм, как синтез традиций и реальности, а также за то, чтобы именно религиозной этикой обосновывать идеи сионизма.

Предлагаемая вниманию читателя книга состоит из следующих разделов: Общая характеристика еврейской мистики, Мистика Меркавы и еврейский мистицизм, Хасидизм в средневековой Германии, Авраам Абулафия. Две главы посвящены центральному произведению каббалистической литературы – книге "Зогар",появившейся в Испании в XII веке, причем в первой главе она рассматривается сама, затем описывается Ицхак Лурия и его школа, далее следует рассказ о саббатианском движении. Завершается курс описанием восточноевропейского хасидизма XVIII века. Очень качественен справочный аппарат книги, состоящий из подробного глоссария каббалистических терминов, а также библиографии.

В чем безусловная ценность шолемовского труда - так это в его высочайшей историчности. По сути, сам курс лекций правильнее было бы обозначить как историю еврейской мистики. В то же время некоторые концептуально-теоретические положения этого труда вызывали изначально и продолжают вызывать неоднозначные мнения, как среди религиозных авторитетов, так и ученых-религиоведов, занимающихся этой тематикой. В свое время известный ученый Эфраим Урбах выразился следующим образом: "Вклад Шолема в изучение еврейских дисциплин намного превосходит объем его многочисленных и выдающихся работ, а поставленные им вопросы намного существеннее предлагаемых им же ответов".

При постановке проблемы, давая определение "что есть еврейская мистика" Шолем отталкивается, в том числе, и от определения этого явления в других религиозных культурах. В частности, он упоминает определение мистики, данное в свое время Фомой Аквинским, как познание Бога посредством опыта.. Это фундаментальное переживание и есть, по мнению Шолема, мистика, т.е. единение с Богом

Согласно концепции Шолема, в иудейской мистике можно выделить два основных подхода к этому единению, которые можно условно обозначить как подходы гностиков талмудического и постталмудического периода и хасидов. Первые через разум рисуют восхождение души к Небесному престолу, где в экстатическом видении зрят славу Бога и тайны его Царства, в то время как мудрецы-хасиды (цадики) как бы созерцают Ничто и это невозможно постичь человеческим разумом. И все же, по мнению Шолема, это один и тот же опыт, который гностики и хасиды пытаются по-разному выразить. Таким образом, очевидно, что в иудейской мистике существует как бы абстрактно-безличностный и конкретно-образный пути созерцания Божественного, что в некоторой степени делает иудейскую мистику ближе даже к индуистской, нежели к авраамической религиозной традиции.

По историософской схеме, предложенной Шолемом, мистика возникает только на определенном и не самом раннем этапе развития любой религиозной системы. Ей надлежит пройти как бы несколько этапов: примитивных представлений, когда кажется, что весь мир вокруг населен различными "богами", затем наступает некий период институализации, ритуализации – проще говоря, закостенения норм религии. И только уже после этой стадии на авансцену выходит мистика. Хотя это и несколько не состыковывается с рассуждениями автора о наличии глубокой мистической традиции еще в эпоху пророков и до формирования талмудических догм..

Последняя глава посвящена восточноевропейскому хасидизму XVIII века. Шолем рассматривает этот период очень подробно, особое внимание уделяя Исраэлю Баал Шем-Тову (1700 – 1760), считая его центральной личностью, определивший весь дальнейший дух хасидизма нового времени. Автор книги поставил также вопрос, оставшийся пока, правда, без однозначного ответа - почему соединение столь большого количества глубоко духовных, выражаясь современным языком, пассионарных людей, не привело, в конечном итоге, к радикальным изменениям в иудаизме в целом...

Труд интересен и полезен и количество страниц книги вполне прямо связано с качеством того, что на них напечатано. И, повторим еще раз, очень было бы полезно, чтобы на него обратил внимание и читатель из нееврейской среды, для лучшего понимания не только мистики, но и ментальности этого народа.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования