Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

А.А. Игнатенко. Ислам и политика. М., Новиздат, 2004 г.


Книга "Ислам и политика" профессора Александра Игнатенко не является объемным научным исследованием, а представляет собой сборник статей автора как опубликованных в периодической печати, так и написанных (судя по отсутствию ссылок на публикацию) специально для данного сборника. Всего статей 22, и посвящены они разнообразным сюжетам, так или иначе связанным с событиями из истории исламского мира за период от пророка Мухаммада до наших дней.

Но, тем не менее, в сегодняшней ситуации эта небольшая книжечка (256 страниц) стоит целых томов. Дело в том, что свои исследования профессор Игнатенко определяет как поиск "исламоведческих ответов на вопросы, которые еще долго будут всех волновать" (стр 7). В понимании же отечественной мусульманской общественности это является попыткой вывести всем известные проявления терроризма и экстремизма непосредственно из норм религии ислама, что для них неприемлемо, поскольку все антитеррористические декларации мусульманских кругов построены именно на отмежевании ислама как религии от терроризма и экстремизма как жизненной практики. Именно поэтому все последние публикации и выступления профессора Игнатенко становятся объектом критики отечественных мусульманских публицистов.

В первой же статье рассматриваемой книги "Эндогенный радикализм в исламе" (стр. 8-35) профессор Игнатенко пытается дать концептуальные обоснования своей точки зрения. Суть ее можно свести к следующей цепочке умозаключений. Ислам является религией не просто пытающейся охватить все стороны человеческого бытия, но и достаточно жестко регламентировать их. При этом далеко не все можно напрямую вывести из Священного Писания (Корана) или Священного Предания (Сунны), и поэтому едва ли не большинство политико-правовых установок ислама являются продуктами человеческих, а значит, во многом, субъективных интерпретаций.

Таковым является и так называемый салафизм (принцип возвращения к изначальным нормам мусульманской религии), который, по мнению исследователя, на территории бывшего СССР получил название ваххабизма (стр. 32) тоже носит на себе отпечатки человеческой интерпретации этого вопроса, возникавшего периодически в истории ислама, начиная с первых его веков.

В принципе, можно признать верным и оправданным стремление профессора Игнатенко вывести проявления терроризма и экстремизма из не принципов ислама, а из его неадекватного и, часто, девиантного толкования последователями этой религии. Как говорится в одном старом персидском трехстишье: "Ислам совершенен. Все изъяны и несовершенства – в самих мусульманах".

В принципе, неплохая исходная предпосылка, для того, чтобы на ее основе в рамках диалога мусульманам и немусульманам сесть за один стол и "покопаться" в ситуации и в себе самих. Однако в этом случае особо важен крайне тонкий и деликатно-дипломатический подход, что уважаемым исследователем в дальнейшем не всегда соблюдается.

Например, неплохо для диалога было бы воздержаться от навешивания емко-хлестких ярлыков. Но уважаемый автор делает это уже во второй главе своей книги под названием "От Филиппин до Косова: исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор", давая определение "исламизму". Итак "исламизм - это идеология и практическая деятельность, ориентированная на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), где наличествуют мусульмане, а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм, прописанных в шариате..." Но это является религиозным идеалом не только для каждого мусульманина, но и для любого верующего человека (в рамках его религиозного мировосприятия). И проблема не в самом существовании религиозного идеала как такового (это священное право каждого человека, исповедующего любую религию), а в том, какими путями пытаются реализоваться эти идеалы. В этом определении, по сути, не хватаете единственного, но очень важного, даже ключевого слова – "насильственное"!

Если исходить из контекста книги, "исламизм - это плохо". И вообще все, что связано с "исламским экстремизмом" изначально плохо и негативно.

Согласимся с уважаемым профессором, что экстремизм и терроризм - это плохо. Только вот насколько он "исламский", насколько возможно обобщение подобных явлений в рамках всего мира и в рамках одной религии - над этим еще предстоит подумать. Кстати, даже факты, приводимые А. Игнатенко в главе "Нутряное" и "Ветряное". Об аналитических подходах к исламскому экстремизму в эпоху глобализации" (стр.107) сами по себе красноречиво свидетельствуют о неоднозначности ответа на этот вопрос.

И этот ответ еще предстоит дать. Но это возможно, если проблемы терроризма и экстремизма, возникающие в мусульманской культурно-духовной среде, будут рассматриваться, во-первых, в контексте конкретной экономической и политической обстановки в той или иной стране и регионе. И, во-вторых, лишь на основе этого будут делаться выводы о том, насколько это может быть экстраполировано на учение ислама в целом.

Педалирование же всевозможных негативных "измов" в сегодняшней ситуации в той или иной степени, связанных с исламом, как это делается в трудах маститого арабиста-политолога, способствует во многом и тому, что диалог с исламом как с религией изначально становится диалогом глухих.

Ну, например, во многих статьях-главах г-н Игнатенко рассуждает об "Аль-Каеде" как глобальной экстремистской сети. Человек с какими социально-психологическими характеристиками может быть рекрутирован в "Аль-Каеду" и т.д. Это – об организации, которая (в отличии, скажем, от движения "Талибан") так пока и не вышла из рамок сугубой виртуальности, несмотря на весь шум вокруг нее.

Но зато могу предсказать ответы мусульман на эти высказывания. Вот они: "Аль-Каеда" создана ЦРУ, а взрывы нью-йоркских башен - дело рук израильских спецслужб. Недаром, все граждане Израиля за некоторое время до трагедии были эвакуированы из Центра международной торговли. В общем, сионисты это все вместе с Бушем устроили. Звучит, конечно! Особенно с учетом отсутствия полноценной доказательной базы.

Только вот, где же правда? И с той, и с другой стороны.

Иван Нелюбов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования