Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Антипий Лестовкин. Два сборника статей о староверии и староверах


1. Старообрядчество: история, культура, современность". Выпуск 10. (М., 2004) 118 сс. 

Очередной, уже десятый, выпуск сборника "Старообрядчество", выходящего благодаря подвижнической деятельности и самоотверженности его главного редактора Виктора Осипова, право же, не разочаровывает. Хорошая подборка качественного, интересного и грамотно отредактированного научного материала впечатляет. Трудно даже выделить что-то лучшее. Необычайно интересны статьи АЛ. Пригарина "Русские старообрядцы в Болгарии: новые материалы по истории потомков некрасовцев и липован Добруджы", В. Осипова "А крестное-де знамение он на себе полагает двоеперстное…" (Дела боровских старообрядцев в 1730-е годы)", Т.Ф. Волковой "Поучения против лени в круге чтения старообрядцев нижней Печоры", М.А. Дзюбенко "Роман М.Н. Загоскина "Брынский лес" в историческом контексте". Статьи сопровождаются черно-белыми фотографиями, а статья С. Горожанкиной "К истории одного костюма" - даже рисунками и выкройками. Помимо собственно статей есть рубрика "Конференции" (сс. 98-104), посвященная научной жизни.

Впрочем, информация о конференциях выдержана исключительно в академическо-официозном стиле, мало живых впечатлений, штришков, оживляющих картину. Раздел "Критика и библиография" (сс. 105-113) довольно обширен. В обычном библиографическом ключе помещены аннотации (с воспроизведением обложек) 22 книг, посвященных Старой Вере. Отдельные аннотации плавно переходят в критические, правда, довольно компактные статьи. Публикации для рецензии подобраны достаточно профессионально. В разделе "Коротко" (112-117) содержится действительно краткая информация и неплохая фотохроника о ходе строительства мемориальной часовни, посвященной боярыне Морозовой и княгине Урусовой в г. Боровске. На с. 118 в рубрике "Поздравляем наших друзей" находятся приветственные адреса нескольким ученым, в том числе Е.М. Юхименки с получением Макарьевской премии за замечательную ее книгу "Выговская старообрядческая пустынь" и портретом автора. Практически все статьи и материалы сборника представляют определенный интерес и, очевидно, были тщательно подготовлены к этой публикации.

2. Сборник "Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Материалы II Всеукраинской научно-практической конференции; 1-3 октября 2004 года" (Киев, 2004), 201 сс. несколько более обширен по объему, чем предыдущий, но зато и более неоднороден. В целом уровень публикаций достаточно высок, но есть и исключения. Обратимся, к примеру, к статье Васильевой С. В. "Духовный и нравственный потенциал старообрядчества Забайкалья", поражающей довольно "гармоничным" сочетанием позднесоветского стиля кафедр научного атеизма и миссионерских мотивов, позаимствованных, вероятно, у Димитрия (Тупталы): "Во второй половине XIX века среди старообрядцев Забайкалья распространяется так называемый "белокриницкий" - новая разновидность поповщины". Или "В 1878 году Шитин на средства верующих был отправлен в Россию (следовало бы уточнить, что Забайкалье тогда Россией не считалось – А.Л.) за попом, но вместо этого в Москве принял "австрийство" и, вернувшись домой, стал проповедовать новую веру". "Верования белокринцев (так в тексте! – А.Л.) отличались тем, что при крещении не погружали ребенка троекратно в купель, а ограничивались омовением или окроплением; обряд венчания они совершали без венцов, и молодые стояли перед священником коленопреклоненными". "Вначале белокринцы не признавали уставщиков и начетчиков…" Можно adlibitum множить эти чудовищные примеры невежества, комментарии тут, как говорится, излишни. У нее даже появляется некий староверский толк "идолопоклонников" и даже "землепоклонников"! Понятно, что исследователь должен изучать миссионерскую литературу XVIII в., но относиться к ней он должен все же более критично. Поражает и некоторая перекличка с персонажами советского писателя П. Карова ("злыдота", "пламенники").

На с. 197 мы находим "Сведения об участниках конференции", откуда не без удивления узнаем, что С.В. Васильева является кандидатом ист. наук и доцентом. Впрочем, в качестве наброска к готическому и квазиисторическому роману типа "Брынского леса" Загоскина, "Черного тополя" Черкасовой, писаний того же Карпова этот текст и подошел бы вполне, но в качестве доклада на научной конференции он с трудом представим.

В качестве отпетого гонителя старообрядчества в редакционной статье на с. 4 почему-то помянут император Павел I, отличавшийся, как известно, веротерпимостью, а иргизским поповцам пытавшийся даже покровительствовать и только перед смертью угрожавший "Преображенке", да и то не слишком уж сурово.

Особенно интересны статьи Ричарда Морриса (США) "Старообрядческие общины в Северной Америке", С. К. Росовецкого (Киев) "Протопоп Аввакум и 'слово о полку игореве'", Н. Н. Сухомлиновой (Киев) "Старообрядческий миф в русской культуре ‘серебряного века'", H.В. Фроловой (Молдавия) "О почитании старообрядцами молдовы уральских святых". К сожалению, интересный текст С. Капранова о братьях Денисовых (сс. 86-87) приводится лишь на украинском и поэтому трудно доступен для русского читателя. В целом же сборник заслуживает интереса, а многие его материалы - внимательного чтения.

Можно заметить, что на фоне довольно редкой и, прямо скажем, не всегда академически состоятельной публикаторской деятельности староверов, академические конференции, организованные в светском контексте академическими учеными суть такое начинание, которое надо всемерно поддерживать. Оно не просто "задает планку" или "закрывает брешь", но есть настоящее честное научное усилие по исследованию истории и освобождению ее от идеологических и политических клише прежних эпох.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования