Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиографияАрхив публикаций ]
 Распечатать

Борис Колымагин. Христианский детский писатель. Материалы литературного семинара. – М.: Ассоциация «Духовное возрождение», Центр «Нарния», 2004, 112 с.


Детская литература сегодня переживает далеко не лучшие времена. Несмотря на обилие замечательных книг для детей, достойные произведения современных авторов попадаются нечасто.

Поэтому заслуживает всяческого внимания деятельность по поиску детских писателей, ориентирующихся в своем творчестве на христианские ценности. Этой цели был посвящен организованный центром "Нарния" литературный семинар в Подмосковье. Одним из плодов этой встречи, в которой приняли участие литераторы со всех уголков России, стала книжка "Христианский детский писатель". В нее вошли методические материалы по писательскому мастерству и литературные произведения, написанные по ходу проведения семинара.

В теоретическом блоке обращают на себя внимания размышления Виктора Кротова (к слову - брата известного радиожурналиста и священника Якова Кротова), написавшего такие книжки как "Волшебный возок" и "Червячок Игнатий и его друзья". В. Кротов пишет о природе литературного творчества, приводит множество замечательных цитат и наблюдений. Он говорит о мире фразы и этажах смысла, о полезных навыках и о роли автора по отношению к читателю. При этом его речь не производит впечатления менторских указаний. "Любое из содержащихся здесь суждений может быть успешно опровергнуто талантливым произведением, противоречащим той или иной из приведенных формулировок", - замечает автор.

Стремится уйти от нравоучительности и знаменитая американская писательница Кэтрин Патерсон (о ее книге "Мост в Теравифию" см. рецензию на Портале-Credo.Ru). И в теории, и в практике она пытается найти акупунктурные точки современности. "Моя задача – рассказать наилучшую, наиправдивейшую историю, какую я только могу рассказать. А чему она научит – пусть решают читатели", - признается она.

И все-таки, несмотря на отказ от "лобового" решения духовных проблем, перед Патерсон, как и перед любым христианским автором, стоит задача свидетельства о Христе: "Если наши дети разучатся говорить и мыслить, если они не увидят присутствие Бога в человеческой истории и плывущее над ними "облако свидетелей", где они тогда найдут мудрость? На чем будут воспитываться их души? И откуда тогда взяться отзывчивому, творчески мыслящему обществу, состоящему из зрелых, разнообразно одаренных людей?"

В рассказах и сказках, представленных в сборнике, наглядно видно, как трудно пройти между Сциллой морализаторства и Харибдой "просто игры". Кому-то это почти удается, кому-то – нет. Но, как говорится, лиха беда начало, и кто знает, как пойдет дело дальше у авторов сборника, пусть большинство имен (Р. Кулакова, Л. Жукова, Р. Штубеницкая, М. Шихирева и др.) и не говорит ничего массовому читателю.

Отдельным блоком в книжке представлены пересказы библейских историй, рассчитанные на детей разных возрастных групп. Эта протестантская традиция в последнее время получила продолжение и у католиков, и у православных. Практика молитвенного чтения Писания находит неожиданное развитие в библейских переложениях. И сами эти переложения на общем фоне движения литературы к малой прозе имеют все шансы войти не только в миссионерский, но и художественный ряд.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о самой перспективе проведения подобных семинаров. Идея всяческих литературных учеб, при всей ее спорности, вовсе не была дискредитирована советским периодом. Затея А.М. Горького, открывшего Литературный институт, обернулась несомненной пользой. И хотя, кажется, сама состоятельность предприятия во все годы существования питомника молодых дарований подвергалась сомнению, на всякие аргументы "против" находились не менее веские аргументы "за". Их приводил, в частности, Юрий Трифонов, выпускник и преподаватель Литинститута: научить, дескать, он ничему не может, но кой чему научиться в нем можно. Оно и верно. И литературные семинары, где собираются христианские авторы, тоже кой чему научить могут. И слава Богу.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования