Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Здесь наш ислам справочник исламских сайтов ислам.
Лента новостей
ПортретАрхив публикаций ]
Распечатать

ФЕТХУЛЛАХ Гюлен - турецкий мусульманский философ, мыслитель и публицист. Личность, идеи, движение


Мухаммад Фетхуллах Гюлен родился в 1938 году (по другим данным, записанным в свидетельстве о рождении, – 27 апреля 1941 года) в селе Куруджук уезда Хасан-кале близ Эрзурума в Восточной Анатолии. В Турции традиционно сложилось так, что уровень религиозной практики среди населения возрастает по мере продвижения с запада на восток. Глубоко религиозной была и семья Фетхуллаха Гюлена. Его отец Рамиз-эфенди исполнял обязанности сельского имама, и в их доме часто собирались люди, почитаемые среди верующих как авторитетные алимы-богословы, несмотря на то, что они не являлись обладателями формальных ученых степеней. По воспоминаниям самого Гюлена, на молитву-намаз он впервые встал в возрасте четырех лет. Отец также привил ему с раннего возраста интерес к чтению многочисленных книг о жизни пророка Мухаммада и его сподвижников. Большое влияние на Гюлена также оказал один из уважаемых ученых Эрзурума Мухаммед-Лутфи-эфенди. "Каждое слово, сошедшее с его уст, казалось мне вдохновленным из горнего мира", писал впоследствии Гюлен.

Фетхуллах Гюлен компенсирует отсутствие академических свидетельств активным самообразованием, причем не только религиозным, но и гуманитарным. В 1959 году в городе Эдирне он получает лицензию имама-хатыба и назначается вторым имамом мечети Уч-Шерефле-джами, где работает в течение двух с половиной лет.

После окончания военной службы в конце 1962 года, Фетхуллах Гюлен возвращается в Эрзурум. А затем приезжает в Эдирне, на запад страны, где в июле 1964 года приступает к обязанностям учителя Корана при мечети дар-уль-Хадис. В этой мечети он также организовал ряд кружков, где проводились беседы на религиозно-этические темы. В 1965 году его назначают имам-хатыбом мечети в Кыркарале, а в 1966 переводят в Измир. Здесь Гюлен становится имам-хатыбом (проповедующим имамом) и по собственной инициативе ведет преподавательскую и просветительскую работу в коранической школе общества Кестане пазари.

Это событие становится отправной точкой того процесса, результатом которого становится формирование того Фетхуллаха Гюлена, который известен всему миру сегодня как исламский деятель и философ, а также того, что именуется сегодня "движением Фетхуллаха Гюлена" (это определение не совсем адекватно, но об этом ниже).

Движением "Кеcтенпазари", названным так по одноименной главной мечети Измира, была организована частная гимназия-интернат, в рамках которой и действовала "кораническая школа". Основной задачей этой гимназии была подготовка наиболее способных учеников к поступлению в высшие учебные заведения. Гюлен не был преподавателем религиозных наук, а его предмет, скорее, касался общих вопросов этики и морали в мусульманском дискурсе. Он также выполнял функции воспитателя в интернате. По его собственным воспоминаниям, он не получал денег за работу в интернате. Среди его обязанностей была общественная проповедь. В качестве такого мобильного имама-хатыба он разъезжал по городам и весям Эгейского побережья Турции, читая проповеди, а часто и просто беседуя с людьми в кофейнях. В 1968 году Фетхуллах Гюлен в качестве официального должностного лица духовного управления мусульман Турции совершил свой первый хадж.

По сути дела именно в Измире была впервые в той или иной мере апробирована модель, на основе которой много лет спустя развивались социально-образовательные инициативы, вдохновляемые уже самим Фетхуллахом Гюленом. Это создание частной гимназии (обязательно интерната, с тем, чтобы было эффективным не только образовательное, но и воспитательное влияние на учеников), в которой упор делается на преподавание, прежде всего, естественно-технических наук, причем вне жесткой религиозной интерпретации, а религиозные знания даются в как можно более современном и мягком дискурсе, более близком к курсу морали и этики. Поскольку гимназия была частной, для ее поддержания, наряду с платой за обучение, вносимой родителями учеников, нужно было и дополнительное финансирование, в частности, для того, чтобы оплатить обучение способных детей из бедных семей. Таким образом, гимназия стала платформой для сотрудничества и совместной деятельности педагогов и симпатизирующих им предпринимателей, и именно таким образом реализуется сотрудничество бизнеса и некоммерческих инициатив в сфере образования, медиа и социальной деятельности среди современных последователей Гюлена.

В 1971 году Гюлен оставил свою деятельность в обществе "Кестане пазары". Он назначается имам-хатыбом сначала в город Эдремите, а затем в 1974 году в город Манису. В том же году скончался отец Фетхуллаха Гюлена Рамиз-эффенди. Первая половина 70-х ознаменовалась значительным увеличением масштаба деятельности самого Фетхуллаха Гюлена. Теперь он не только проповедует в мечетях, но и выступает с лекциями на очень разнообразные темы. Коран и наука, критика дарвинизма, новое поколение, пророчество, социальные вопросы и т.п. Он также организовывал конференции в различных городах Турции. В 1977 году прошла конференция в Германии. Во второй половине 70-х были заложены основы формирующейся вокруг Гюлена сети социальных инициатив. Во-первых, его проповеди вышли на иной уровень. 9 сентября 1977 года он прочитал проповедь в стамбульской мечети Султанахмет, где среди слушателей были премьер-министр Сулейман Демирель и министр иностранных дел Ихсан Сабри Чалангиль. В 1979 году Гюлен обратился к печатному слову: он начал сотрудничать с интеллектуальным журналом "Сызанты", напечатавшим первую статью философа под названием "Кто остановит этот плач?". Последнее знаковое событие того периода – проповедь в мечети в Борнове 5 сентября 1980 года и первая встреча с будущим президентом Турции, а тогда просто лидером Партии Отечества Тургутом Оззалом.

А 12 сентября 1980 года в стране произошел военный переворот. Такое печальное событие происходило в новейшей истории Турции, когда по восточному горячая борьба между правым и левым крылом турецких политиков приводила к тому, что терялось управление страной и она стояла на пороге экономического хаоса и политической анархии. Пришедшие к власти в стране военные во главе с генералом Кенаном Эвреном были убежденными секуляристами и сторонниками твердой власти. Понятно, что на религиозно ориентированных деятелей различного уровня обрушились большие и малые репрессии. Не избежал этой участи и Фетхуллах Гюлен. В одной из статей, появившихся в прессе, утверждалось, что он в публичной проповеди призывал к введению в стране шариата. Это было равносильно тяжелому государственному преступлению. Действительно, в одной из последних проповедей Фетхуллах Гюлен говорил о необходимости гармонии между законами страны с "шариат-аль-фитрия" (общие универсальные принципы). Дело в том, что, помимо понимания слова шариат в узком смысле как системы мусульманского права, существует понятие "шариат аль-фитрия", означающее общие универсальные принципы. Именно в этом последнем смысле Гюлен и упомянул шариат в своей проповеди. Но тогда в эти тонкости богословия никто не вникал, и ему пришлось оставить должность проповедника на целых шесть лет. Интересно, что в 1986 году Фетхуллах Гюлен, совершая паломничество в Мекку, был уведомлен, что на него наложен запрет выезжать из Турции. Проповедник тогда отверг предложения друзей остаться в Медине и решил вернуться на родину. Там он сдался властям, был арестован, однако позднее признан невиновным и освобожден.

Новый этап в деятельности Фетхуллаха Гюлена приходится на вторую половину 80-х-90-е годы. После того, как власть от военных вновь перешла к гражданским деятелям, президентом страны стал встречавшийся и беседовавший в свое время с Гюленом лидер партии Отечества Тургут Оззал. К середине 90-х годов был основан Фонд журналистов и писателей, почетным председателем которого стал Гюлен, стамбульский университет "Фатих", ряд других структур, руководство и управление которыми осуществляют люди, разделяющие взгляды Фетхуллаха Гюлена. Сам Гюлен теперь уже не проповедник в мечетях и кофейнях– он активно пишет книги и статьи, дает многочисленные интервью СМИ по ключевым вопросам не только религиозной, но и общественно-политической жизни страны, и к его мнению прислушиваются в турецком истэблишменте. После встреч в 1996 -1998 гг. со Вселенским патриархом Варфоломеем, Папой Римским Иоанном Павлом II, главным сефардским раввином Израиля Эляху Дороном, другими религиозными деятелями, Фетхуллах Гюлен и его последователи все большее внимание уделяют самому широкому межрелигиозному диалогу, попыткам сформулировать и практиковать некие универсальные этические принципы.

В марте 1999 года Фетхуллах Гюлен выехал из Турции в США для лечения – ему требовалась серьезная операция на сердце. Одновременно турецкие секуляристы вновь попытались сформировать против него обвинение в публичных призывах к установлению шариата. Для этого были использованы записи на аудиокассетах, смонтированные таким образом, что выходило так, будто бы философ действительно призывал к установлению исламского правового порядка. Из-за обвинений выдвинутых на Родине, Гюлен был вынужден остаться в США, где и пребывает до настоящего времени, проживая в Нью-Джерси, в доме своего племянника. Решением высшего кассационного суда от 12 сентября 2008 года все обвинения с Фетхуллаха Гюлена были сняты.

Фетхуллах Гюлен является автором около 65 книг, более 7000 статей самой различной тематики. В 2008 году Фетхуллах Гюлен занял первое место в рейтинге всемирных интеллектуалов американского журнала "Foregin Policy".

В Нью-Джерси он ведет, можно сказать, аскетический и затворнический образ жизни. Фетхуллах Гюлен не женат. Он редко выходит из дома дальше дворика. Все его время занято написанием статей, либо редактированием текстов. Как он сам говорит, в его собственности есть только кровать с простынями и стеганым одеялом. Даже его многочисленные книги являются не его личной собственностью, а принадлежат основанному по инициативе Гюлена фонду. Гюлен обслуживает себя сам, собственноручно стирает свою одежду.

Иногда, друзья помогают ему готовить пищу, но чаще Гюлен занимается этим сам. Он может приготовить несколько десятков блюд из картофеля, многие по своим собственным рецептам, иногда меню разнообразится оливками и сыром. У философа гипертония и диабет, требующие соблюдения строгой диеты. Состояние здоровья также не позволяет ему сейчас принимать много посетителей. Фетхуллах Гюлен читает очень много мусульманской религиозной литературы, а также классиков XIX века, в том числе русских, интересуется французским экзистенциализмом. Он много слушает музыку – как суфийскую, так и западную классическую, пишет стихи.

Наверное возникает вопрос: как можно, ведя такой образ жизни, руководить движением мирового масштаба? Самым простым и, как представляется, верным ответом будет следующий: движение вдохновляется не столько физическим присутствием "ходжаэфенди", сколько его идеями.

Идеи

Прежде всего, необходимо иметь в виду, что Фетхуллах Гюлен не является алимом-богословом, как его иногда называют. Его можно обозначить как мусульманского философа, мыслителя и публициста. Его жизнь и труды представляют собой попытки переложить мысли и идеи того, что называют богословием, на систему понятий обычных людей нашего времени, применить их на практике.

Если попытаться кратко и, вместе с тем, емко, отметить, в чем состоит оригинальность Гюлена как мусульманского мыслителя, то здесь надо отметить следующие моменты. Первое – Фетхуллах Гюлен ясно и последовательно проповедует ислам, прежде всего, как религию любви и милости. Этим он отличается от традиционного исламского мэйнстрима, в котором принято обозначать суть ислама, прежде всего, через принцип полного подчинения и поклонения Всевышнему. Фетхуллах Гюлен, не отрицая важности и первостепенности поклонения, все же постоянно подчеркивает то, что именно любовь лежит в основе создания мира Аллахом и в основе посланничества благословенного пророка Мухаммада. Возможно, именно это обстоятельство заставило многих утверждать, что Гюлен проповедует христианство. Действительно, исламская мысль вплоть до последнего времени оперировала понятиями "божественной cправедливости" и "божественной милости", которые не считались адекватными традиционному пониманию любви. Но в ходе развития, в особенности, христианско-исламского диалога многие мусульмане осознают, что их ключевые этические понятия соответствуют тому, что обозначается словом любовь.

Из этого принципа вытекает принципиальное неприятие Фетхуллахом Гюленом насилия и терроризма. По его собственным словам, он ненавидит одного человека в мире – Усаму Бен Ладена, который опозорил светлый лик ислама.

Другой важный аспект мировоззрения Фетхуллаха Гюлена заключается в том, что мыслитель однозначно не приемлет "политический ислам" и в целом - слишком тесную привязку друг к другу ислама и политики. Не секрет, что в современной мусульманской среде стало повсеместным утверждение о том, что ислам – не только религия, но и образ жизни (что верно), и вытекающее отсюда утверждение о том, что ислам есть не только религия, но и политическая доктрина. Гюлен однозначно показывает неверность и порочность такого механического связывания религии и политики. Он пишет:"Те, кто принимает ислам как политическую идеологию, обычно делают это по причине личного негодования или враждебности. Мы должны прекратить подобную практику и основывать свои поступки на исламе как религии. Мусульмане должны прекратить действовать из идеологических или политических соображений и прикрываться при этом исламом, а также выдавать свои желания за идеи" (Ф.Гюлен. Очерки, перспективы, мнения, М. 2006, с. 41).

По мнению Фетхуллаха Гюлена, именно неоправданная политизация религии ислама и привела в значительной мере к сегодняшнему противостоянию мусульманского мира и Запада, к тому, что на Западе сложилось искаженное видение ислама, понимание его, прежде всего, как политической системы. Гюлен указывает: "Многие мусульмане, даже сведующие и образованные верят, что Запад стремится подорвать основы ислама самыми хитрыми и изощренными способами. Постепенное "превращение" ислама в идеологию конфликта и противодействия, или в партийную идеологию, заставило людей с подозрением относится к исламу и мусульманам".(Там же, с.38).

Именно необходимостью преодолеть негативные последствия политизации ислама, выражающиеся в том, что между ним и остальным миром возникает противоречие и непонимание, обуславливает Гюлен важность и практическую значимость диалога религий и цивилизаций, который занимает важное место в его мировоззрении.

Фетхуллаха Гюлена часто обозначают как суфия или последователя Бадиуззамана Саида Нурси. Однако это не является предметом нашего портрета. Фетхуллах Гюлен изучал труды и идеи таких ученых, как Мевляна Джелаледдин Руми, Юнус Эмре, Ахмет Есеви, восточную и западную классическую литературу, что определенным образом повлияло на формирование его взгляда на жизнь. Действительно, и суфизм, и взгляды Нурси являлись источником для формирования этическо-религиозных взглядов Гюлена, однако оба этих источника подверглись его собственному осмыслению и реинтерпретации. Относительно суфизма сам Гюлен не раз отвергал обвинения в том, что он член суфийского тариката-ордена, либо сам пытается создать свой тарикат. Он дает именно этическое определение суфизма "как постоянное стремление избавиться от ложных принципов и дурного поведения и приобрести достойные качества" (F. Gulen Concept in practice of Sufizm Izmir 1998, p.1).

Идеи о необходимости мистического и одновременно соответствующего критериям современной мысли и науки религиозного пути в исламе Гюлен значительно расширил. Он говорит не только о единстве и неразрывности научного и религиозного опыта, но также и о необходимости морально-нравственного воспитания, необходимости получения естественно-научных знаний, причем последним отдается даже определенный приоритет. Хотя мыслителю часто в Турции приписывали действия, являющиеся угрозой для секулярного строя государства, именно Гюлен развивал мысли о сосуществовании секулярного строя и религиозно-просветительской деятельности, соответствующие как духу времени, так и особенностям секуляризма. Кроме того, у Гюлена речь идет о первичности морального и этического воспитания безотносительно какой-либо религии. Ислам, хотя и важная для традиционно мусульманских обществ, но всего лишь одна из опций религиозного содержания морали и этики. Подобного рода "образовательный ислам" рассматривается и как альтернатива пресловутому "политическому исламу".

Такой универсалистско-этический подход и стал идейной основой для формирования того, что принято называть "Движение Фетхуллаха Гюлена". Деятельность организаций, основанных разделяющими идеи Гюлена людьми, можно назвать "движением Фетхуллаха Гюлена". Однако это движение не имеет никакого политического смысла. Его идейным стержнем стал принцип "хисмет"­ практической работы, служения обществу в разных формах - как еще одно поклонение Всевышнему.

Движение

Сам Фетхуллах Ходжаэфенди не считает правильным, когда его называют лидером некоего движения и отрицает такую свою функцию. Действительно, понятие "движение Гюлена", или"фетхуллахчи" на турецком языке является скорее внешним, используемым исследователями для обозначения того, ныне уже транснационального социокультурного феномена, который связан с личностью и учением Фетхуллаха Гюлена. Действительно у "движения" нет строго и четко выстроенной структуры, нет верховного руководства во главе с харизматическим и единолично принимающим решения лидером. "Движение Фетхуллаха Гюлена" правильно было бы определить как транснациональную социальную сеть, основывающуюся на инициативе входящих в нее лиц и организаций, общим для которых является то, что они разделяют в той или иной мере идеи и принципы, проповедуемые Фетхуллахом Гюленом, а вовсе не реализуют некие мифические "указивки" ходжаэффенди.

Помимо школ, открытых во многих городах Турции, приверженцами учения Гюлена были основаны учебные заведения почти во всех странах мира (кроме таких стран, как Иран, Саудовская Аравия). Подход к организации образования, независимо от религиозной принадлежности учеников, свойственен всем учебным заведениям, открытым приверженцами учения Гюлена.

Наиболее заметной и, можно сказать, ключевой организацией в движении Фетхуллаха Гюлена является Фонд журналистов и писателей. Подобно образовательной деятельности, этот фонд показал пример создания центров диалога по всему миру, и деятельность, подобная деятельности фонда, осущетвляется в разных странах разными организациями. Именно Фонду журналистов и писателей принадлежит самостоятельная инициатива формирования платформы культурно-гуманитарного "Диалога Евразия", который проводит различные программы и конференции на территории Евразии, в том числе и в России, а также издает ежеквартальный журнал с тем же названием. Особенность и уникальность "движения Гюлена" состоит в том, что оно, развившись сегодня в универсалистское течение, тем не менее, сохранило свой изначальный анатолийско-мусульманский колорит. При этом последователи Гюлена первые из мусульманских движений привлекли к диалогу и общению представителей не только  авраамических религий, но также индуизма и буддизма, а также и неверующих.

Сегодня очень много говорится о том, что противовесом исламистскому экстремизму может стать либеральный и просвещенный ислам. И в этом смысле такой международно-значимый фактор, как "Учение Фетхуллаха Гюлена", базирующееся на умеренном прочтении ислама и универсалистско-этических взглядах в межрелигиозных отношениях, заслуживает того, чтобы обратить на него пристальное внимание исследователей и общества, в том числе и мусульманского сообщества в России.

Валерий Емельянов,
ИАЦ "Время и мир",
для "Портала-
Credo.Ru"



Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования