Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
30 июня 2015, 22:21 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Монастырь как контркультура. Выступление Сергея Калугина на IX собрании Общества христианского просвещения, посвященного теме "Монастырь моей мечты"


Само христианство было изначально контркультурой, и когда мощные государственные структуры принялись использовать ее в своих интересах, то молодые волосатые ребята кинулись в леса и болота с тем, чтобы строить там себе скинии и в этих местах иметь глупость или счастье всерьез относиться к тому, что в Евангелии написано

Прежде всего, монастырь моей мечты существует. Для многих не будет сюрпризом, если я назову в таком качестве монастырь Тэзе во Франции, где мне довелось побывать. Подробно о нем рассказывать я не вижу смысла, потому что всякий желающий может, так сказать, погрузиться в пучины Googl’а и нарыть всю необходимую информацию для этого[1].

Но главное, о чем мне хотелось бы сегодня сказать, — это то, что монашество изначально возникло как контркультурная реакция на попытки государства, князя мира сего, подмять под себя молодую христианскую Церковь. Само-то христианство было изначально контркультурой, и когда мощные государственные структуры принялись использовать ее в своих интересах, то молодые волосатые ребята кинулись в леса и болота с тем, чтобы строить там себе скинии и в этих местах иметь глупость или счастье всерьез относиться к тому, что в Евангелии написано. Период этот был, я так понимаю, не слишком долгим.

Но эта интенция возникала постоянно. Это революция святого Франциска в католической Церкви и одновременно с ней какие-то ушедшие в разрыв с официальной Церковью течения. Это возникало каждый раз на протяжении веков. Это нестяжатели в России. И, как ни странно, в нашем веке мы наблюдали похожее явление, правда, оно уже не имело связи с официальной Церковью, то есть это контркультурная революция 1968 года и то, что из этого воспоследовало. И всякий раз в основе этих течений лежала попытка вновь всерьез отнестись к тому, что написано в Евангелии. Отнестись к этому без дураков, без какой-то лапши, которую каждый раз социум пытался повесить на уши вот таким вот прорывным и горячим сердцам.

Надо говорить, наверное, о целях и монашества как одного из видов христианской и вообще – шире – религиозной жизни. Для чего это все? Зачем это все нужно? Вот в настоящее время, когда рухнули культурные границы и мы можем сравнить, так сказать, мистиков из самых различных регионов, очень глупо делать вид, что мы не понимаем, о чем идет речь. Речь в любом случае идет о так называемом отсечении привязанностей или победе над страстями. Собственно, для чего люди уходят в отшельничество, уходят в монастырь? Для того, чтобы отсечь привязанности, подавить собственное «я», подавить собственную личность, отказаться и превратиться в некий поток чистого света, в некий поток богоприсутствия. Это именно то, о чем говорил Христос: «Достаточно быть ученику как учитель его». Это то, чему Он учил, когда говорил: «Вы – боги» и тому подобное. И вот, действительно, находятся отчаянные пассажиры, которые понимают, что во многом проще отсекать привязанности, находясь в отрыве от общества. И, соответственно, пытаются создать себе такие условия.

В этом смысле киновийное монашество — я перестаю понимать, зачем оно вообще нужно? Отец Григорий говорил: «Работать и молиться». Так, собственно говоря, работать — это и есть тащить за собой в монастырь мир. То есть просто-напросто мирская деятельность, которая полна привязанностей, обязанностей, забот, воссоздается в других условиях – и больше ничего. Только к ней довязывается еще одна работа под названием «молитва». Соответственно просто остается немного времени на сон, а из этого получается Студийский устав и бесы, прыгающие по крышам, и дальше – скорая психиатрическая помощь. Я не думаю, что у монаха в киновийных обстоятельствах, который должен сначала договориться с завхозом, потом вычистить навоз, все это непрестанно молясь, потом еще отстоять шестичасовую службу, потом два часа поспать, — с утра могут остаться какие-то силы на непосредственную задачу по превращению себя в поток света. Собственно говоря, он, наверное, уже об этом и не думает – он машет граблями. Ну и, наверное, в поток света всё это превращается.

А собственно говоря, этот поток света — а он-то зачем нужен? А он нужен для того, чтобы светить другим людям. Больше незачем. Потому что ежели монах уходит и начинает заниматься спасением собственной души, то через какое-то время понимает, что спасать-то, в общем-то, нечего и не для кого – понимает то, о чем апостол Павел говорил: «Желал бы я быть отлученным от Христа за братьев моих». И тут человек благополучно обнаруживает вокруг себя братьев и начинает им светить. И им становится хорошо. Всё, больше ничего не надо.

Таким образом преображается мир. Только таким, и больше никаким другим. И, соответственно, опять-таки, в нынешних условиях надо перестать питать иллюзию, что киновийное монашество, общинное монашество сильно способствует такому обстоятельству. Ну, живешь ты не с женой, а с келейником. Разница-то какая? Ты все равно с ним ругаешься, потому что кто-то не помыл посуду. А заниматься самосмирением можно как с женой, так и с келейником. Шило на мыло получается.

И вдобавок ко всему на нас висит груз двухтысячелетней культурной традиции, с которой совершенно непонятно, что делать. Я одно время переживал по поводу того, что в Италии огромные красивые храмы пустуют, а рядом с ним маленькая каморка, на которой надпись «РПЦ». А теперь я понимаю, что это единственный вариант, что это замечательная культура с ее замечательными сакральными языками. Это «бремена неудобоносимые». И в принципе — обществу бы надо это дело вернуть, по-хорошему. Пусть наслаждаются живописью, музыкой... Но тратить огромные силы на поддержание?..

Возвращаюсь к вопросу о том, что монастырь моей мечты существует. Тэзе — удивительная вообще штука. В нем сохранена мера контркультурности, потому что он дистанцирован как от католицизма официального, так и от протестантизма, и от православия; и при этом не прерывает с ними связи, т. е. не уходит в какой-то бунт и восстание. Это во-первых.

Во-вторых, монахи тэзешные – да, они работают тихонечко, действительно, не имеют собственности, не имеют привязанностей, благополучно светят огромному количеству людей, которые приезжают в этот монастырь, не игнорируют Современность. Глубочайшая архаика в этом монастыре, потому что устав Тэзе — это службы очень древние, еще до момента попытки взаимной адаптации Афин и Иерусалима, которая привела к полному торжеству Афин и забвению Иерусалима.

Собственно, что мы в результате имеем? Мы имеем платонизм несколько улучшенной, тысячелетней выработки. Что с ним сейчас делать – совершенно непонятно. Никто не озабочен этими проблемами. И то, что сделало Тэзе, — это замечательно. Они просто вернулись к словам любви. Их службы — это глубоко традиционная и одновременно с этим совершенно современная музыка. Их службы — это полная свобода. Ты можешь лежать, ты можешь стоять, можешь сидеть. То есть некое сочетание минимально необходимой дисциплины и огромного количества свободы, контркультурность и при этом отсутствие бунта. Замечательный вообще эксперимент. И мне кажется, на нынешнем этапе это какой-то оптимальный путь, которым следует идти.


[1] (Taizé —)христианская экуменическая община в деревне Тэзе, находящейся во французском департаменте Сона и Луара, в Бургундии. Община была основана в 1940 Братом Роже (Роже Шютц), который переехал во Францию из Швейцарии, и оставался её главой до своей смерти 16 августа 2005.

Сергей Калугин,

"ПРАВАЯ.RU", 25 июня 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
30-06-2015 20:30  
ВИДЕО: Экуменист ли опальный Иерусалимский Патриарх Ириней? Репортаж Алексея Добычина из Иерусалима
30-06-2015 20:26  
Антиохийский патриархат разорвал общение с Иерусалимским патриархатом
30-06-2015 19:55  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Митрополит Иона: в РПЦЗ МП с чистой совестью. Бывший первоиерарх ПЦА стал жертвой собственных иллюзий относительно РПЦ МП
30-06-2015 19:41  
ДОКУМЕНТ: Незаконное строительство на Ходынском поле. Сообщение московского общественного движения "За парк" в связи с нарушениями закона при строительстве объекта РПЦ МП в Хорошевском районе
30-06-2015 19:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сербы освятили памятник убийце Европы. Андрей Кураев: "Бес национализма правит бал на Балканах"
30-06-2015 18:45  
Законопроект, частично приравнивающий российские религиозные организации к "иностранным агентам", принят Госдумой РФ в первом чтении
30-06-2015 18:15  
Суд в Петербурге вновь отказал в регистрации Саентологической Церкви
30-06-2015 18:12  
ВИДЕО: "Избили, оскорбили и уехали...". Рассказ Елены - еще одной жертвы избиений защитников московского парка Торфянка
30-06-2015 18:04  
МОНИТОРИНГ СМИ: Протесты взмыли под купол. Борьба вокруг строительства храмов в российских городах выходит на новый уровень
30-06-2015 17:46  
ДОКУМЕНТ: "Атака на брак - атака на библейскую мораль". Заявление Конференции лютеранских епископов в России
30-06-2015 17:38  
РЕПОРТАЖ: Церкви вместо легких. Вечерние беседы с обитателями Торфянки, которые не сдадутся
30-06-2015 17:01  
РПЦ МП планирует возвести новый храм в московском парке Царицыно в течение одного дня
30-06-2015 16:43  
ВИДЕО: "Кто вас спрашивает? Вы - бесы!" Защитники храмостроя на Торфянке полемизируют с местными жителями вечером 29 июня
30-06-2015 16:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: Был ли Большой Московский собор 1666-67 годов еретическим? Круглый стол на Мятлевский чтениях ИПЦ 9 июня 2015 г., часть 2
30-06-2015 16:38  
Девушку, гулявшую в московском парке Торфянка, жестоко избили за попытку сорвать с дерева "православную" листовку
30-06-2015 16:02  
ВИДЕО: "Попы называют репрессиями все, что лишает их сверхдоходов". Александр Невзоров в программе "Особое мнение" на "Эхе Москвы", 29 июня
30-06-2015 15:03  
Папа Римский благословил дружбу между евреями и католиками во имя мира на планете
30-06-2015 14:39  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ускорение России. Протоиерей Всеволод Чаплин напророчил на днях России войну
30-06-2015 14:21  
Книга о церковной жизни русской эмиграции издана в Париже
30-06-2015 13:59  
Преподаватель оренбургского вуза обвиняется в оскорблении чувств верующих
30-06-2015 13:45  
Татуировки с распятым Юрием Гагариным стали популярны в Перми
30-06-2015 13:20  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мусульмане в Москве. Студентки-мусульманки о сбежавших в "Исламское государство", ношении хиджаба и любви
30-06-2015 12:52  
В Египте убит прокурор, требовавший казни исламистов
30-06-2015 12:38  
Завербованную "Исламским государством" гражданку Киргизии задержали в в московском аэропорту Домодедово
30-06-2015 12:14  
МОНИТОРИНГ СМИ: Бывший детдомовец рассказал, как помогал монастырю УПЦ [МП] снабжать оружием донецких сепаратистов. «Обитель батюшки Зосимы» работала на ополчение
30-06-2015 11:53  
Боевики "Исламского государства" впервые обезглавили женщин, сообщили лондонские правозащитники
30-06-2015 11:36  
Московский суд отказался запретить якобы чудодейственную воду "Божья роса"
30-06-2015 11:03  
Папа Римский Франциск пожует листья коки во время визита в Боливию
30-06-2015 10:57  
ДОКУМЕНТ: Пост-релиз Общественного движения «За Торфянку!» – дайджест за последние дни
30-06-2015 10:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ora et labora и единство богослужения. Выступление епископа Григория (Лурье) на IX собрании Общества христианского просвещения, посвященного теме "Монастырь моей мечты"
30-06-2015 10:05  
ДОКУМЕНТ: "Наше Движение является светским, оно отстаивает права всех, вне зависимости от их идеологии". Декларация Международного общественного движения "Свобода совести"


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования