Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
30 декабря 2014, 20:59 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Первый год объединений: итоги 2014 года для ИПЦ


Из года в год мы подводили итоги года для Истинно-Православных Церквей, рассказывая о том, кто и как собирался или собирается объединяться, но при этом получались у нас в основном рассказы о том, кто и как разделился. 2014 год переломил эту тенденцию. В нем самыми главными итогами стали итоги объединительные. Кроме того, этот год оказался исключительным и просто по насыщенности событиями. Так, вопреки обыкновению, мы не смогли подвести его промежуточные итоги летом или в сентябре, потому что никаких летних каникул в этом году не было: из-за украинских событий летние месяцы оказались едва ли не самыми напряженными и насыщенными.

Не всякое объединение добро, как и не всякое разделение зло. Так и оценка объединений и разделений 2014 года будет сильно зависеть от религиозных предпочтений оценивающего. Ниже мы постараемся сделать акцент на самих фактах, а не их оценках, хотя оценка у нас тоже есть, и мы не будем пытаться ее скрывать.

 

  1. Главное объединение года и закат киприанизма

 

Всю первую половину года в истинно-православном мире гремело одно растянутое на несколько месяцев событие: «большое объединение» так называемого «хризостомовского» Синода ИПЦ Греции (самого большого из греческих старостильных Синодов; фактически это вторая полуофициальная Церковь Греции) с содружеством «киприанитских» Синодов (в которое входят, помимо соответствующей старостильной Церкви Греции, формально самостоятельные Церкви Болгарская во главе с Епископом Фотием и Румынская во главе с Митрополитом Власием, а также русская РПЦЗ(А)). Наш Портал много писал об этом (и соответствующие материалы собраны в особом сюжете). 18 марта было сделано совместное заявление греческих архиереев, а уже 23 марта произошло их сослужение.

Формальной основой такого объединения стал отказ «киприанитов» от специфического богословия «киприанизма». Критики мартовского объединения много раз заявляли, что, мол, фактически, это беспринципная уния, так как киприаниты не высказали формального осуждения ни своего покойного лидера Митрополита Киприана лично, ни хотя бы только его криптоэкуменического учения. Хуже того, отдельные их епископы (главным образом, в США) и вовсе заявили, что ни от чего отрекаться не собираются. Но такие критики не понимают (или делают вид, что не понимают) правил игры.

А правила игры тут простые. Специфическая — и безграмотная — схоластика покойного Митрополита Киприана никогда не была главным в его учении. Он всего лишь попытался догматизировать веру большинства греческих старостильников-флоринитов 1960-х и последующих годов. Эта вера не теоретическая, а «практическая», — и именно потому она и не поддалась описанию в качестве системы догматики. Заключается она в том, что на словах необходимо делать самые жесткие заявления относительно экуменистов-новостильников (обязательно настаивая на их безблагодатности), но при этом на практике смягчать крайнюю суровость теории правом не делать из нее никаких выводов и, там где это выгодно, закрывать глаза на причащение в храмах ИПЦ новостильников и тому подобные нарушения церковной дисциплины. Митрополит Киприан попытался сделать эту веру на словах чуть честнее, отказавшись от ритуальных заявлений о безблагодатности новостильников, — но тут-то он все и испортил. Те, чью веру он на самом деле пытался выразить, вовсе не стали ему благодарны за разоблачение, а те, кто и на самом деле веровал иначе, получили удобную мишень для обличений. Киприанитской схоластикой давно уже больше всех тяготились сами киприаниты, и поэтому они поспешили от нее отойти сразу после смерти своего основателя.

Поэтому обличители мартовского объединения как якобы беспринципного глубоко неправы. Оно как раз основано на главном и единственном принципе большинства греческих старостильников со второй половины ХХ века: никогда не жалеть слов осуждения для новостильных Церквей и своих конкурентов среди старостильников, но на деле всегда выбирать то, что ведет к расширению бизнеса. Методологически неправильно предполагать качественные различия в греческих Синодах в зависимости от того, что они в данный момент произносят. Это то же самое, что сравнивать двух говорящих попугаев на основании тех человеческих фраз, которые они повторяют, а не на основании их способности к повторению человеческой речи. Так же и греческие старостильники: какая у них догматика в данный момент — это давно уже дело исторического случая, а заняты они на самом деле семейным бизнесом. Подобно русскому старообрядчеству, греческое старостилие во второй половине ХХ века стало передаваться, главным образом, по семейной линии, почему и превратилось в семейный бизнес.

Негреческие киприанитские Церкви формально вошли в новое греческое объединение, но только маленькая Болгарская Церковь Епископа Фотия сделала это вполне органично. Что касается Румынской Церкви Митрополита Власия, то она не отрицает объединения, но и не проявляет особого энтузиазма и воздерживается от заявлений. Практически для нее ничего не меняется.

Сложности возникли только для русской РПЦЗ(А). Под ее управление греки попытались передать пару имевшихся у них русских приходов, но вскоре от этого плана пришлось отказаться — по крайней мере, временно. Ведь русские делали сознательный выбор между РПЦЗ(А) и греками, и они очень хорошо представляют себе различия между этими Церквами. Уния для них неубедительна. Поэтому они инициировали дискуссию между греческим и русским Синодами о разных спорных вопросах и - в особенности — о поминании духовенством РПЦЗ(А) на Святой Земле бывшего Патриарха Иерусалимского Иринея. Греческий Синод уже запрашивал от Синода Митрополита Агафангела объяснений по этому поводу, объяснения были получены и уже официально признаны греками неудовлетворительными. Пока что официальная позиция греков состоит в том, что переговоры с РПЦЗ(А) по этому поводу должны быть продолжены, но установленное теперь общение пока сохраняется.

Признать официально право русских поминать за богослужением Патриарха Иринея греки просто физически не могут. Богослужебное поминание епископа – это видимое выражение принадлежности данного прихода к возглавляемой этим епископом Церкви, а отношения Церкви и ее епископа традиционно уподобляются браку. Патриарх Ириней даже для РПЗЦ(А) — посторонний мужчина, никакого брака с ним нет и быть не может. В глазах греков он, к тому же, справедливо осужденный (пусть и новостильниками) мошенник и еретик. В этих условиях Синоду Митрополита Агафангела предстоит трудная задача убедить греков в том, что на Святой Земле возможны такие странные церковные браки… Неудивительно, что ссылки Агафангела на традиции РПЦЗ не убеждают, хотя традиции эти допускали еще и не то. Соответствующая переписка между РПЦЗ(А) и «хризостомовцами» в основном собрана в нашем сюжете.

Все же, несмотря на эту линию надлома, «великое объединение» пока что не собирается трещать по швам. РПЦЗ(А) никуда из него не денется, и греки лишь используют разные поводы, чтобы расширить на него свою власть — пусть и не до такой степени, как в Болгарии, но как-нибудь достаточно ощутимо.

 

  1. Оставшиеся за бортом

 

Большие объединения не могут затронуть мельчайшие группы, которые управляются только броуновским движением. Их направление независимо от направлений больших потоков. Таковы разные группы греческих старостильников-матфеевцев или мельчайшие русские «осколки» РПЦЗ. Но для церковных групп среднего размера оказаться рядом с большими объединительными процессами всегда очень опасно. Они рискуют либо полностью засосаться в этот процесс, либо засосаться частично, с тем, чтобы оставшаяся часть оказалась настолько малой, что это приведет к уничтожению подобной группы. Такой опасности сейчас подверглись Святая Православная Церковь Северной Америки (HOCNA) и так называемый Ламийский греческий старостильный Синод в Греции и Болгарии.

HOCNA подвергается подобной опасности уже давно, так как значительная часть ее прихожан и клириков имела тяготение к греческим старостильникам «хризостомовского» Синода, весьма заметного в Северной Америке, а вероучительных различий между двумя Церквами до недавнего времени не было. В этих условиях начались было (в 2010 году) переговоры об установлении общения между двумя Церквами, которые неожиданно (понятно, для какой из сторон) прекратились в том же 2010 году после выхода двух епископов, одного монастыря и нескольких приходов из состава HOCNA и их присоединения к «хризостомовцам». Никаких догматических обоснований этому поступку не давалось. После этого отношения между двумя Церквами стали конфронтационными. Внутри HOCNA, однако, продолжала действовать «пятая колонна» хризостомовцев. В 2012 году ей удалось устроить второе значительное обрушение HOCNA, когда из нее вышла большая группа верующих, часть монахов Бостонского Спасо-Преображенского монастыря и несколько клириков во главе с епископом Димитрием (Кириаку). На сей раз, расколу придали догматическое обоснование, которым стало имяборчество, причем, епископ Димитрий окончательно решил стать имяборцем чуть ли не накануне своего выхода из HOCNA, а до этого он был вполне лоялен имяславию и даже прикладывался к иконе — предварительно спросив, кто на ней изображен, — вождя афонских имяславцев Антония (Булатовича) во время посещения нашего храма в Санкт-Петербурге в сентябре 2011 года. (Мы писали об этом подробно, подводя итоги 2012 года).

Дискуссия о почитании Имени Божия тлела среди истинно-православных еще с самого начала 2000-х годов, и секретарь «хризостомовского» Синода митрополит Фотий еще в 2006 году защищал имяборчество на страницах официального журнала Синода «Голос Православия». Но все же греки воздерживались от деклараций синодального или соборного уровня до самого сентября 2012 года, когда такая декларация была сделана «хризостомовским» Синодом по случаю принятия в свой состав группы епископа Димитрия. 19 февраля 2014 года этот процесс получил символическое и административное завершение: лидер имяборцев епископ Димитрий (Кириаку) был возведен в достоинство митрополита всей Северной Америки.

Понятно, что и все «большое объединение» старостильников и РПЦЗ(А), о котором шла речь выше, будет теперь имяборческим. Митрополит Агафангел, понимая это, уже поспешил высказаться против имяславия и в поддержку имяборчества.

Острота дискуссии об имяславии вызвана тем, что она отражает два принципиально разных подхода к тому, что считать Истинным Православием. Первый и самый понятный для народа подход — тот, который можно назвать «старообрядческим». Он исходит из того, что настал какой-то момент, когда все испортилось (в мифологии старостильников это 1924 год, введение нового стиля в Греции; в мифологии РПЦЗ и части катакомбников это 1927 год, «Декларация» Сергия Страгородского), а до этого «всё» было хорошо, и мы должны это хранить. Если церковная власть «хорошего» периода осудила имяславие, то разговор тут короткий: имяславие — ересь, решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Противоположный подход к пониманию Истинного Православия принят и HOCNA, и Архиерейским Совещанием РПАЦ. Истинное Православие — это Православие святых отцов, а неприятные моменты в 1924 и 1927 годах потому и случились, что им предшествовало слишком долгое отступление от святоотеческого Православия, последствия которого постепенно накапливались и привели к обрушению. Решения греческих и русских церковных властей 1912–1913 годов по осуждению имяславия были одним из главных, а то и самым главным актом отступления официальных церковных властей от православной веры, за который и пришла расплата.

В результате американского раскола 2012 года и «великого объединения» 2014 года позиции определились. Каждый может выбирать либо новое «старообрядчество», в котором главный догмат — юлианский календарь, либо святоотеческое Православие. Неудивительно, что 2014 год оказался так заполнен дискуссиями о почитании Имени Божия (их неполный, но репрезентативный обзор см. в сюжете нашего Портала).

Критерии выбора тут, однако, могут быть какими угодно, и совсем не обязательно – религиозными. Когда религиозное разделение на имяславцев и имяборцев оказывается опрокинутым в социальное, обе стороны конфликта могут рассматриваться без учета религиозной составляющей. Так это и сделал греческий старостильный Ламийский Синод. После неудачи переговоров с «хризостомовцами» HOCNA вступила в переговоры с этим Синодом, которые и завершились весной 2012 года установлением взаимного общения — ко взаимному удовольствию. Для HOCNA было очень важно иметь в общении какую-нибудь Церковь из традиционно православной страны. А в Ламийском Синоде (как в таких случаях пишут в интернетах, «внезапно») пробудился интерес к богословию и имяславию. Автор этих строк еще тогда, в 2012 году, имел бестактность высказывать свои соображения о причинах подобного богословского пробуждения среди богословски безмятежных греков… Впрочем, все было очевидно и так: коль скоро главные конкуренты «ламийцев», «хризостомовцы», объявили себя имяборцами, «ламийцам» приходится занять единственную оставшуюся позицию и объявить себя «имяславцами» (хотя бы на время). В физике это называется нарушением симметрии: если все сидят за круглым столом, и кто-то первым выбрал себе салфетку справа от тарелки, то потом и все остальные должны будут брать себе ту салфетку, которая справа, а не слева. Так и у греков такой вот физический процесс в качестве суррогата богословия.

Объединение с Бостоном было нужно Ламийскому Синоду, чтобы как-то укрепить свои позиции перед лицом «великого объединения» (в которое, впрочем, все равно засосало в начале 2014 года одного из его немногих архиереев), но вскоре пришлось убедиться, что это так не работает. Ламийский Синод стал в 2013-м – начале 2014 года разваливаться на глазах . В греческой старостильной среде, из-за ее «старообрядческих» традиций, крайне невыгодным оказался тезис имяславия. Кроме того, относительно HOCNA в публичном информационном пространстве было слишком много разнообразного компромата личного характера — крайне удобного для воздействия на умы паствы, то есть для пропаганды старостильников-конкурентов. В конце 2013 года это привело к уходу из Ламийского Синода в свободное плавание митрополита Месогейского и Островов Христофора (Ангелопулоса), бывшего экзарха Балкан. Используя свои прежние добрые отношения, он увел за собой из Синода его немногочисленную болгарские паству и клир. Характерно для подобных историй, что Христофор, хотя и издал при своем уходе имяброческое исповедание веры, так растолковал его своей болгарской (но вполне читающей по-гречески) имяславческой пастве, что та пошла за ним, считая его имяславцем. Про вероисповедание всех этих архиереев всегда безошибочной будет только одна формула: «Аллах знает лучше».

25 сентября 2014 года митрополит Христофор вступил в общение с новостильным (но вне общения с официозом) митрополитом Сардикийским Христофором (Сыбевым; своим тезкой) в Болгарии, создав таким образом новый старостильный Синод. Христофор (Сыбев) — человек чрезвычайно активный: бывший болгарский диссидент, политический активист уже в священном сане, кинорежиссер-документалист… Вполне возможно, что у этого Синода окажется заметное будущее. Возможно, что он отметится и в России.

Ламийский же Синод оказался весной 2014 года на грани закрытия. В Греции у него оставались четыре архиерея, один из которых был недееспособным по болезни и весьма преклонному возрасту (1925 года рождения). За пределами Греции — два (один во Франции и один в России), но фактического общения с ними не было уже много лет. И тут в Ламийском Синоде кто-то сказал «бинго»: так родилась мысль использовать HOCNA как сырьевой ресурс.

Сначала «ламийцы» рукоположили, все той же весной 2014 года, сразу восемь архиереев. (Вот апологетический рассказ о кандидатах в епископы, а вот сообщения о самих хиротониях, с фотографиями http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=107948&type=view , http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=107986&type=view ). Нужда в новых епископах была очевидной, но несколько озадачивало их количество — оно никак не соотносилось с количеством приходов и епархий, хотя бы потенциальных. Вскоре все разъяснилось, хотя наш Портал об этом не писал по причине отсутствия соответствующих документов или публичных деклараций.

Половина новорукоположенных архиереев вскоре поехала в США и Канаду с длительным дружественным визитом к приходам HOCNA. При этом они много общались с тамошней паствой через головы собственных архиереев HOCNA, а Синоду HOCNA дали понять, что пора отказываться от имяславческого вероисповедания и принимать «нормальное», «как у людей» — то есть в согласии с постановлениями церковных властей 1912–1913 годов. Для многих деятелей HOCNA такое поведение «ламийцев» оказалось полной неожиданностью: они почему-то думали, что греки их искренне полюбили, да еще и вместе с православной верой в божественность Имени Божия. Наивные люди. Мораль: разговаривая с попугаем, не пытайся вычитывать в его глазах человеческие мысли.

Конечно, сравнение с попугаем у меня некорректное, каюсь. В «ламийцах» слишком много от совсем других птиц — тех, которые обычно садятся рядом с умирающими, но без намерения их утешить… А поведение HOCNA, действительно, подобных птиц привлекает. Впрочем, и у HOCNA в 2014 году было положительное развитие. В ней, например, появилась прекрасная община бывших католиков в Мексике.

 

  1. Страсти по Украине

 

Как известно, русские националисты разделились по отношению к украинским событиям, приблизительно, поровну. А поэтому и националистические русские юрисдикции постигла та же судьба. Мы скажем тут кратко о трех русских юрисдикциях — РПЦЗ(В-В), РПЦЗ(А) и РИПЦ.

Наш Портал не считал нужным подробно освещать возникший по поводу Украины раскол в РПЗЦ(В-В). Он был примечателен только фейерверком ругательных посланий, которыми ее архиереи обменивались публично, на удивление и забаву немногочисленной публики. Эта юрисдикция задолго до ее раскола в 2014 году сократилась до нескольких малых приходов, и давно уже не была способна привлекать новых верующих. Почему-то так вышло, что ее предсмертные конвульсии выглядят столь (траги)комически…

В публичном пространстве главную интригу создал раскол РПЦЗ(А). Митрополит Агафангел предсказуемо занял проукраинскую позицию, и это стоило ему потери двух епископов и значительной части приходов в России. Интрига состояла, во-первых, в том, потеряет ли он «практически все» российские приходы или все-таки не все; а, во-вторых, в том, что смогут создать эти новые отделившиеся — какой будет их новая юрисдикция?

Развязка интриги наступила лишь 27 ноября на Чрезвычайном Архиерейском Соборе РПЦЗ(А), созванном специально по поводу раскола. Ключевой фигурой в этой интриге оказался наиболее далекий от каких бы то ни было интриг (и вообще едва умеющий писать на родном языке) иерарх этой Церкви архиепископ Санкт-Петербургский (но живущий в Псковской области) Софроний (Мусиенко). Этот крайне бесхитростный человек обыкновенно произносит вслух то, что ему внушает ближайшее окружение. Однако он хорошо запоминает только то, что ему говорят в личном общении, а не по телефону (письменные же тексты он совсем не может запомнить).

Противники Митрополита Агафангела в разгар конфликта по поводу Украины организовали к нему в деревню десант и провели там епархиальное собрание Санкт-Петербургской епархии, принявшее Обращение к Собору РПЦЗ(А). Вызов был брошен. Поскольку архиепископа Софрония они знают уже лет двадцать пять и более, можно было надеяться, что они не оставят его без присмотра и затем сделают формальным главой (фронтменом) своей юрисдикции. Для этого у него располагающая для определенного круга «церковных людей» внешность и, главное, полное отсутствие испорченной скандалами репутации (этим он выгодно отличается от лидеров антиагафангеловской оппозиции — М.В. Назарова и братьев Алферовых). Напротив, если уж такой мирный человек, как архиепископ Софроний, соглашается стать во главе новой юрисдикции, значит, — подумают верующие РПЦЗ(А), — Митрополит Агафангел и на самом деле перешел все мысленные грани… Признаюсь, я был почти уверен, что братья Алферовы (епископ Дионисий и протоиерей Тимофей) не поленятся установить около архиепископа Софрония пост круглосуточного наблюдения — аналогично тому, как сторонники Митрополита Лавра установили в 2007 году наблюдение при престарелом епископе Ирийском Данииле, чтобы агафангеловцы не смогли его выкрасть и с его помощью восстановить себе иерархию.

Тогда моему воображению рисовалась следующая картина. В России создается новая юрисдикция на базе РПЦЗ(А). Ее главными идеологами становятся М.В. Назаров и братья Алферовы, которые будут иметь около пяти лет срока до тех пор, пока не поругаются, развалив свою юрисдикцию. Но эти лет пять их совместной жизни будут яркими. Некоторое время они будут поддерживать имидж респектабельной националистической русской юрисдикции, идеологией которой станет химически чистое черносотенство образца 1910-х годов. Сначала это позволит им забрать из российских приходов РПЦЗ(А) практически всех — кроме совсем уж впадающей в крайности Вологодской епархии и малочисленных квартирных приходов интеллигенции, которые вообще не любят национализм. Это создаст такую критическую массу, которая сможет стать ядром для дальнейшей экспансии. Экспансия будет строиться на контрасте четкой идеологии (пусть и не особо понятной и интересной массам, но внушающей уважение просто самой своей четкостью) и респектабельной внешности — которой, повторю, им должно было хватить, по моим расчетам, лет на пять. Воздействие такой юрисдикции на церковную жизнь в России, на мой взгляд, было бы крайне благотворным. Теперь, когда все мои мечты обрушились, мне будет ее остро не хватать. Она могла бы образовать вокруг настоящих Истинно-Православных Церквей столь им необходимую дренажную систему, куда бы шла основная масса националистических стоков из Московской патриархии — тех, что сейчас бьются о стены ИПЦ Митрополита Рафаила (Мотовилова).

Но в реальности расчетливый Митрополит Агафангел обыграл безалаберных братьев Алферовых с первого же хода. Архиепископ Софроний был доставлен на Чрезвычайный Собор. Дальше все пошло так, как оно только и могло пойти. Он покаялся во всем, в чем ему объяснили, что надо каяться, получил небольшое наказание, подписал все бумаги и не стал участвовать ни в каких отделениях. Отделяться пришлось группе с епископом Дионисием (Алферовым) во главе — а это уже совсем другое зрелище (вот сообщение нашего Портала и их собственный документ). Несмотря даже на участие в этой группе на главных ролях трех знаменитых ижевских священников, она изначально не набирает ни критической массы, достаточной для серьезной экспансии в своем секторе религиозного рынка, ни достаточной солидности, чтобы люди начинали ей верить.

Вспоминаю, что когда в 2009 году братья Алферовы и примкнувший к ним епископ Ириней переходили из РИПЦ в РПЦЗ(А), друзья из РИПЦ вздыхали с облегчением и предрекали — не уверен, что со вполне христианскими чувствами, — проблемы Митрополиту Агафангелу, которые, по их мнению, неминуемо ожидали его через несколько лет. Вот и сбылись их слова. Но теперь и Митрополит Агафангел сбыл с рук эту проблемную группу, а заодно и другие проблемные активы, которые были ему только в тягость (тут можно назвать и М.В. Назарова, и ижевских священников). При этом он избежал полного краха своей юрисдикции на территории России, хотя и потерпел здесь значительный ущерб. Но его юрисдикция и раньше не имела в России особо широких перспектив, поэтому потеря не так велика, как некоторым, может быть, кажется. Главный ущерб, который этот раскол нанес РПЦЗ(А), — утрата ею имиджа юрисдикции, неуязвимой для расколов. Но этот имидж только вводил в заблуждение и в качестве рекламного хода был нечестным.

Что касается новой российской юрисдикции епископов Дионисия (Алферова) и Иринея (Клипенштейна), то теперь у нее за душой одна идеология. Но идеология народом не ценится, когда она ни на что не намазана. Это как масло без хлеба. Но такого масла можно набрать и в РПЦ МП, где также есть круги, культивирующие любые сорта черносотенной идеологии. Конкурентного преимущества в отношении РПЦ МП черносотенство не дает, а поэтому и я не буду возлагать на новую юрисдикцию никаких надежд относительно ее дренажных способностей. Жизнь ее приходов мало отличается от жизни приходов РПЦ МП, а что отличается, то не всегда в лучшую сторону. Те люди, которые уже пошли за своими священниками, из нее массово не уйдут, но и новые не придут. Священники, которые в будущем будут выходить из РПЦ МП вместе с приходами, желая найти для себя Церковь «истинно русскую, но без Гундяева,» скорее всего, пойдут все-таки в РПЦЗ Митрополита Агафангела: она продолжает выглядеть мирно и солидно. А новая юрисдикция потеряла свой шанс приобрести благообразный вид, потеряв архиепископа Софрония. Теперь она, увы, обречена вариться в собственном соку и по-тихому распадаться.

Новая юрисдикция уже издала свой первый идеологический манифест. Особо внимательные читатели смогут разобраться, что он написан не идеологами РПЦ МП, а какими-то «альтернативщиками», но им будет трудно (а, пожалуй, и невозможно) понять, в чем тут «альтернатива», кроме личного неприятия Гундяева.

Наконец, нужно сказать и о РИПЦ. За почти неживым лицом официального сайта этой юрисдикции бушуют поистине африканские страсти. Уже с июня решения Синода этой Церкви перестали публиковаться или хотя бы доводиться до сведения верующих. Или, еще точнее, дело обстоит так: решения Синода излагаются главой этой юрисдикции, Архиепископом Тихоном Омским, для одних верующих так, а для других — иначе (иногда к удивлению случайно оказавшихся рядом первых верующих). Одни молятся о победе «Новороссии», другие — не молятся или даже молятся, но о победе Украины… Но авторитет епископата этой Церкви, и без того небольшой (в силу крайне неумелого управления и фатальных ошибок последних семи-восьми лет), теперь втоптан в грязь самими же епископами. Этой грязью является их собственное вранье своим прихожанам, а вовсе не те или иные их политические симпатии сами по себе. Если у епископов есть политические симпатии, они могут их высказывать или не высказывать, но чего они не могут, так это говорить разное разным прихожанам, то есть врать. По крайней мере, не могут безнаказанно. Наказание епископам РИПЦ теперь точно будет. Их покинет теперь — а отчасти уже и покинула — почти вся украинская паства, что в масштабах РИПЦ вовсе не мало. Это сильнейшим образом дестабилизирует и оставшихся. Приходы РИПЦ в дальнем зарубежье также перестали доверять Синоду и уже морально готовы к отделению на каком-нибудь следующем историческом витке.

Я не буду называть эти события «крахом РИПЦ». Из того, что я писал об этой юрисдикции по итогам ее деятельности 2012 года, должно быть понятно, почему нынешние события мне представляются результатом санитарной работы Божия Промысла, убирающего из обитаемого церковного пространства разлагающиеся фрагменты.

Зато освободившиеся от РИПЦ украинские верующие теперь смогут принять участие в новых церковных процессах, которые, на мой взгляд, постепенно начинаются в Украине.

 

  1. Новые чада Авраама

 

2014 год для РПАЦ стал очередным годом борьбы за мощи святых Евфимия и Евфросинии Суздальских. Владимирские власти хотят их отнять от РПАЦ всеми правдами и неправдами. В конце года обозначился новый поворот сюжета, уже прямо направленный против нашего Портала, — с обвинениями в экстремизме по поводу размещенной в январе 2013 года на нашем Портале ссылки на фильм «Приставное благочестие». В этом новом сюжете, где главным героем стал главный редактор нашего Портала Александр Солдатов, пока ни о каких итогах говорить нельзя, так как он как раз сейчас стремительно развивается.

Что же касается собственно церковной жизни той части РПАЦ, которая управляется Суздальским Синодом, то в ней поддерживается состояние гомеостаза. Существующее положение сохраняется и лишь потихоньку подтачивается естественной убылью прихожан, которую больше не компенсирует приход новых верующих.

Но зато в другой части РПАЦ, которая управляется архиереями, входящими в Архиерейское Совещание, появились третья епархия и третий епископ — Калужский и Обнинский Игнатий (Душеин).

Самый главный сюжет года, однако, связан с той юрисдикцией, которую, несмотря на ее самоназвание, не было принято относить к числу «канонических» Истинно-Православных Церквей, — с ИПЦ, возглавляемой Митрополитом Московским Рафаилом (Мотовиловым) (ИПЦ(Р)) (подробности собраны в сюжете). На своем Поместном Соборе в июле этого года ИПЦ(Р) приняла ряд документов, устраняющих сомнения как в ее православном вероисповедании, так и относительно ее хиротоний (которые теперь исправлены одним из способов, предусмотренных для этого в церковном праве). В частности, ИПЦ(Р) приняла особый вероисповедный документ относительно исповедания имяславия и осуждения имяборчества.

Конечно, в повседневной жизни общин ИПЦ(Р) еще многое предстоит сделать. Они сильно отличаются от общин наших «осколков» РПЦЗ. Но, надо сказать, отличаются нередко и в лучшую сторону. Общее впечатление от этих общин такое же, как от общин РПЦ МП рубежа 1980-х и 1990-х годов, когда энтузиазм кипел, и все, кто потом разочаровался, еще были верующими. ИПЦ(Р) в своей очень значительной части — такой заповедник тогдашней наивной, но искренней и решительной религиозности, впрочем, теперь уже доказавший свою устойчивость самим фактом своего существования через 15-20 лет после того, как в РПЦ МП все это религиозное движение умерло. Но в приходах будущей ИПЦ(Р), существовавших в 1990-е годы под другими названиями, было одно существенное отличие от приходов РПЦ МП: неприятие сергианства. Видимо, это отличие выполнило санитарную функцию: уберегало их от болезней РПЦ МП, из-за чего им и удалось себя сохранить в качестве собраний верующих людей.

Теперь ИПЦ(Р) существует в том же самом каноническом поле, что и все прочие ИПЦ. При этом ее простые верующие, монахи и монахини, клирики и епископы, нередко ведут себя более разумно и более по-христиански, чем представители «осколков» РПЦЗ. И масса ИПЦ(Р) по сравнению с массой «осколков» теперь велика. Может ли статься, что ИПЦ(Р) не повлияет на остальные ИПЦ русской традиции? — Я думаю, ответ ясен. И, не буду скрывать, что с этим влиянием я связываю много надежд...

Епископ Григорий (Лурье),
для «Портала-Credo.Ru»

 # # # # # # # # # # # # #

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

 

Или с помощью "Яндекс-денег":

 


    В сюжете:

13 января 2015, 15:25  
Правозащитная христианская организация "Open Doors" составила рейтинг стран, где христиане больше всего подвергались гонениям в 2014 году
06 января 2015, 12:24  
МОНИТОРИНГ СМИ: "2015 год Россия в этом виде не переживет". Российское общество необходимо вернуть в сообщество европейских, христианских или постхристианских народов, полагает проф. Зубов
31 декабря 2014, 20:03  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Год России в Украине. На Храмовую гору вместо первосвященника взошел царь…
31 декабря 2014, 16:38  
МОНИТОРИНГ СМИ: Статистические данные о епархиях РПЦ [МП], 2014 год
31 декабря 2014, 16:33  
ИНТЕРВЬЮ: Член Архиерейского Совещания РПАЦ епископ Калужский и Обнинский ИГНАТИЙ (Душеин) об итогах 2014 года и двухлетия отделения своей общины от РПЦ МП, о невозможности полемики с ней и о различиях епископов
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
30-12-2014 21:45  
ФОТО ДНЯ: Особо заслуженный протоиерей
30-12-2014 20:55  
Священник УПЦ МП, запрещенный в служении за "дискуссионную полемику по внутрицерковным вопросам" в соцсетях, восстановлен
30-12-2014 20:14  
МОНИТОРИНГ СМИ: Как Алексий (Ридигер) потопил Никодима (Ротова). "Кого же первого из этого синодального серпентариума канонизируют?" - интересуется о. Андрей Кураев
30-12-2014 20:02  
БИБЛИОТЕКА: Свящ. Глеб Якунин. Хвалебный примитив юродивый в честь Бога, мироздания, родины. Главная поэма о.Глеба. [поэзия]
30-12-2014 19:26  
ДОКУМЕНТ: "Мы прекращаем поминать ваше имя как председателя, и на Соборе будем обсуждать ваше безобразное поведение". Заявление епископа Филарета (Семовских) председателю Синода РПЦЗ(В-В) архиепископу Владимиру (Целищеву)
30-12-2014 18:51  
РПЦ МП окончательно вытеснила литературный музей из московского Высоко-Петровского монастыря
30-12-2014 18:42  
МОНИТОРИНГ СМИ: Московская патриархия бесится, потому что я разрушал основы "Русского мира". Архим. Виктор (Бедь) о причинах преследований со стороны УПЦ МП
30-12-2014 18:17  
Священник УПЦ МП запрещен в служении за "спорную или дискуссионную полемику по внутрицерковным вопросам" в соцсетях
30-12-2014 18:01  
По данным агентства «Fides», 26 католических священников, монахов и мирян, работавших в церковных организациях, были убиты в 2014 году
30-12-2014 17:41  
ДОКУМЕНТ: "Приходу стало известно, что у него гостит 14-тилетний юноша...". Заявление епархиального совета Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ(МП) по делу игумена Христофора (Вахабова)
30-12-2014 17:05  
Власти Китая сняли кресты с более 400 христианских церквей и запретили праздновать Рождество в школах
30-12-2014 16:56  
МОНИТОРИНГ СМИ: "На обломках фальшивой РПЦ напишут ваши имена...". Священник Вячеслав Винников после отпевания отца Глеба Якунина
30-12-2014 16:19  
ДОКУМЕНТ: "Анафема, произнесенная Вам архиеп. Владимиром (Целищевым), - беззаконный акт и безумный поступок". Указ епископа РПЦЗ(В-В) Филарета (Семовских) протоиерею Владимиру Цуканову
30-12-2014 16:14  
МНЕНИЕ: «Если я скрываю тот факт, что Россия вторглась в Украину, то как я могу говорить, что Христос воскрес?» - ведущий программы «С христианской точки зрения» Радио «Свобода» священник ЯКОВ КРОТОВ
30-12-2014 15:20  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Дальняя дорога, ветер и любовь». Священник РПЦ МП про жизнь в русской деревне и про то, что в Кострецах будет школа
30-12-2014 14:39  
Штаб АТО опровергает заявление Донецкого митрополита УПЦ МП об ограблении монастыря, а Генштаб Украины сообщает о размещении там огневых точек боевиков «ДНР»
30-12-2014 14:12  
Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи попросил христиан помочь американским неграм
30-12-2014 13:42  
МОНИТОРИНГ СМИ: Наркокартели против смелых пасторов. Католическая Церковь Мексики требует от властей найти убийц священников
30-12-2014 13:11  
В иракском Мосуле боевики "Исламского государства" взорвали католическую церковь
30-12-2014 12:55  
Стандарт "Халяль" для гостиниц впервые утвержден в России
30-12-2014 12:36  
"Ведьмы" из "Pussy Riot" в новом клипе "зачистили" Манежную площадь в Москве для народного схода в поддержку Навального
30-12-2014 11:56  
Районный суд в Краснодаре осудил по уголовной статье пользователя "ВКонтакте" за размещение ролика «Только Халифат защитит святость Корана»
30-12-2014 11:44  
Семья бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля отговаривала его от принятия ислама
30-12-2014 11:20  
Епископ-автолюбитель в США сбила велосипедиста насмерть
30-12-2014 11:07  
В новгородской колонии строгого режима сгорела церковь
30-12-2014 00:17  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Живучая Триада. Символические юбилеи 2014-го и предвестия грядущих потрясений


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования