Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
23 декабря 2009, 17:22 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Улица и священник. Очередное убийство вновь всколыхнуло российское общество


От редакции. Ночью 22 декабря в городе Одинцово, Московская область, был убит священник Александр Филиппов. У него осталась семья и дети. Оперативно сработавшие сотрудники милиции по горячим следам раскрыли это убийство, которое, как оказалось, имело бытовой характер. Тем не менее, очередное убийство священника вновь всколыхнуло российское общество. Редакция "Русского журнала" приносит свои соболезнования родственникам погибшего и предлагает вернутся к теме взаимоотношений общества, государства и церкви, начатой после трагической смерти отца Даниила Сысоева.

* * *

Этой осенью появилось два повода поговорить о миссионерах и миссионерстве. Один повод – юридический, другой – трагический. В октябре Министерство юстиции представило проект поправок в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Если раньше проповедовать мог кто угодно, то, согласно предлагаемым поправкам, перед тем, как заняться миссионерством, необходимо будет зарегистрировать религиозную группу и обзавестись соответствующей справкой.

А в ноябре убили священника Даниила Сысоева. Одного из тех, кого эти поправки должны были неизбежно коснуться. Отец Даниил Сысоев создал Школу уличных миссионеров, призывал к проповеди среди мигрантов, был известен своими нелицеприятными высказываниями об исламе.

Отец Даниил многих раздражал. Поэтому после его гибели и появились, акцентирующие внимание публики на вине самого священника. Будто бы он сам виноват в своей гибели, так как провоцировал, раздражал, "разжигал". Вот если бы его вовремя ограничили, посредством штрафов и судебного преследования заставив замолчать, то, может быть, трагедии удалось бы избежать. Отсюда делался вывод о необходимости государственного регулирования миссионерской активности: миссионер – потенциальный источник конфликтов, его надо по возможности нейтрализовать и изолировать. Или просто не выписать нужную справку. Как сказал на "Эхе Москвы" Марк Смирнов, главный редактор "НГ-религии", нельзя допустить, чтобы общественная безопасность нарушалась религиозной проповедью.

Миссия миссионера

Добропорядочных граждан, желающих ограничить миссионеров, можно понять. Миссионерство в той или иной мере всегда есть провокация и вызов общественному порядку. Скажем, миссия апостола Павла, история которой изложена в Деяниях апостолов, – это абсолютное нарушение общественной безопасности. Допустим, приходит апостол в город и сразу начинаются несанкционированные митинги, крики, драки. Возмущаются иудеи, возмущаются язычники. А римские начальники, заваленные жалобами со всех сторон, хватаются за голову и не знают, что делать. То ли посадить Павла в тюрьму и выпороть, то ли отпустить на все четыре стороны. Читая колоритные сценки Деяний, понимаешь, как же страдало тогда римское начальство от отсутствия закона, регламентирующего деятельность миссионеров. И как было бы кстати потребовать от апостола Павла справку о праве на миссионерство. Думаю, римская администрация рассуждала примерно так же, как сейчас рассуждают в России многие представители власти: "Религия – частное дело граждан, нам в общем-то все равно, во что вы верите, главное, чтобы вы не стали между собой драться и чтобы нам не приходилось рассматривать ваши бесконечные жалобы друг на друга".

Помимо общей для всех эпох логики чиновничьего прагматизма, присутствующей в современных дебатах о миссионерстве, свой отпечаток на них накладывает и та конкретная эпоха, к которой мы принадлежим. Наша эпоха является пострелигиозной, во всяком случае, она таковой провозглашена. Религия вытеснена из общественного пространства и ужата до пространства личных представлений и прихотей. Деятельность же миссионеров воспринимается как нарушение этого пострелигиозного порядка, когда религию вновь вытаскивают на свет божий и делают публичной. Когда на улице вам настойчиво протягивают листовку об очередной распродаже, это нормально. Но когда на улице вас спрашивают: "верите ли вы в Бога?" / "читали ли вы Библию?", вы шарахаетесь. Ваше личное пространство нарушено. Таково восприятие религиозной агитации пострелигиозным сознанием.

Можно посмотреть на миссионерство и с еще одной стороны, со стороны постмодернистского критицизма. Миссионер, претендующий на то, чтобы выступать от имени некоей абсолютной Истины, автоматически обречен на непонимание потому, что никакой "Истины" больше не существует. Как заявил Ницше, а за ним Хайдеггер: "Бог умер". Но умерла не столько религия, сколько метафизика, исчезло место, на которое можно было бы водрузить Истину с большой буквы. Человек Модерна отвечает настойчивому миссионеру на вопрос о вере в истинного бога: "извините, но это мое личное дело". Человек Постмодерна отвечает: "для меня нет истинного".

Павел Костылев справедливо пишет о фарсовости фигуры миссионера, олицетворяющего собой тиранию Истины. "Он онтологически выше своего слушателя, так как ему известна Истина, а слушателю – нет. Во-вторых, весть миссионера не может быть подвергнута сомнению, и любой сторонний скепсис в глазах миссионера предстает не реализацией права на собственное мнение, а невежеством. Третья черта миссионера (…) – это информационное и мировоззренческое насилие, кое он осуществляет по отношению к слушателю, не желающему быть восприемником религиозных истин".

Но не узнаем ли мы в этом описании фигуру ученого-эксперта, неважно, о чем он рассуждает – о глобальном потеплении, о теории эволюции, о "лженауке"? Представитель научного сообщества всегда выше профанов, так как ему, посвященному, доступна Истина. Все попытки реализации права на мнение, альтернативное мнению научного сообщества, объявляются невежеством. Наконец, всякий, кто не пожелал быть восприемником научных истин, подвергается невиданному информационному насилию: он и мракобес, и ретроград, и маргинал.

В конце концов, наступление эпохи Постмодерна столь же неочевидно, сколь неочевидно и наступление пострелигиозной эпохи. Слишком многие продолжают без всяких колебаний говорить от лица Истины. На фоне притязаний научных и коммерческих корпораций, на фоне полицейского насилия одинокий миссионер, пытающий заговорить об истинном Боге с толпой прохожих, спешащих на очередную распродажу, выглядит куда более достойно.

"Всякий раз, когда мы слышим: никто не может отрицать… весь мир признает, что… мы знаем, что следом должна идти ложь или какой-нибудь рекламный слоган", сказал в одном из своих интервью французский философ Жиль Делез. Мы до сих пор живем в системе "самоочевидных истин", которые никто (кроме ретроградов и маргиналов) "не может отрицать". Миссионер же выходит на улицу как носитель неочевидности. Пусть он и ангажирован Истиной, но, раз существует потребность в миссии, значит, для подавляющей массы людей она истиной не является. Поэтому миссионер, в отличие от политика или ученого, лишен возможности говорить: "весь мир признает, что".

А теперь о практической стороне вопроса.

Миссионерство и конкуренция

Почему для того, чтобы бороться с неприемлемыми последствиями религиозной проповеди, недостаточно Уголовного кодекса и закона "О противодействии экстремистской деятельности"? Зачем вводить какие-то новые законодательные нормы, усложнять и подвергать бюрократизации эту сферу? Сейчас за бесконечными справками и согласованиями бегают бизнесмены, завтра к ним присоединяться миссионеры. Кто от этого выиграет? Правильно, исключительно чиновники, от воли которых будет зависеть, зарегистрировать/не зарегистрировать ту или иную религиозную группу и организацию. А также милиционеры, которые будут проверять, имеет ли вот этот миссионер право проповедовать или не имеет. Масса небольших религиозных объединений незамедлительно уйдет в тень. Вот и доказывай потом: занимаются ли такие-то граждане религиозной деятельностью, или они просто пропагандируют йогу и оздоровительную гимнастику.

В России с советских времен остался искусственно созданный религиозный вакуум. В обществе существует запрос на религию: неверующими себя позиционирует меньше четверти населения, остальные в той или иной мере считают себя религиозными людьми. При этом лишь меньшинство регулярно практикует ту или иную религию. Особенно впечатляет контраст между количеством тех, кто называет себя православными, и тех, кто регулярно посещает церковные службы. Рано или поздно этот религиозный вакуум будет заполнен. Возрастет количество практикующих верующих, при этом не обязательно, что все они пополнят собой ряды православных прихожан. В этих условиях вопрос о миссионерской деятельности стоит особенно остро. А непродуманные действия запретительного характера, загоняющие миссионерство и религиозную жизнь в подполье, в тень, могут серьезно навредить.

К негативным последствиям могут привести и попытки искусственного разделения конфессий на традиционные и нетрадиционные. Скажем, традиционен или нет для России баптизм (баптистские общины существуют в России более ста лет, с конца XIX века)?

Покойный отец Даниил выступал с позиций "православного фундаментализма" и ругал "сектантов". Но при этом он был готов сам выйти на улицу и честно с ними конкурировать. Уже упоминавшийся Марк Смирнов сказал, что Даниил пропагандировал "методы иеговистов". Пусть так, но это лучше, чем клеймить "сектантов" и при этом самому бездействовать из страха оказаться в некомфортной ситуации уличного (или просто активного) миссионера.

Честная конкуренция полезна везде – и в экономике, и в религии. Разнообразие конкурирующих миссионерских проектов только оздоровит религиозную жизнь и, напротив, запретительная политика и искусственно созданный монополизм ни к чему хорошему не приведет. Ну, а какое место должна занимать в современном обществе сама религиозная жизнь – это вопрос мировоззренческого плана, который нельзя разрешить отсылками к "самоочевидным истинам" и "общественной безопасности".

Александр Храмов

"РУССКИЙ ЖУРНАЛ", 23 декабря 2009 г.


    В сюжете:

11 мая 2010, 13:16  
МОНИТОРИНГ СМИ: Иеромонах погиб на бытовой почве. Подозреваемый заявил, что зарезал священника РПЦ МП "на почве личных неприязненных взаимоотношений в ходе совместного распития спиртных напитков"
10 мая 2010, 12:52  
Подозреваемый в убийстве чувашского священника признался в содеянном
07 мая 2010, 13:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Священника убили ножом". В СКП заявляют, что у них нет оснований полагать, что в Чувашии действует некая группа, убивающая иереев
07 мая 2010, 13:14  
Пьяный хулиган, избивший пожилого священнослужителя в Беларуси, не имел "экстремистских целей", заявил начальник местного РУВД
07 мая 2010, 11:00  
Убийство священника в Чувашии не имеет под собой религиозных мотивов, сообщили в МВД республики
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
23-12-2009 20:34  
ДОКУМЕНТ: Новый типовой приходской устав. Раздел доклада Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2009 г.
23-12-2009 20:08  
Дискуссия в блоге о. Андрея Кураева: «Портал-Credo.Ru» признан «сектантским», а глава ОРОиК МП обвинен в «канители»
23-12-2009 19:45  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Анафема на всех, кто в этом чате. Ведущие ультраортодоксальные раввины внезапно "наехали" на кошерные интернет-сайты
23-12-2009 19:30  
Судебный процесс по делам сельских храмов РПАЦ во Владимирской области: ответчик представляет новые аргументы, слушания переносятся
23-12-2009 18:47  
80% религиозных общин Азербайджана не прошли государственную перерегистрацию
23-12-2009 18:32  
МНЕНИЕ: "Конец четвертого класса для первого опыта целостного общения с основами религиозной культуры имеет множество рисков" - зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ
23-12-2009 18:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Богословская точка зрения на репродуктивные права
23-12-2009 18:08  
ДОКУМЕНТ: Статистические данные о состоянии РПЦ МП в г. Москве. По сведениям из доклада Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 23 декабря
23-12-2009 17:51  
"Мы принимаем любой выбор человека, в том числе в сфере сексуальной ориентации", - сказал Патриарх Кирилл на встрече с генсеком Совета Европы
23-12-2009 17:36  
МЫСЛИ: Александр Нежный. ОТ ОБРАЗА – К ОБРАЗУ. Заметки о книге священника Владимира Зелинского "Взыскуя Лица Твоего"
23-12-2009 17:00  
Ватикан поздравил "Симпсонов" с юбилеем
23-12-2009 16:52  
ДОКУМЕНТ: Последний призыв архиепископа Виктора (Пивоварова) Митрополиту Антонию (Орлову). Документ, предшествующий расколу РосПЦ(А)
23-12-2009 16:32  
ФОТОГАЛЕРЕЯ: У Порога Судных врат. Визит делегации РПСЦ во главе с Митрополитом Корнилием в Святую Землю. 14-17 декабря 2009 г.
23-12-2009 16:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Религия в школах: выбор школьника или диктатура свыше?
23-12-2009 15:55  
Священник Иоанн Охлобыстин выиграл "BMW" за журнальную колонку о сексе
23-12-2009 15:36  
Прокуроры потребовали четырех лет колонии для редактора "Руси православной" Константина Душенова
23-12-2009 15:22  
В Москве наблюдается большая нехватка православных храмов, считает Патриарх Кирилл
23-12-2009 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Странное дело. Неверующего журналиста предали церковной анафеме
23-12-2009 14:00  
БИБЛИОТЕКА: А.Э.Торкаман. Что такое человеческое счастье? (по Аристотелю и Нараки). [религия и культура]
23-12-2009 13:47  
ДОКУМЕНТ: Соболезнование Патриарха Кирилла в связи с гибелью протоиерея Александра Филиппова
23-12-2009 13:32  
На уроках светской этики школьников будут учить атеизму, считает Патриарх Кирилл
23-12-2009 13:15  
В издательство "Просвещение" не поступал заказ на подготовку к печати учебника протодиакона Андрея Кураева по ОПК
23-12-2009 12:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мираж исламского единства. Попытка создать централизованную организацию мусульман России оказалась то ли курьезом, то ли попыткой передела власти
23-12-2009 12:37  
Число "осколков" РПЦЗ увеличилось: архиепископ Виктор (Пивоваров) разорвал общение с Митрополитом Антонием (Орловым)
23-12-2009 12:22  
МНЕНИЕ: "Митрополит Агафангел застопорил возможный процесс объединения, а никак не облегчил его - он явно поставил телегу перед лошадьми" - главный редактор сайта "Карловчанин", клирик РИПЦ протодиакон ГЕРМАН ИВАНОВ-ТРИНАДЦАТЫЙ
23-12-2009 12:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Грибы "по-монастырски". Хранение иконы XII века рядом с крестильней привело памятник искусства к гибели
23-12-2009 11:47  
VOX POPULI: Должны ли миряне участвовать в управлении православными приходами и, если да, то в какой форме?
23-12-2009 11:32  
ДОКУМЕНТ: Доклад митрополита Ювеналия на годичном собрании духовенства Московской епархии РПЦ МП
23-12-2009 11:16  
Патриарх Кирилл и московские священники РПЦ МП пропели "Вечную память" убитому протоиерею Александру Филиппову
23-12-2009 10:55  
Большая делегация тувинских буддистов посетит в январе учения Далай-ламы на юге Индии
23-12-2009 10:36  
МОНИТОРИНГ СМИ: Правозащитник, адвокат, журналист, священник... Кто еще?
23-12-2009 10:22  
Многие православные ресурсы и блоги зашкаливает от ненависти, считает священник Иоанн Охлобыстин
23-12-2009 10:00  
Очередное убийство священника - серьезный сигнал для общества, заявил глава синодального Информационного отдела РПЦ МП Владимир Легойда
23-12-2009 00:00  
СРОЧНО: В Подольском районе Подмосковья убит священник - за то, что сделал замечание двум мужчинам, выпивавшим в подъезде


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования