Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 марта 2013, 18:16 Распечатать

МЫСЛИ: Владимир Рослов. А НЕ ПОДАТЬСЯ ЛИ В МОНАСТЫРЬ? Инструкция по применению для невоцерковленных. Часть четвертая, заключительная


Предыдущая часть – ЗДЕСЬ

Следует остановиться на одной, сокровенной проблеме монастырской жизни. Заключается она в сексуальных влечениях, реализация которых в монашестве однозначно относится к разряду «Грехи против седьмой заповеди». Ведь для многих людей именно разочарование в любви явилось или является поводом связать свою жизнь с монастырём, где, как в убежище, можно от этой злосчастной любви спрятаться.

Кто-то очень болезненно пережил разбитую любовь и решает навсегда избавиться от воспоминаний о ней. Кто-то, наоборот, был слишком успешен в беспорядочных связях и в конечном итоге пришёл к выводу, что это всё разврат, и с ним, как со страшным пороком, пора заканчивать. Третий, не испытав ни того, ни другого, приходит самостоятельно или посредством постороннего внушения к мысли о том, что любое эротически окрашенное чувство низменно по своей природе и не богоугодно. И чтобы не сталкиваться с соблазнами, ищет изоляции от общества, которое воспринимается как рассадник этих соблазнов.

В широком представлении, как бы ни сетовали моралисты, секс воспринимается как последствие грехопадения, как угроза, нависшая над человечеством. Многие религии поддерживают такое мнение о сексе. От греха, известное дело, надо спасаться. Монастырь как раз и призван служить надёжным средством спасения. Но так ли уж он надёжен?

Да, безбрачие и воздержание от половой жизни – основные обеты монашества. Но как показывает современная монастырская жизнь, дать обет – это ещё не значит исполнить. Вопреки воле людей, вокруг действуют могучие силы, которые один называет «природными», другой – «бесовскими». Не будем здесь разбираться в правомерности и адресате этих названий. Главное, что эти силы существуют и воздействуют на людей, какая бы борьба с ними ни велась. «Никуда не денешься от любви», - поётся в известной песенке.

Всю жизнь люди испытывают муки Тантала, пытаясь подавить в себе сексуальное желание, ищут рецепты для его полезной сублимации. Ревнители нравственности обвиняют телевидение и Интернет в распространении пагубной страсти. Так ли уж это справедливо? И так ли уж самим монастырям удаётся соблюдать те законы, о которых они пекутся?

О нравах в католических монастырях мы давно получили представление по произведениям классиков западной литературы. Достаточно вспомнить Боккаччо, Дидро, Вольтера. Дидро прямо писал, что лучше убить свою дочь, чем запирать её в монастыре. Речь, естественно, идёт о католическом монастыре. А на каком основании мы можем считать, что православные монастыри гуманнее? Только потому, что у нас пока на эту тему нет ярких художественных свидетельств? Своего рода исключением можно считать толстовского «Отца Сергия». Историко-культурные условия и традиции, идеологическое господство национального Православия не благоприятствовали появлению такой литературы, которая ставила бы под сомнение святость монастырей. Но не надо думать, что православные монастыри сделаны из какого-то особого, небесного теста и, попадая в них, люди чудесным образом преображались, подобно Иисусу на Фаворе. Люди везде остаются людьми, как бы они ни назывались, католиками или православными.

Страсти и влечения не пустишь по ветру, не отключишь простым нажатием кнопки. Уж на что сильная личность был тот толстовский Отец Сергий! Но и он не совладал со своими чувствами. Не помогло и членовредительство. Попытки угнетения сексуальных чувств ведут нередко ко всевозможным извращениям. Другое дело, что российские монастыри были более закрыты для постороннего глаза, чем французские. Да и от того, что рано или поздно обнаруживалось, общество стыдливо отворачивалось. Круговое лицемерие скрывали истинное положение внутри монастырей, которое представлялось как тишь и гладь. За внешне привлекательным фасадом, пышностью, торжественностью и благолепием монастырских храмов таились нередко мерзости человеческого бытия.

Документальные материалы о жизни монашеских обителей на Руси, начиная с XV века, свидетельствуют, что в «сексуальной сфере» они иногда не уступали католическим обителям. Сохранившиеся описания Московии посещавшими её иностранцами содержат многочисленные указания на распространение гомосексуализм (содомии), «свального греха», скотоложества. Масштабы отмечаемых явлений, по мнению московских гостей, носили ошеломляющий характер. Сохранились документальные обращения Митрополитов и Патриархов к царям Ивану IV и Алексею Михайловичу с просьбой оказать государственное содействие в устранении из жизни священников и, прежде всего, их монашествующей части, «содомской пагубы». Надо отметить, что решительных действий со стороны царствующих особ в этом направлении не предпринималось.

Во многих случаях природные влечения поддаются подавлению. Сами монашествующие отмечают у себя постепенную потерю половых чувств и способностей. В результате угнетения функциональной деятельности у мужчин возникает половая импотенция, у женщин – фригидность. У женщин отмечается прекращение нормальных месячных. Свидетельства об этом достаточно многочисленны. Хотя относиться к ним следует с достаточной осторожностью. Поскольку данные явления приветствуются Церковью, возможно некоторое преувеличение в рассказах монахов о происходящих с ними физиологических изменениях. В любом случае отсутствие менструаций (аменорея) не следует рассматривать как чудесное явление, врачи давно встречаются с этой патологией, вызываемой обычно неблагоприятными жизненными факторами, главными из которых являются нервно-психические травмы, неполноценное питание, инфекционные и соматические заболевания. Поскольку ни о какой серьёзной медицинской диагностике в большинстве монастырей речи не ведётся, говорить что-либо определённое об отмечаемых у монахинь физиологических явлениях не приходится.

В среде верующих распространено такое мнение, что любая болезнь – это следствие действий диавола, который, при попущении Божии, получает свободу, если сам человек ему это позволяет. Противодействовать диаволу можно усилением молитвы и поста. Руководствуясь такой логикой, большинство верующих стараются либо скрывать свои болезни, либо применять такие средства, которые зачастую ухудшают их здоровье и препятствуют излечению.

Идея монашества как ангельского чина, разделение монастырей по половому признаку призваны отрицать половые различия, возводя человека к «бесполому» состоянию. Следует понимать, что изолированное, предотвращающее разврат и заставляющее думать только о душе осмысленное существование мужчин и женщин – в идеале - приближает их к Богу, способствует развитию святости, спасению людей. Однако из наблюдений известно, что противоестественные формы жизни для большинства людей, не достигающих святости, приводят к отклонениям в психической сфере. Все мы знаем, что тюрьмы являются одними из главных рассадников сексуальных персевераций. Но иногда и из монастырей просачивается информация о процветании подобных пороков. Многие исследователи указывают, что монахам не удаётся подавить в себе половые инстинкты, а жизненные аномалии порождают сексуальные отклонения. Впадение в подобные грехи для некоторых парадоксальным образом является прямым следствием узаконенного стремления подавить половые влечения. Достаточно «погулять» по многочисленным православным сайтам, чтобы обнаружить свидетельства о половой развращённости священников. Сами церковные служители отмечают, что среди современного епископата, священнослужителей и монахов государственной Церкви происходит распространение соответствующих пороков.

Едва ли Божественная благодать может находиться в гармонии с безобразным, с явлениями насилия над личностью, от кого бы и во имя чего бы это насилие ни исходило. Не надо быть знатоком учения Фрейда, чтобы отлично понимать этот патологический механизм. Соитие мужчины и женщины, как говорил Сократ, есть разрешение от бремени. И если человеку не удается избавиться от самого этого бремени, то «текущее» разрешение от него может находить себе неожиданные пути. Чтобы усилить какое-либо желание человека, констатируют психологи, следует лишить его условий реализации этого желания.

Монастырь – это среда, в которой разного рода наказания являются обыденным явлением. Мы писали уже, что монастырь представляет собой государство особого рода. Для него не писаны правовые социальные нормы. Суд над монахами производится внутри монастыря по никому не ведомым правилам. Для особо провинившихся раньше предлагалась и монастырская тюрьма. Волосы встают дыбом и мороз леденит кожу, когда читаешь о том, что делали с непокорными в наших знаменитых обителях, в той же Киево-Печерской лавре или Соловецком монастыре. Церковных преступников помещали в специальные комнаты, где можно было находиться лишь в скрюченном состоянии. Широко практиковались и земляные тюрьмы. Страшней всего были каменные мешки, конструкция которых была рассчитана на медленное и мучительное умирание. Дыба, кандалы, различные виды флагелляции (прилюдные физические истязания) имели повсеместное распространение в России. Сегодня на этот счёт имеется масса документальных свидетельств.

Кто-то возразит и скажет, что всё это осталось в прошлом. А почему в прошлом? Что, разве мы изменились к лучшему? Что мешает нынешним игуменам и игуменьям, вышедшим из глубин народа, носившим зачастую на груди партийный билет, доблестно воевавшим в Афганистане и Чечне, практиковать наработанный опыт и совершенствовать систему воспитания непокорных и строптивых насельников монастырей? Закрытость монастырей позволяет их руководству действовать в режиме безнаказанности и вседозволенности. Раб лишён возможности пожаловаться даже вышестоящему церковному начальству. Да и кто стал бы реагировать на монашеские жалобы, тем более если монастырь высокодоходен и имеет возможности делиться этими доходами с церковной и светской властью.

Вообще, слово «наказание» не очень принято использовать в церковной практике. Совершившим грех полагается епитимья. Священники часто говорят, что в борьбе с грехом, с тем же сексуальным вожделением, наряду с молитвой, наиболее эффективны физические нагрузки. Это обосновывается научно: выполнение монахами больших физических нагрузок способствует – выработке эндорфинов, способствующих регуляции эмоциональных состояний послушника и монаха. Нагрузки являются также хорошим профилактическим средством в преодолении строптивости и вольнодумия. Известный итальянский киногерой боролся с половой страстью при помощи рубки дров. В монастырях же это упражнение обычно находит замену поклонами. Очень популярная такая епитимья: 500 земных поклонов в день, синяки на коленях – обеспечены.

Если Вас это не смущает, то Вам действительно есть смысл серьёзно подумать об уходе в монастырь. Разнообразными мучениями и страданиями вы себе обеспечите спасение. Правда, и в этом случае возможны тяжёлые и непредвиденные разочарования. Из жизни любого монаха или монахини можно написать настоящую трагедию. И далеко не всегда героическую. Чем труднее жизнь, тем легче, тем менее страшно воспринимается смерть. И если действительно настраиваться на смерть, искать её, то тогда да, монастыри оказываются наилучшими помощниками человеку. Но правильно ли это – посвящать свою жизнь смерти? Идти за ней в монастырь? Для этого ли созидались в древности монастыри?

Уход в монастырь – это не тот случай, когда не получилось из тебя рыбака, то можно податься в слесаря. Семь раз отмерить, чтобы отрезать, для данного случая явно недостаточно. Семьдесят на семьдесят умножив, такое количество раз надо подумать, чтобы решить твёрдо о своём уходе в монастырь. Сначала следует узнать: что же это такое, современный русский монастырь РПЦ МП? И первым шагом для ознакомления может стать паломничество. Но паломничество основательное, которое позволило бы не ограничиться созерцанием внешних монастырских красот, вызывающих первый трепетный, можно сказать, священный, восторг, а дало бы возможность проникнуть вглубь жизни монахов и послушников.

 


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
21 августа 2018, 16:50  
В Екатеринбургской епархии РПЦ МП не осталось документов о ее участии в строительстве оружейного завода для Уго Чавеса: "истек срок хранения"
Материал содержит иллюстрации21 августа 2018, 14:23  
МОНИТОРИНГ СМИ: Монах-алкоголик, бензопила, голова козы и пушки ФСБ. Чем живет РПЦ в Орловской области
21 августа 2018, 13:58  
В разных населенных пунктах Краснодарского края имущество Свидетелей Иеговы продолжает изыматься в пользу государства
Материал содержит иллюстрации21 августа 2018, 13:05  
Прот. Всеволод Чаплин поддержал веру большинства россиян в "гей-заговор"
21 августа 2018, 12:55  
Практически все клирики РИПЦ в Австралии присоединились к РПЦЗ(АСА)
Материал содержит иллюстрации21 августа 2018, 00:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ежегодное соловецкое патри-шоу. Показуха на северном архипелаге к "высочайшему" визиту
20 августа 2018, 15:07  
РПЦ МП инициирует масштабную реконструкцию Сергиева Посада, включающую снос домов и выселение жителей из центра города
20 августа 2018, 14:20  
Католический епископат США назвал ситуацию с сексуальными скандалами духовенства «моральной катастрофой»
Материал содержит иллюстрации20 августа 2018, 14:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Побег свидетелей. Сотни россиян скрываются в финских лагерях беженцев
20 августа 2018, 13:20  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мальчик хочет в Стамбул: чего ждать от визита Патриарха Кирилла на Фанар?
20 августа 2018, 12:55  
Большинство россиян разделяет всевозможные "теории заговора" и верит в существование организации, разрушающей их "духовные ценности", - данные опроса ВЦИОМ
20 августа 2018, 12:49  
Российские власти в Крыму объявили Курбан-байрам нерабочим днем на территории региона
Материал содержит иллюстрации20 августа 2018, 11:47  
Прот. Всеволод Чаплин призывает к "публичной казни" 15-летнего поджигателя храма в Кондопоге
Материал содержит видео информацию20 августа 2018, 11:37  
ВИДЕО: "Животное участвует в молебне...". На фоне убыли прихожан в храмы РПЦ МП стали приглашать животных? - Молебен с кошками в селе Хлебникове под Москвой
20 августа 2018, 11:33  
МОНИТОРИНГ СМИ: Греки избавляются от российского влияния. Последние события церковной жизни формируют тренд
Материал содержит видео информацию20 августа 2018, 09:58  
ВИДЕО: "Для Москвы это критично страшно...". Главный редактор телеканала АТР раскрыл "расписание" предоставления автокефалии УПЦ: основные события произойдут 30 августа - 9 сентября


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования