Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
22 февраля 2013, 14:10 Распечатать

МЫСЛИ: Валерий Емельянов. ИСТОРИЯ В БОГЕ. Статья восьмая. Эпилог авраамического монотеиста


Предыдущая статья цикла - ЗДЕСЬ

Итак, всю историю огромной человеческой цивилизации на крошечной по космическим меркам планете Земля можно свести к такой формуле: отворение человека и человечества - отпадение о Творца – стремление людей устраивать все и вся (и отношения с Богом в том числе) по собственному разуму и воле - повторяющиеся от эпохи к эпохе попытки вернуться к Богу (через «специально отобранных людей», так скажем) - и... вновь все повторяется по кругу, начиная с п. 3. Правда, попытки вернуться к чистому Единобожию от эпохи к эпохе становятся все более глобальными по масштабу и глубокими по проникновению в сознание людей. Поэтому представляется, что в основе часто очень алогичного процесса совокупности событий, что именуется историей, лежит все-таки логика, причем логика Божественная.

Посему никак не могу согласиться с мыслью, которой начинает свой труд «История Бога» (каюсь, в чем-то отсюда я позаимствовал название и для своих статей) известная британская исследовательница истории монотеизма Карен Армстронг: «В начале человек создал Бога, Который сотворил небо и землю». Все-таки эта логика истории такова, что за ней не просматривается ничего иного, кроме желания Бога вернуть пред Свой Лик изрядно нагрешившее творение, деликатно не нарушая его богоподобной свободы воли и разума. Поэтому и процесс затянулся на сто- и даже тысячелетия.

Предвижу уже сейчас возражения типа: ну, где ты, горе-историк, узрел сегодня этот путь к гармоничному единению в Едином? Все, что происходит сегодня в мире религий, свидетельствует, скорее, об обратном. Всем видно, что глобальное «единительство» сменяется стремлением каждой религии жить в прочном панцире собственной, буквалистски понимаемой традиции, что порождает явление, которое мы именуем «фундаментализм». Да и не было ли это движение к религиозному единству, например, католической Церкви (апогеем которого стал Второй Ватиканский Собор) тоже эдакой защитной реакцией на глобальное наступление коммунизма, несшее с собою, ко всему прочему, еще и обязательный атеизм?

Однако двадцать лет назад все в мире начало резко меняться, ныне уже опасности глобального атеизма нет; соответственно, дружить верующим против какой-то общей серьезной опасности уже не надо, так что - да здравствует чистота собственного исповедания и возведение оного в абсолют для всех!..

Все это так, к сожалению, и не совсем так (и даже совсем не так) - к счастью. Да, брутальные звуки призывов к религиозной чистоте как основе национальной культуры, к духовной изоляции, сегодня активно исходят из уст значительного большинства пастырей и иных «профессиональных верующих» различных религий (а в нашей стране таковых большинство в пресловутых «традиционных религиях»). Однако, это еще не означает, что подобные призывы прочно ложатся на подкорку «пасомых» и там сохраняются. Бурное, даже опережающее развитие информационных технологий и возможность их мультиплицирования сделали в самом важном информационном отношении мир без границ. Отсюда вытекает принципиальная невозможность создания абсолютно замкнутого и закрытого в религиозном отношении общества - жизненно необходимого условия для фундаментализма и изоляционизма и, тем более, воспитания в духе оного. Сегодня любой человек одним кликом «мыши» или нажатием клавиши может мгновенно оказаться в абсолютно иной, ранее считавшейся чужой и недоступной духовной среде. И не только оказаться, но и почерпнуть знания о ней из неискаженного апологетикой конкурирующей религии первоисточника. Это обстоятельство, да и просто даже свободное циркулирование информации и не ограничиваемое ничем (пусть и виртуальное) общение рано или поздно, воленс-ноленс, приведет к тому, что люди все больше и больше станут задумываться о глубинных первоначалах того, что еще недавно их занимало на уровне полуавтоматического исполнения обрядов, или как знак той или иной национальной идентичности. Кроме того, новая информационная среда будет активно способствовать отторжению массовым сознанием навязываемых извне этого сознания фундаменталистских идей.

И это уже видно в России. Достаточно сравнить тот ладанно-благостный контекст, в котором подают события религиозной жизни официальные информструктуры, с тем, как их уже оценивают в большинстве постов в сетях. Кроме того, даже слепой, если и не видит, то хорошо чувствует, что нынешняя религиозно-фундаменталистская ксенофобия суть прямое следствие смычки «господствующей церкви» и власти, которая при этом не очень-то симпатизирует таким понятиям как право, свобода, личность, предпочитая видеть в народе подданых, а не граждан в современном смысле этого слова.

Говорят, что история есть изучение прошлого для познания настоящего и даже каких-то прикидок на будущее. О настоящем мы сказали, а что на будущее? Не являясь профессиональным ворожеей-гадалкой, рискну-таки предположить следующее.

«Традиционная религиозность» в обозримой перспективе не будет списана в запасник по разделу «археология». Однако значение ее будет в еще большей мере обрядово-традиционным, и статистику, говорящую о подавляющем большинстве «православных» или мусульман, можно будет насобирать только посредством учетам проданных свечей на праздник Пасхи или зарезанных баранов на Курбан-байрам. Умами и душами людей будут, скорее всего, реально владеть надрелигиозные эзотерические учения — в основном, восточного происхождения, из тех, что мы описали ранее (ex, как говорится, oriente lux). Очень многие из них вовсе не требуют отказа от привычной собственной религиозности (например, широко известная сейчас духовная практика японского происхождения рейки в качестве одного из условий ставит, чтобы практикующий исповедовал именно свою традиционную религию). Возможно также появление неких новоделов, типа саентологии или «учения Грабового». Ни одна из таких практик не станет преобладающей с точки зрения численности последователей, а многие из них небезосновательно будут восприняты как атеистические, ибо действительно таковыми являются, отрицая Бога как личность, либо аналогичное Ему понятие в их интерпретации традиционных религий.

Серьезный, конечно, вопрос: а появятся ли новые Откровения, схожие с теми, что были в эпоху Христа, Мухаммада, других великих учителей? Грядет ли Машиах-Мессия-Махди и спасет ли Он нас от страшного конца мира сего? Окончательный ответ на это только у Бога. Но разумением не только интеллектуальным, но всей души и даже тела, подсознательно отвечаешь на этот вопрос так: да, грядет, только не человек, а эпоха-Мессия, в которой каждый человек в отдельности и все человечество вместе будет решать задачу спасения самого себя с помощью Божией, как любимое Его творение.

Ну а автор этих строк для себя с радостью осознания до конца сделанного дела может четко, умом и сердцем, сказать, что завершен не только растянувшийся более чем на полгода цикл статей. Прошло и время собственных журналистко-религиоведческих исканий по разным темам, странам и культурам, время активной, но слишком репортерской всеядности, подпитываемой постсовковым любопытством ко всему, что раньше считалось «не нашим». Ныне же все сильнее стучится в двери души автора осознание потребности идти не вширь, а вглубь: изучить, понять не пути исканий человечества, а свои собственные. Нужно ли это выкладывать в виде строк и делать достоянием читающей публики? Не знаю, не уверен. Бог подскажет...

И потому в этот день всем – Порталу и его читателям, добрым и не очень, людям - спасибо. За все! Что было. И не было. Точка.

 


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования