Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 сентября 2012, 14:26 Распечатать

МНЕНИЕ: «Надо говорить не о начале поминовения имени Константинопольского Патриарха, но о возобновлении утраченной связи Абхазской Церкви с Матерью-Церковью» - председатель совета Священной митрополии Абхазии архимандрит ДОРОФЕЙ (Дбар)


"Портал-Credo.Ru": Интерес православного мира к сложной церковной ситуации в Абхазии не ослабевает. Прошло уже три месяца с того момента, как в Священной митрополии Абхазии стали поминать Вселенского Патриарха Варфоломея. Уже можно говорить о первой реакции на это событие?

Архимандрит Дорофей: Прежде всего, наверное, следует сказать о причинах, толкнувших духовенство митрополии к началу поминовения за богослужением имени Вселенского Патриарха. Главная из них – после Церковно-Народного Собрания (которое, напомню, состоялось 15 мая 2011 г. в Новом Афоне) был избран курс на решение абхазской церковной проблемы с привлечением всего православного сообщества во главе со Вселенским Патриархом. После продвижения этого процесса, приведшего ко встрече в Стамбуле 9 января 2012 г., было логично ожидать, что поминовение имени Вселенского Патриарха за богослужением в храмах СМА - это вопрос времени.

Переломным моментом в этом деле стало продление запрета в священнослужении сроком на три года, наложенного на меня и иеромонаха Андрея (Ампар) в начале июня этого года. С этого момента мы стали официально поминать имя Вселенского Патриарха как первоиерарха всей Вселенской Православной Церкви.

Следует пояснить, что поминовение имени Московского Патриарха, имевшее место до июня 2012 г. в храмах СМА и продолжающее иметь место в храмах, принадлежащих Сухумо-Пицундской епархии, никогда не было официально принятым и канонически признанным решением. Это был всего лишь акт "доброй воли" абхазского духовенства, пытавшегося избавиться от притязаний иерархов ГПЦ с помощью РПЦ МП.

Реакция внутри Абхазии и за ее пределами на поминовение имени Вселенского Патриарха была спокойной, если не считать резких высказываний представителей Сухумо-Пицундской епархии. Каких-либо официальных заявлений по этому поводу со стороны представителей РПЦ МП и ГПЦ не было.

Напомню, что для Абхазии Матерью-Церковью изначально была не Грузинская Церковь, а Константинопольская. Об этом я уже говорил и писал не единожды. Следовательно, можно говорить не о начале поминовения имени Константинопольского Патриарха (он же Вселенский), но о возобновлении утраченной связи Абхазской Церкви с Матерью-Церковью, т.е. Константинопольской Церковью.

- Как бы Вы охарактеризовали процесс возвращения под Константинопольский патронат территорий, выведенных из него в XVI столетии?

- Если я вас правильно понимаю, речь идет о территориях, на которых после XVI века образовались независимые от Константинополя автокефальные Православные Церкви. Дело в том, что речь должна идти не о возвращении территорий, некогда входивших в состав Константинопольской Церкви, но о восстановлении единства Вселенской Православной Церкви. Мне кажется, что главная проблема современного Православия в том, что все мы, православные, практически ежедневно за богослужением декларируем свою веру "во Единую Святую Соборную (Всеобщую) и Апостольскую Церковь", но в реальности мы раздроблены по принципу "автокефальности" Православных Церквей. Каждый православный народ стал воспринимать Поместную Церковь как свою национальную, а не как часть Церкви Христовой. Административная самостоятельность той или иной Церкви (именно это означало в древности слово "автокефальная") стала восприниматься как абсолютная независимость. В этом вся наша трагедия. Ведь главным показателем единства, помимо общего исповедания единых постулатов веры, всегда были Соборы (Собрания) с участием всех, либо большинства епископов православного (или кафолического) мира. Вспомните, когда такое собрание было в последний раз? Двенадцать веков тому назад! Поэтому желание Вселенской патриархии созвать Всеправославный Собор означает не возвращение утерянных церковных территорий, включая и Абхазию, но возобновление единства Православной Церкви.

- К сожалению, июньские указы о Вашем запрещении в священнослужении не опубликованы, поэтому приходится судить об этом только по отзывам на них. Речь идет о запрещении "сроком на три года". Кажется, ранее уже были указы сроком на год. Интересно, что будет дальше?

- С текстом указов можно ознакомиться на официальном сайте Майкопской и Адыгейской епархии РПЦ МП. В них действительно речь идет о запрещении в священнослужении меня и иеромонаха Андрея (Ампар), настоятеля Новоафонского монастыря, сроком на три года. Аналогичные указы были изданы и в мае прошлого года. На данный момент для нас не важно, какие шаги дальше предпримут Майкопская епархия или Московская патриархия. Наш церковный статус уже решен… Иерархи РПЦ МП сделали все возможное, чтобы вынудить нас покинуть юрисдикцию Русской Православной Церкви!

Если говорить с церковно-правовой точки зрения, то все православное духовенство, которое несет свое служение на территории Абхазии, не принадлежит к какой-либо Церкви! Стало быть, никакие указы на них не распространяются! Статус всего абхазского духовенства определится только тогда, когда в Абхазии появится свой епископ! Вот тогда, если кто-то из священников не будет подчиняться ему, его действительно можно назвать раскольником!

- Получилось так, что верующие Абхазии раскололись на два лагеря. Паломники, в большинстве своем, не только не понимают тонкостей конфликта, но и едва ли слышали о нем. Давайте смоделируем ситуацию, при которой СМА и Сухумо-Пицундская епархия АПЦ – каждая из них - добились своего, т.е. получили независимость и епископат. Каким тогда Вам видится будущее сосуществование? Или эта ситуация невозможна?

- Я бы предпочел говорить о разделении и разномыслии верующих и священнослужителей в Абхазии. Наверное, правильнее охарактеризовать то, что сейчас происходит в Абхазии, как разное видение разрешения абхазского церковного вопроса. Раскол, повторюсь, возможен только там, где есть епископ! Его у нас нет! Значит, нет того, от кого, собственно, можно откалываться! Мы с самого начала подчеркивали, что в принципе цель и у СМА, и у АПЦ одна и та же – добиться возрождения Абхазской Церкви, что, собственно, означает появление епископа с абхазским титулом. В случае, если АПЦ решит этот вопрос первой, я готов подчиниться!

- У СМА имеются собственная типография, мастерские? Ведь выход в "самостоятельное плавание" требует определенного аппарата сотрудников.

- Каков потенциал у СМА, вы можете судить сами. Для этого вам нужно просто посмотреть наш официальный сайт, ознакомиться с содержанием номеров ежемесячной 12-16-полосной газеты, с нашей книжной продукцией и другими просветительско-миссионерскими проектами.

- В 2012 г. в свет вышел первый том сборника "Православная Церковь в Абхазии: прошлое, настоящее, будущее". Можно ли назвать это удачной идеей открытия в Абхазии площадки для обсуждения актуальных проблем? Систематическое научное и богословское обсуждение церковных вопросов потребует диалога с зарубежными специалистами. Как скоро СМА может быть готова к подобной работе?

- Удачность этой книги заключается в том, что в ней рассматривается большое разнообразие церковных тем, доступных как искушенному читателю, так и человеку, делающему первые шаги в Церкви. Есть выбор. Кому-то интересна история, кому-то богословие, кому-то простое разъяснение основ веры, кому-то изложение традиций и обрядов. Один мой знакомый, прочитав статью об абхазском христианском обряде "Вымаливание дождя", стал убеждать своих сородичей в необходимости пересмотра их практики совершения этого обряда. Недавно в Сочинском аэропорту я встретил греков из Абхазии, которые, узнав меня по фотографии, опубликованной на обложке книги "Православная Церковь в Абхазии", стали делиться своими впечатлениями о некоторых статьях из новой книги.

Должен сказать, что разделение среди абхазского духовенства принесло еще один позитивный результат. Благодаря церковным спорам наш народ в кратчайшие сроки освоил большое количество церковных понятий и терминов, стал четко представлять себе, что, собственно, нам нужно для решения абхазской церковной проблемы. Что касается диалога с зарубежными специалистами, то мы уже думаем о реализации нескольких совместных проектов.

- В Вашей монографии используются несколько рабочих языков. Чем обусловлен их выбор?

- Тем же, чем обусловлено и разнообразие тем. Что-то более понятно абхазоговорящим прихожанам на их родном языке, отдельные статьи рассчитаны на всех, независимо от их этнической принадлежности, потому они написаны на русском. Работы на других языках имеют целью привлечь и остальное православное сообщество для решения абхазского церковного вопроса.

- Вас обвиняют в "грековности", вероятно, имея в виду обучение в Греции и уклон в греческую обрядовость. Интересны исследования взаимосвязи литургических особенностей регионов с этнополитическими процессами. Так ли сильно греческое влияние в Абхазии? Кажется, помещения Союза греческих общин в Сухуми даже имеют общее здание с епархиальным управлением АПЦ?

- Как вы думаете, если появление греков на абхазском побережье Черного моря относится к VII веку до Р.Х., если Абхазия была долгое время частью Византийской империи, в которой государствообразующим народом были греки, если абхазы до начала XX века граничили по морю в основном с понтийскими (черноморскими) греками, часть из которых впоследствии была вынуждена переселиться на территорию самой Абхазии, - разве могло греческое влияние не быть сильным? Общее здание, в котором расположены сегодня Союз греческих общин и епархиальное управление, – это дореволюционная греческая школа. Сам кафедральный собор – это дореволюционный греческий приход.  

- Какой путь для "уврачевания" абхазского церковного конфликта Вы полагаете самым оптимальным на данный момент, и какой Вы видите Православную Абхазию при наиболее реалистичном сценарии развития событий?

- Для разрешения абхазского церковного конфликта на данный момент я вижу только один путь, не только оптимальный, но и единственный – это помощь Вселенской патриархии. Без участия этого древнейшего церковного института, являющегося Матерью-Церковью для большинства ныне существующих автокефальных и автономных Поместных Церквей, в том числе и для Церкви в Абхазии, без участия предстоятеля этой Церкви, который остается первоиерархом всей Вселенской Православной Церкви, абхазский церковный конфликт не удастся "уврачевать", поверьте мне, никогда! Никогда! Все остальные предложения – это признаки недальновидности и самообмана тех, кто их предлагает! Либо нежелание решения абхазского церковного вопроса!

Беседовал диакон Георгий Гордополов,

для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

23 мая 2016, 09:52  
В Абхазии назревает силовой конфликт вокруг Новоафонского монастыря
16 мая 2016, 17:42  
ДОКУМЕНТЫ: "Просим создать Межправославную комиссию для определения статуса православной общины в Абхазии". Обращение II Церковно-народного Собора Абхазии ко Вселенскому Патриарху
16 мая 2016, 12:43  
Церковно-народное собрание Абхазии просит Вселенского Патриарха об автокефалии
04 июня 2014, 14:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: Чей Сухум, того и вера. Политические потрясения в Абхазии могут привести к усилению влияния РПЦ МП
17 февраля 2014, 11:07  
Сын главы промосковской части Абхазской Православной Церкви скончался в Москве
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования