Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
14 июня 2012, 14:59 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Человек в пространстве языка. Поездка в Литву как повод еще раз задуматься о нераскаянности иерархии РПЦ МП и ее новом срастании с ЧК


А все-таки жаль, что церковным топ-менеджерам не хватило духа "во время оно" покаяться в своих связях с КГБ. Глядишь, одним крючком у кремлевских кукловодов сегодня было бы меньше, компромат оказался бы нужен разве что историкам. Да и на душе у самих "церковников" как-то поспокойнее стало бы. А так – и смех, и грех.

Вот руководитель Сретенского монастыря на Лубянке о. Тихон (Шевкунов) (был рукоположен уже после падения советской власти) заявил о намерении построить на территории обители храм Новомучеников и Исповедников Российских "на Крови". Похвальное намерение, но возникает вопрос: кто пролил эту кровь, достоин ли скомпрометировавший себя общением с чекистами человек выстроить такой храм? Не кощунство ли это? Разве "духовник Путина" покаялся, например, в гонениях на "либеральные" общины (он водворился в обители после изгнания оттуда прихода о. Георгия Кочеткова)? Да и нетрудно догадаться, за счет каких связей батюшка занял свой пост, на каких людей опирался при раскрутке гонений на "кочетковцев".

В этом смысле примером для подражания в РПЦ МП, конечно, остается бывший глава литовской епархии митрополит Хризостом (Мартишкин). Не побоялся ведь владыка публично признаться в своих связях с карательными органами, попросил прощения, сказав: "Если я что-то и делал, работая с ними, то исключительно в стратегических целях, спасая церковь". И церковный народ даже после такого, "самооправдательного" покаяния, его простил и признал. Никаких потрясений не произошло. Наоборот, Церковь укрепилась.

Конечно, пример Хризостома ("чокнутый Хризи", как назвал его один из приближенных Патриарха Алексия II) был бельмом на глазах у топ-менеджеров. Его и уволили на покой, как только архиерей достиг своего 75-летия.

Как бы там ни было, Хризостом успел многое сделать, его продолжают любить в народе, и в Литовской епархии иначе не зовут, как "наш владыка". В этом автор этих строк убедился недавно во время посещения Свято-Духова монастыря в самом центре литовской столицы. В Вильнюсе действуют и другие православные храмы, привлекающие своей красотой и ухоженностью. В этом заслуга митрополита Хризостома. Вот церковь св. Параскевы Пятницы, где Петр Первый крестил легендарного предка Александра Пушкина Ганнибала, вот святителя Николая, вот совсем новый Екатерининский храм…

Церковь Московского патриархата растет и укрепляется в Литве, хотя, наверное, русским и белорусам – основным носителям православия – приходится в этой стране совсем не просто. По некоторым признакам Вильнюс можно назвать форпостом Запада, его первым бастионом. На улицах города много улыбок, цветов, красочного разнообразия. И в то же время заметна тяжелая работа по возведению оборонительных укреплений. В городе практически исчез русскийязык. Его нет ни в подписях к музейным экспонатам, ни в меню, ни в указателях достопримечательностей. С молодежью приходится общаться, в основном, на английском. И хотя пожилые люди доброжелательно объяснят вам по-русски, как добраться до нужного места, скоро такой роскоши, возможно, уже не будет.

И все-таки не зря литовское государство позиционирует себя как место диалога Запада и Востока. Чем дальше продвигаешься вглубь страны, тем сильнее меняется атмосфера. В Каунасе, например, многие молодые люди понимают по-русски. Местный университет регулярно проводит конференции "Человек в пространстве языка", на которые съезжаются ученые из Польши, Германии, Латвии, России и других стран. Интересно, что в этом году большой десант высадился из Тбилиси. Именно там находится сейчас "беженский" Сухумский университет, представители которого приняли деятельное участие в мероприятии.

У истоков Каунасского университета стоит знаковая фигура Льва Платоновича Карсавина, высланного Лениным из СССР. К слову, в этом году исполняется 60-летие со дня смерти профессора в недрах ГУЛАГа, и литовская сторона принимает деятельное участие в установке нового памятника на его могиле в Абези. Карсавин прекрасно писал по-литовски и по-русски. В лагере, например, он сделал комментарий на "Отче наш" по-литовски. А когда кто-то из сидельцев попросил его сделать перевод, он написал совершенно новый комментарий – уже на русском языке.

Фигура Карсавина возвращает нас к теме памяти и противостояния тоталитаризму. В Литве в публичном пространстве совершенно исчезла советская символика, осталась только в заархивированных файлах – нам об этом приходится только мечтать. Литовские историки не боятся обращаться к темным страницам своего прошлого. Недавно они установили имена свыше тысячи литовцев, которые принимали участие в геноциде евреев в годы Второй мировой войны. В Литве чтят память репрессированных, пострадавших от советской и нацистской властей. Достаточно сказать, что в Вильнюсе существуют музей толерантности и музей КГБ. Последний расположен в здании, где пытали заключенных – аналог московской Лубянки. У нас тоже есть подобный музей в Москве. Но не в застенках Лубянки. Оно и понятно. В Литве бывшие агенты КГБ сидят тихо, кто-то из них даже не испугался публично покаяться. А у нас – живут припеваючи, кошки на душе не скребут, да еще хвастаются советским прошлым.

Вроде бы старая тема – покаяние. Но что делать, если для России она продолжает оставаться актуальной. Совсем немногие люди продолжают ставить вопрос о смысле "драмы русской истории". Но в оценке тоталитаризма в российском обществе сегодня нет консенсуса.

Церковь что-то делает для увековечивания памяти Новомучеников, жертв ГУЛАГа, устами митрополита Илариона (Алфеева) выступает за десталинизацию. И все же, все же, все же…

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

31 августа 2012, 14:16  
МЫСЛИ: Рустам Семеев. О ДУХОВНОСТИ «БЕЛОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В РОССИИ. Нужны творцы, которые могут сотворить себя заново, «родиться свыше»
29 августа 2012, 12:55  
МЫСЛИ: Алексей Михеев. «ОККУПАЙ» В ДЕЙСТВИИ. Еще раз о «Pussy Riot» и о духовной революции в России. Статья-памятник гражданскому лагерю «ОккупайСуд»
15 августа 2012, 13:05  
Заштатный клирик Московской епархии РПЦ МП священник Иоанн Охлобыстин стал одним из руководителей партии «Правое дело»
27 июля 2012, 15:57  
ВИДЕО: Русский католик борется за освобождение Руси от Орды под знаменем УПА. Александр Шведов отвечает на вопросы Портала на московском митинге в поддержку политзаключенных 26 июля
27 июля 2012, 15:20  
ВИДЕО: "Участие в оппозиционных митингах - акт внутреннего очищения". Гражданский активист Родион Попов с крестным флагом на митинге в поддержку политзаключенных. Москва, 26 июля
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования