Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
29 мая 2012, 17:26 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Священники большого города. Отец Алексий Уминский о Церкви как идеале, конфронтации РПЦ МП и общества и разных прочтениях церковной истории


Возраст: 52 года

Образование: Московский областной педагогический институт

Работа: настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской гимназии

Про родителей и чтение

Мои родители — классическая советская интеллигенция: мама —учитель, папа — инженер, член партии. Не думаю, что они могли предположить,что их сын станет священником. Наверное, если бы им такое сказали,они просто не поверили бы.

Я крестился, когда мне было двадцать лет. Не могу сказать, что в жизни случались какие-то колоссальные катаклизмы, катастрофы, которые резко меняли мой внутренний мир. В Евангелии Иисус говорит о том, что Царствие Небесное вызревает в каждом человеке незаметно — как семя сеется в поле, и никто не видит,как оно растет. Я даже не знаю, когда и кем было в меня всеяно это семя —скорее всего, моими неверующими родителями. Сущностные,содержательные вещи, которые они в себе имели и хранили, были мне естественным образом переданы —видение мира, любовь, которая их соединяет, отношение к друзьям,радость о прекрасном.

Кроме того, были книги. В студенческие годы мы уже читали книги, которые были в самиздате,ходили по рукам. Тогда чтение было иным. Книга в семьсот страниц давалась тебе на одну ночь, и надо было ее не просто прочесть по диагонали, а впитать в себя. Мы были тогда, как губки — в 18–20 лет я прочел всего Платона, потому что была жажда. Сейчас я не могу удержать книгу в руках более сорока минут,перестаю читать, потому что перестаю понимать, что читаю, мозги не справляются. А в то время я не просто прочел огромное количество книг —помню их до сих пор и какие-то вещи могу цитировать по памяти. Это была удивительная эпоха передачи поколенческой эстафеты.

Про комсомольское детство и хипповую юность


В школе я был не просто хорошим комсомольцем — я был примерным активистом. Ходил со значком,заседал в каком-то комсомольском штабе, ходил на собрания. Мне был прямой путь в ЦПШ (Центральная партийная школа. — БГ). При этом отличником никогда не был — все мои тройки и двойки возмещались активностью. А когда поступил в институт, это все резко кончилось,потому что я вдруг увидел мир свободных людей и свободных идей.Это были 70-е годы. Уже через месяц после поступления я носил длинные волосы и джинсы с заплатками.Суворовский бульвар, кафе "Аромат",которое все звали "Вавилон", и прочая хипповская тусня в течение многих лет. Я объехал автостопом весь Союз, неоднократно был в милиции, где меня пытались стричь и сажать в спецприемник. Словом,молодость была бурная.

В то время я и крестился. Институт окончил с трудом, потому что где-то"на картошке" у меня из-под майки вывалился крестик. На прямой вопрос преподавателя: "Зачем ты носишь крестик?" — ответил, что я верующий православный христианин. Мне грозило исключение, но один наш преподаватель — он читал курс марксизма-ленинизма и научного атеизма — выступил против. На профессорском заседании он сказал:"Вы что, не понимаете, что у этого хиппи Уминского связи с Западом?Если его исключить, завтра по"Голосу Америки" про всех нас скажут, и мы огребем огромный скандал". Таким странным образом он меня спас, и я совершенно уверен, что поступил так умышленно — это был очень неглупый человек. Свой дикий предмет он преподавал с такой иронией, что всем было ясно —всерьез это воспринимать не стоит. Я остался в институте, но сессию пятого курса сдать не смог, потому что перетусовался. Тем не менее у меня были хорошие отношения с преподавателями (подозреваю, многие из них были верующими), и через год они помогли мне закончить обучение.

Про школу и театр

После института мама взяла меня за шкирку и устроила преподавать французский в свою школу, потому что опасалась, что меня может унести в какую-нибудь совсем неожиданную сторону. Так я стал учителем и одновременно увлекся театром и стал актером в театре-студии Розовского.Свое учительство я переживал с большим трудом — меня просто тошнило от всего, что я видел в советской школе, и театр служил отдушиной. А потом и в театре стало как-то тяжело, и я понял, что что-то в моей жизни не так. В этот момент моя знакомая (теперь очень близкий мне человек, прекрасная художница Елена Черкасова) взяла меня за ручку и привела в храм к священнику, который и стал впоследствии моим духовником.Я не помню, что именно он тогда сказал, но эти слова попали в нужную точку, и после этого в театр я уже не пошел.

Про отца Иоанна Крестьянкина

Вскоре я поехал в Псково-Печерский монастырь, где встретился со старцем, отцом Иоанном Крестьянкиным. Эта встреча стала,наверное, решающей в моей жизни. Я ехал к нему с одним желанием — взять благословение уйти из школы. Все что угодно, но уйти из школы, потому что невыносимо — советская система,дети, звонки, классные часы,родительские собрания, педсоветы.

Псково-Печерский монастырь я увидел впервые. Это было похоже на сказку —монастырь в снегу, в глубоком доле среди огромных сосен. Как будто детский сон вдруг стал явью. До сих пор этот образ возникает в моих воспоминаниях как образ Царствия Небесного.

А когда я увидел отца Иоанна — как он служит, улыбается, как толпятся вокруг него люди — по мне мурашки побежали. Я пробрался к нему через огромную толпу и только успел спросить: "Благословите уйти из школы!" А он улыбнулся и ласково сказал: "Да что ты, милый мой,работай! Работай!" И после этого я вернулся в школу в таком упоении! Я так полюбил свою работу! Я стал хорошим учителем, проработал почти десять лет. Когда я двадцать два года назад выпускал свой класс, то уже был в сане дьякона. Каждому своему ученику подарил Евангелие, хотя это был 1990 год, и все было запрещено.

Сложно сказать, что в конечном счете стало решающим фактором на пути к священству — все сложилось, как в калейдоскопе. Раскололась скорлупа,и появилась открытость. И в этой открытости возникла жажда говорить с Богом.

Про человеческое лицо церкви и Христов лик

Всякий раз, когда церковь "кусают", я воспринимаю это болезненно, потому что принадлежу церкви. Особенно,когда эти нападки не мотивированы или лжемотивированы. Но сказать, что меня это сильно беспокоит, нельзя —потому что сегодня не появляется новых аргументов антиклерикального толка, каких не знала церковная история на протяжении многих веков.

Церковь очень таинственна. Чаще всего люди видят человеческое лицо церкви, а Христов ее лик узнается не сразу. А человеческое лицо бывает не слишком привлекательно. Историю церкви можно рассматривать по-разному. С одной стороны, это история Крестовых походов,религиозных войн, ересей,инквизиции, симонии, содомии,предательства и измены. А с другой стороны — это история святости.История того, как христианство изменило мир. Христианство дало миру законы, появление которых демократическое общество причисляет к своим заслугам. Но в действительности осознание ценности человеческой личности —это заслуга христианства, это понятие определила христианская антропология. Потому что человек,раз он создан по образу и подобию Божьему, бесконечно ценен. Именно благодаря церкви человечество справилось с рабовладельческим строем, возвысило роль женщины, дало всем равные права. Все лучшее в осмыслении прав человека — это христианское осмысление человеческой личности, ценности человека перед Богом вне зависимости от цвета кожи или социального положения. Перед Богом раб и владыка, царь и убогий — все в равном достоинстве. Это слова преподобного Иоанна Дамаскина.

Так же можно по-разному судить о больнице. Больница — это место, где люди умирают или где их лечат? Если это место, где умирают, тогда любая больница — это морг. И можно написать историю больницы как историю морга, рассказывать о каждом умершем от врачебной ошибки человеке, и тогда у всех сложится ощущение, что ни в одну клинику идти нельзя. А можно написать о больнице как о месте, где возможно исцеление,если ты как умный человек слушаешь врача и следуешь его предписаниям.Правда, как и в церкви, гарантии никто дать не может. Смотреть можно по-разному, каждый сам должен выбрать свой угол зрения. Я убеждать никого не буду, человек это должен решить для себя сам — как я это решил однажды.

Про церковь и идеологию

В церкви нет фейс-контроля. Церковь— место, которое собирает свободных людей, не ограничивая их мнения, но концентрируя их внимание на Евангелии. В церкви могут в равной степени существовать монархисты,демократы, анархисты, националисты,либералы и многие другие, если их собственное представление о мире прежде всего ориентируется на Евангелие. А вот если их идеология самоценна, а Евангелие используется лишь как способ ее утверждения, это к церкви уже никакого отношения не имеет. Это значит, что мы имеем дело с людьми самых крайних взглядов. Без Христа либерал становится либертеном, а консерватор —фарисеем. И то, и другое в своих крайних формах мерзко и безобразно.

Церковь — это не идеология. А иные люди стремятся придерживаться именно идеологии, потому что она очень комфортна и оправдана. Когда у тебя есть идеология, тебе совершенно ясно, куда идти, кто твой враг, а кто твой друг, что правильно, а что нет.Твой путь к правде гарантирован, и тебе не надо думать. Но церковь — не идеология, а идеал. То есть то, к чему ты стремишься. На этом пути ты,наоборот, должен себя постоянно менять, постоянно переосмыслять свою жизнь, сомневаться,перепроверять все свои идеи, мнения и традиции. В этом случае вся шелуха— либеральная, консервативная или монархическая — будет отлетать по мере нашего продвижения ко Христу.Потому что мы будем стремиться к идеалу, который воплощает в себе всех людей, вне зависимости от их убеждений.

Внутри церкви либерал восполняет консерватора, а консерватор восполняет либерала. Фундаменталист восполняет человека, который лишен традиции. Националист своим уважением к национальному богатству восполняет космополита, а космополит дает националисту возможность шире смотреть на мир.Господь создал нас разными, чтобы мы нуждались друг в друге.

Время, в которое мы живем, делает различия между людьми предметом конфронтации. Богатые и бедные. Образованные и необразованные. Интеллигенция и народ. Русские и евреи. Во Христе разные люди друг друга восполняют.

Про конфликт церкви и общества

Люди, живущие в конфронтации, очень управляемы. Этим пользуется власть,которая хочет манипулировать людьми. Одним бросается одна косточка, другим — другая, и управлять очень легко. Не надо удивляться тому, что мы живем в конфликтах, — видимо, это кому-то надо. Хочет ли церковь быть в конфликте с обществом? Нет. Наоборот,церковь ждет диалога, хочет быть услышанной. Хочет ли общество быть в конфликте с церковью? Нет. Однако конфликт постоянно искусственно разогревается. Постоянно подбрасываются какие-то информационные поводы. Важно понять,что ни обществу, ни церкви не надо играть в чужую игру — а то мы и так слишком заигрались. Надо выйти из поля конфликта, потому что манипуляция идет по каким-то смешным позициям, которые не имеют отношения ни к смыслам, ни к онтологии, ни к истине. Вы наверняка знаете, о чем я говорю. Почему вдруг с таким пафосом все говорят об этих вещах, когда на самом деле мир гораздо сложнее и интересней?

Александр Борзенко,

"БОЛЬШОЙ ГОРОД", 25 мая 2012 г. 


    В сюжете:

31 августа 2012, 14:16  
МЫСЛИ: Рустам Семеев. О ДУХОВНОСТИ «БЕЛОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В РОССИИ. Нужны творцы, которые могут сотворить себя заново, «родиться свыше»
29 августа 2012, 12:55  
МЫСЛИ: Алексей Михеев. «ОККУПАЙ» В ДЕЙСТВИИ. Еще раз о «Pussy Riot» и о духовной революции в России. Статья-памятник гражданскому лагерю «ОккупайСуд»
15 августа 2012, 13:05  
Заштатный клирик Московской епархии РПЦ МП священник Иоанн Охлобыстин стал одним из руководителей партии «Правое дело»
27 июля 2012, 15:57  
ВИДЕО: Русский католик борется за освобождение Руси от Орды под знаменем УПА. Александр Шведов отвечает на вопросы Портала на московском митинге в поддержку политзаключенных 26 июля
27 июля 2012, 15:20  
ВИДЕО: "Участие в оппозиционных митингах - акт внутреннего очищения". Гражданский активист Родион Попов с крестным флагом на митинге в поддержку политзаключенных. Москва, 26 июля
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования