Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
29 мая 2012, 14:13 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Патриарх Кирилл - тайный поклонник Рафаэля. По неизвестным причинам фото Кирилла с панагией, на которой изображена «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, исчезло с официального сайта Московской патриархии


26 мая 2012 г. в дрезденской Галерее старых мастеров открылась выставка, посвященная 500-летию "Сикстинской Мадонны" Рафаэля. К этому знаменательному юбилею всемирно известное полотно размером 265×196 см украсили новой рамой в виде балдахина вместо той, что была создана при реставрации после войны в 1950-е гг. Напомним, что картина (см. илл.), по свидетельству Вазари, была написана в Риме, между 1512 и 1514 гг., для церкви бенедиктинского монастыря св. Сикста в Пьяченце. Полагают, что она предназначалась для украшения могилы папы римского Юлия II, которому было видение Богоматери с Младенцем, что и послужило поводом для создания композиции в виде Её явления св. Сиксту I и св. Варваре. С этим связан и мотив раскрывающегося занавеса, за которым возникает Мадонна, ступающая по облакам среди сонма херувимов, чьи головки, проступающие сквозь туман, образуют небесный хоровод. Входивший в церковь видел издалека алтарную композицию, и Мадонна с Младенцем на руках как будто сходила с небес прямо к нему, в пространство храма. Считается, что первоначально картина располагалась перед большим Распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур продиктованы их чувствами при виде страданий и смерти Христа.

Кстати, дядя Юлия II папа римский Сикст IV из семейства Делла Ровере (della Rovere), покровительницей которого являлась также св. вмч. Варвара, постановил проводить Конклав в Сикстинской Капелле Апостольского Дворца, которую украшают листья дуба и желуди — геральдические символы их семейства, чьё имя означает буквально "от дуба". В 1754 г. живописец К.-С. Джованнини приобрел этот шедевр Рафаэля за огромную сумму — 25 тысяч эскудо для саксонского курфюрста Фридриха-Августа II (польского короля Августа III), который распорядился оставить копию для бенедиктинской церкви.

Как известно, в самом конце Второй Мировой войны "Сикстинская Мадонна" едва не погибла в сырых штольнях Рудных гор, где её вместе с другими сокровищами Дрезденской галереи отыскали солдаты Первого Украинского фронта и вывезли в Москву. После реставрации под руководством Павла Корина картина была возвращена советским правительством в Дрезден в 1955 г., но перед этим она была выставлена в течение 4 месяцев в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Так что в судьбе рафаэлевского шедевра есть и страницы, связанные с Россией.

Надо сказать, что русские писатели и художники испытывали особый пиетет перед образом "Сикстинской Мадонны" Рафаэля. "Одной картины я желал быть вечно зритель..." — сказал однажды Пушкин, узнав, что репродукция рафаэлевского шедевра висит в кабинете Императрицы Елизаветы Алексеевны. Афанасий Фет в стихотворении "К Сикстинской Мадонне" (1864) оставил весьма красноречивое признание:

"И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться Ей мы на коленях сами,
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать Того, Кто рабства сверг оковы".

Но самым восторженным почитателем "Сикстинской Мадонны" был Ф.М. Достоевский. Живя в Дрездене, он по многу часов простаивал перед картиной и даже позволял себе, нарушая порядок, взбираться в отсутствие смотрителя на стул, чтобы лучше разглядеть лик Мадонны. Жена Ф.М. Достоевского в своем дневнике записала: "Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую Мадонну". Вспомним, что в духовном развитии Аркадия ("Подросток") глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Жена губернатора Юлия Михайловна ("Бесы") два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. А Свидригайлов ("Преступление и наказание"), вспоминая лик Мадонны, именует её "скорбной юродивой"...

Правда, вскоре в революционном угаре некоторые из российских поэтов договорились даже до ... расстрела Рафаэля, к чему призывал Маяковский:

"Белогвардейца
найдете — и к стенке.
А Рафаэля забыли?
Забыли Растрелли вы?
Время
пулям
по стенке музеев тенькать.
Стодюймовками глоток старье расстреливай!".

То-то по всей России так скорбно взирают выбитыми глазницами с фресок и икон лики святых, расстрелянных беспощадной рукой безбожников: ссылка на пост

И, словно винясь за "горлапана революции", другой уличный глашатай Владимир Высоцкий напишет проникновенные строки:

"Не сравнил бы я любую с тобой,

Хоть казни меня, расстреливай.

Посмотри, как я любуюсь тобой,-

Как Мадонной Рафаэлевой!"...

Удивительно, но никто до сих пор не обратил внимание, что патриарх Кирилл не так давно продемонстрировал своё увлечение Рафаэлем. Это произошло 31 марта 2012 года, в субботу 5-й седмицы Великого Поста, когда в Церкви совершается празднование Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Для Литургии в московском храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском патриарх Кирилл специально (!) выбрал панагию с изображением ... "Сикстинской Мадонны" Рафаэля (см. фото), с которой впервые показался на людях. То, что такой выбор вовсе не был случайным, патриарх Кирилл подчеркнул в своей проповеди, где обнаружил знание истории создания "Сикстинской Мадонны", композиция которой, как замечено выше, была связана с Распятием. По словам патриарха, "после недели Крестопоклонной, когда мы вспоминали Крест Христов, ... мы прославляем Богоматерь. Вся Ее жизнь была несением огромного креста".

Как бы то ни было, личный выбор патриарха Кирилла, которого консервативное крыло в Церкви давно упрекает в филокатоличестве, в пользу католического образа Мадонны на православной панагии, является беспрецедентным событием. В этой связи нельзя не вспомнить суждение священномученика Иллариона (Троицкого), архиеп. Верейского, для которого встреча с "Сикстинской Мадонной" стала самым "выдающимся переживанием на Западе", "тихим и возвышенным видением": "Из всех мадонн Рафаэля Сикстинская более похожа на икону. Однако это — не икона. Это картина, на которую лишь упал луч Неба. Мне кажется просто невозможным вынести её на середину православного храма, поставить пред ней подсвечник с лампадами и свечами, пропеть пред ней величание, совершить вокруг неё каждение. Неловко было бы и просто молиться пред „Сикстинской Мадонной". В ней всё же много человеческого для того, чтобы стать предметом благочестивого поклонения...".

P.S. По неизвестным причинам фото патриарха Кирилла с панагией, на которой изображена "Сикстинская Мадонна" Рафаэля, вскоре после публикации исчезло с официального сайта Московской Патриархии, как это имело место и в других странных случаях: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/886083-echo/#cmnt-7653997

БЛОГ ДМИТРИЯ АБРАМОВА НА САЙТЕ "ЭХА МОСКВЫ", 28 мая 2012 г.


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования