Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
25 мая 2012, 12:09 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Кресло прокуратора. Патриарх Кирилл (Гундяев) — вельможа путинского периода


Сегодня, в день, когда по православному календарю отмечается память святых Кирилла и Мефодия и празднует свои именины нынешний возглавитель РПЦ МП, на Васильевском спуске ожидается очередное шествие и митинг православных граждан (правда, после недавнего "молитвенного стояния в защиту Церкви" в день рождения Ленина злые языки предложили называть такие мероприятия "кириллингами"). Не будет преувеличением сказать, что в первый раз патриарх Кирилл будет отмечать свои именины в атмосфере тотальной недоброжелательности по отношению к РПЦ. Такого отношения к этому институту за постсоветское время еще не было.

Алексий II

Предыдущий патриарх Московский, Алексий II, обладал одним уникальным качеством, которого не было ни у кого из его соперников в борьбе за патриарший престол — у патриарха Алексия не было советского детства, он родился и вырос в буржуазной Эстонии. Обладая психикой, не испорченной тотальным "двоемыслием" (один из великолепных оруэлловских терминов, описывающих шизофреническую реальность тоталитарного государства), он во всех гражданских спорах 1990-х делал так, чтобы Церковь всегда оказывалась в центре общества. Ни с левыми, ни с правыми. С гражданами. Со всеми. Осенью 1993-го, когда в столице одновременно оказалось два президента и правительства, именно РПЦ МП выступила посредником и усадила враждующие стороны за стол переговоров. И именно ему принадлежат слова о том, что церковное проклятие ляжет на головы тех, кто отдаст приказ открыть огонь, с чьей бы стороны этот приказ ни исходил.

Почти двадцатилетнее патриаршество Алексия ознаменовалось фактическим возвратом РПЦ МП в число ключевых игроков на российской политической сцене. Быть неправославным стало немодно. Но — несмотря на множество преференций со стороны государства (одной выручки от эксклюзива на беспошлинный ввоз алкоголя и табака на территорию РФ в течение полутора лет, с марта 1997-го до августовского кризиса 1998-го, могло бы хватить с лихвой для развития любой корпорации), в вопросах, касающихся непосредственно самой церковной жизни, патриарх не шел на компромисс, даже если линия церкви шла вразрез с линией государства. Так, например, государственная церемония захоронения останков императорской семьи была фактически проигнорирована РПЦ: несмотря на присутствие на похоронах Бориса Ельцина, отпевали не императорскую семью, а неизвестных бродяг, поминая их по формуле "упокой, Господи, души раб Твоих, имена же их Ты Сам, Господи, веси"; церемонию совершал простой священник, никого из епископата на похоронах не было. Такая жесткая позиция патриарха была обусловлена тем, что достоверного свидетельства о том, что эти останки принадлежат императорской семье — нет; значит, в случае канонизации святыми мощами могли бы быть объявлены останки безвестных людей, что привело бы к кощунству.

Не исключено, что именно эта непреклонность патриарха в ключевых для корпорации вопросах и привлекала в нем Ельцина. Именно Алексий II был приглашен первым президентом в последний день 1999 года в Кремль, когда он оставлял власть. Борис Ельцин очень хорошо понимал роль нравственного начала в политике; поэтому он начал свою последнюю речь в качестве президента со слов извинения, поэтому он хотел дополнительно легитимизировать передачу страны преемнику посредством церкви. И патриарх Алексий поддержал того, кого выбрал первый российский президент.

Сервильность

После смерти Алексия II митрополит Кирилл, долгое время бывший одним из спикеров РПЦ, казалось, имел наименьшие шансы на занятие патриаршей кафедры. Против него говорило даже не петербургское происхождение, не принадлежность к "никодимовской" внутрицерковной группировке (названа по имени митрополита РПЦ МП Никодима (Ротова), проповедовавшего "богословие революции" и выступавшего за максимальную связь РПЦ МП с остальными христианскими конфессиями); против него, прежде всего, говорило то, что митрополит Кирилл — умный. А умных, как известно, в России не любят, а в РПЦ, самой консервативной и закрытой корпорации из существующих в современной России, умных тем более не любят.

Надо отметить, что возлагавшихся на него либеральным церковным кругом (представленным в основном учениками и последователями Александра Меня) надежд новый патриарх не оправдал. За три с лишним года правления Кирилла не то, чтобы не начато ни одной реформы — богослужебной, календарной, языковой — напротив: вместо этого РПЦ МП открыто заявляет о построении т.н. "Русского Мира", привечает фриков типа "православных хоругвеносцев" (при прежнем патриархе, человеке брезгливом, такие граждане рассматривались исключительно как объект фауны) и активно становится "агентом влияния" правящего в РФ режима. Кирилл не стал православным Иоанном XXIII-м; скорее, он превратился в православного Пия XII-го.

Этот резкий переход по отношению к существующей власти — от настороженного нейтралитета к откровенной сервильности — не мог не остаться незамеченным. Да, РПЦ МП получила в последние три года невиданные ранее преференции (так, в частности, в ее собственность передаются культовые здания всех конфессий, не только православных, если это необходимо РПЦ МП), но какой ценой? Оправдание всего, что делается государственной властью, переходящее все границы приличия лизоблюдство (не зря речь Кирилла перед кандидатом в президенты Путиным, в которой он рассыпается в славословиях премьеру, сравнивают со знаменитым шварцевским: "Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, по-стариковски: вы великий человек, государь") в сочетании с откровенной личной нечистоплотностью делают Кирилла типичным вельможей путинского периода — но никак не главой института, претендующего на моральный авторитет в обществе. Кирилл, в качестве высшей мудрости рассказывающий о словах своего отца: "Говори правду, сынок, но зачем же говорить всю правду, если это может быть кому-то неприятно?" — становится не учителем истины, а учителем лицемерия, пророком двоемыслия и глашатаем новояза. Именно в координатах трех знаменитых слоганов Оруэлла ("Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила") колониальная война оборачивается принуждением к миру, "рокировочка" тандема — самой свободной передачей власти от одного правителя к другому за последние века, а отсталость в большинстве областей знаний — некоей мифологической "нравственной силой Русского Мира".

Современное российское общество не готово поступить с верхушкой РПЦ МП по заветам Христа, говорившего ученикам о современных ему иудейских религиозных лидерах: "Слов их слушайтесь, дел же отвращайтесь". Во все времена человека больше всего заботило соответствие проповеди образу жизни проповедника. Рассказ о вреде курения с зажатой в углу рта "беломориной" или антиалкогольная проповедь со стаканом водки в руках не будут убедительными для аудитории. Между тем — именно так выглядит сейчас проповедь патриарха Кирилла. Христианские ценности мало совместимы с судом из-за "нанопыли" или неуклюжим враньем о "мерцающих" дорогих часах. Поэтому РПЦ МП, словно Бурбоны времен Реставрации, ничего не забывшая и ничему не научившаяся, находится сейчас на вершине имущественного и властного могущества, но в шаге от того, чтобы потерять последние остатки поддержки общества.

Одиночество

Патриарх Кирилл любит подчеркивать свое одиночество, необходимое, как он считает, предстоятелю церкви. Еще полтора десятка лет назад в одной из частных бесед с молодыми церковнослужителями он заметил: "Вы, молодежь, мечтаете о епископстве, а знаете ли вы, что это такое? Это не только золотые облачения и митры с драгоценными камнями — это прежде всего осознание того, что ты каждый день приходишь к себе домой, открываешь дверь своим собственным ключом, а тебя там в лучшем случае ждет собственная собака".

Осознанно или нет, но быт патриарха в его описании поразительно походит на быт одного из героев самого, наверное, известного русского романа прошлого века. Помните? "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан". Можно выбрать своим единственным судьей вместо Бога человека, который будет выглядеть, к примеру, так: "На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризною губой". Даже круглую язву, говорят, можно залечить уколами ботокса — сути это не меняет. Только тогда патриарший престол превращается всего лишь в кресло прокуратора, а это, как ни крути, скучно. Ведь, "нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку".

Егор Владимиров,

"ПОЛИТ-ГРАМОТА", 24 мая 2012 г.


    В сюжете:

31 августа 2012, 14:16  
МЫСЛИ: Рустам Семеев. О ДУХОВНОСТИ «БЕЛОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В РОССИИ. Нужны творцы, которые могут сотворить себя заново, «родиться свыше»
29 августа 2012, 12:55  
МЫСЛИ: Алексей Михеев. «ОККУПАЙ» В ДЕЙСТВИИ. Еще раз о «Pussy Riot» и о духовной революции в России. Статья-памятник гражданскому лагерю «ОккупайСуд»
15 августа 2012, 13:05  
Заштатный клирик Московской епархии РПЦ МП священник Иоанн Охлобыстин стал одним из руководителей партии «Правое дело»
27 июля 2012, 15:57  
ВИДЕО: Русский католик борется за освобождение Руси от Орды под знаменем УПА. Александр Шведов отвечает на вопросы Портала на московском митинге в поддержку политзаключенных 26 июля
27 июля 2012, 15:20  
ВИДЕО: "Участие в оппозиционных митингах - акт внутреннего очищения". Гражданский активист Родион Попов с крестным флагом на митинге в поддержку политзаключенных. Москва, 26 июля
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования