Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
13 апреля 2012, 17:10 Распечатать

МЫСЛИ: Светлана Вайс. КАК ХОРОШО БЫЛО В МЕКСИКЕ… Почему американское православие обошли стороной церковно-общественные скандалы, разворачивавшиеся этим Великим Постом в Москве?


Уже ставший традиционным "великопостный" скандал в одной отдельно взятой части православного мира в этом году обошел Америку стороной. Духовенству и мирянам Православной Церкви в Америке (ПЦА) хватило прошлогоднего, в котором Митрополит всея Америки и Канады Иона играл заглавную роль.

Беспрецедентная волна "искушений" в лоне матери-Церкви, коей является РПЦ МП по отношению ПЦА, до нас не докатилась вовсе. На то, судя по всему, две причины: первая – отсутствие информации в критической степени и на доступном гражданам английском языке, и вторая, наиболее существенная – "оно нам надо?"

Как ни удивительно, но занимательные скандалы с патриаршей дорогостоящей атрибутикой и сложной жилищной проблемой, а также вся словесная, печатная и видео- истерия в России по поводу "корпоративного беспредела" в патриархии и девиц, нахулиганивших в ХХС, практически не просочились в американскую прессу. А то, что попало, хотите верьте – хотите нет, не вызвало должного интереса. Вернее, скажем так, вызвало вялое непонимание.

Вбросов информации о российских церковных скандалах в американскую прессу за последний месяц было несколько: как в авторитетной "Нью-Йорк Таймс", так и по мало уважаемому российскому пропагандистскому каналу "Раша тудей", который прилипает к пакету американских ТВ-каналов в качестве бесплатного приложения, вопреки желанию граждан. Ну, может, еще где-то локально что-то проскочило. Не то что скандального - абсолютно никакого интереса эти удивительные факты не вызвали: градус страстей не дотягивает до педофильских историй в католической Церкви - во-первых, а во-вторых, весь месяц российско-сирийская проблема сохраняла свою информационную нишу в американском медийном пространстве. А сразу два повода, связанных с Россией, для американской аудитории - перегруз.

Великая протестантская держава осталась равнодушна к дорогостоящим часам Патриарха всея Руси, так же как и к его гламурной недвижимости, управляемой загадочной экономкой, превысившей свои полномочия. К сожалению, раскручиваемое в России в высших церковно-политических кругах, абсолютно против здравого смысла, дело хулиганок из "Pussy riot", тоже никого не заинтересовало. И теперь получается, что даже при самом жестоком исходе дела – 7-летнем заключении в тюрьме - девушки уже не смогут рассчитывать на какую-то реальную поддержку от американских правозащитных организаций. Отсутствие какой-либо заинтересованной реакции американского населения и скудная информация на английском языке сделали девушек неинтересными как для комиссий Конгресса США, так и, судя по всему, для Страсбургского суда.

Но, безусловно, есть слои населения американского общества, которые весьма и весьма неравнодушно отреагировали на вышеперечисленные события. Это активисты русских православных юрисдикций. Нас мало, но за нами всегда стоит великий Лев Николаевич Толстой, отлученный от Церкви – один из немногих русских персонажей, как-то знакомых американскому населению. Вообще, практиковать православие в Америке, в русском его варианте – это сродни эстетической экзотике. Даже православные греки являются более "энергоемкой", влиятельной частью американского общества, а на фоне прочих христианских конфессий мы и вовсе теряемся по причине малочисленности. Но со счетов нас никто не сбрасывает, наши иконы продолжают впечатлять, а земля под храмами реально принадлежит прихожанам.

Наше американское православное содружество всегда будет раздираемо противоречиями – таковы реалии эмигрантской жизни: каждое предшествующее поколение имеет претензии к новому. Русские корни просматриваются в трех православных юрисдикциях Америки: в ПЦА, Зарубежной Церкви (ныне весьма разделенной) и в малочисленной патриаршей вотчине. И хотя корни у всех разной длины, но все они подразумевают навыки русского языка, хотя бы со словарем, для поиска фактов в Интернете. Именно эта часть американских православных и сидит в русском Интернете на соответствующих сайтах, получая ежедневный шок от прочитанного, услышанного и увиденного.

Так какова же реакция этой части американского общества, которая вроде бы должна разобраться в процессах, нарастающих в религиозно-церковных недрах покинутой родины, на нынешние великопостные скандалы? Как и можно было бы предположить, реакция эта разделилась по "волнам" (поколениям) эмиграции. Те, кто никогда не жили в России – носители истинно русского, как им кажется, самосознания, - задавали друг другу один и тот же, шедевральный в своей искренней наивности вопрос: зачем РПЦ МП приложила так много усилий для сращивания с государством?

Я даже не знаю, какой длины здесь уместно сделать паузу. Действительно, зачем? И главное – им уже не объяснишь зачем. Фарш эмигрантской ментальности невозможно провернуть обратно. Но, может быть, это и есть тот фундамент, на котором мы здесь должны устоять?

Все остальные все поняли достаточно быстро. Прикинув, как это может рвануть и чем попасть в нашу сторону, администрация ПЦА заняла позицию невмешательства – ни словом, ни делом. "Мы считаем, что РПЦ достаточно сильная Церковь и сможет самостоятельно разобраться в своих внутренних делах", - таков был ответ из канцелярии ПЦА на мой вопрос по поводу посадки членов группы "Pussy riot". Как мне кажется, и РПЦЗ МП, ввиду принудительного "канонического единства" с матерью-Церковью, которое вот-вот должно отметить свое 5-летие, занимает схожую с ПЦА позицию – только бы на нас не потекло, когда будет выкипать. Тихо и почти безмолвно и в офисе патриаршего представительства – вот уж кому не повезло...

К большой части американского православия, которое не имеет русских корней, относится и Митрополит всея Америки и Канады Иона. И его реакция, как мне кажется, отражает отношение Америки в целом к происходящим сегодня в России событиям. Не далее как в Великий Вторник, после Литургии Преосвященных Даров, я обратилась к Митрополиту с вопросом: "Ваше Блаженство, как Вы относитесь ко всем этим скандалам в РПЦ МП?"

- Каким скандалам? Я только из Мексики…

- Ну, с часами патриаршими, квартирой, хулиганками в ХХС…

- Ничего не слышал. Как хорошо было в Мексике…


    В сюжете:

12 апреля 2017, 08:18  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Проповедь на литургическом языке: притчи на горе Елеонской. Слово на Великий Вторник (29.03/11.04.2017)
11 апреля 2017, 11:29  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Пришествие Сына Человеческого «яко молния»: в истории и в душе. Слово на Великий Понедельник (28.03/10.04.2017)
10 апреля 2017, 23:06  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Собеседования на «Собеседования» Иоанна Кассиана. Собеседование 23 (18/31.03.2017): Рабство греху как жизнь под оккупацией
10 апреля 2017, 16:14  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Где Иерусалим у нас внутри? Слово в Неделю Ваий (27.03/09.04.2017)
09 апреля 2017, 16:36  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Пост — это праздник, и праздник — это пост. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы, в пяток Цветной недели (25.03/07.04.2017)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования