Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 апреля 2003, 13:26 Распечатать

СПРАВКА: Федоровское религиозно-философское движение: история, доктрина и современное состояние


Федоровское движение ‑ особое мировоззренческое направление в русской религиозно-философской мысли, являющееся результатом синтеза нескольких философских и религиозных идей: от идущих из древности до современных, в особенности, свойственных XX веку. Будучи взращенным на почве христианских традиций, движение опирается на наследие русской религиозной философии "серебряного века", и в этом плане является практически единственным среди существующих в наши дни.

Идеолог движения ‑ русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), родоначальник активно-эволюционной мысли. Труды Николая Федорова, в которых изложены его философские идеи, вышли после его смерти под названием "Философия общего дела". Это название закрепилось за всей системой философских взглядов мыслителя. "Философия общего дела", в свою очередь, является идейным ядром отдельного направления в философии "русского космизма".

Федоровское движение генетически выкристаллизовалось среди "Голгофского христианства" ‑ одного из дореволюционных христианских модернистских движений XX века. Круг лиц, связавших в дальнейшем свое имя с идеями "Философии общего дела", был сформирован в 1912-13 гг. в процессе работы над журналом "Новое вино", инициатором которого выступил лишенный сана за свои радикальные политические движения священник Иона Пантелеймонович Брихничев (1879-1968). Те, кто работали над журналом, составили костяк коллектива, осуществившего в 1914 г. издание первого сборника "Вселенское дело".

C момента выхода в свет сборника "Вселенское дело" движение оформляется в постоянно действующие семинары и литературно-философский кружок. Лидерами движения становятся философы А.К. Горский и Н.А. Сетницкий. В 20-е годы с ними сближается В.Н. Муравьев, вокруг которого отдельно организовался кружок молодых людей, его бывших студентов по так называемому Институту живого слова.

С конца 20-х до начала 40-х все федоровцы были подвергнуты репрессиям, окончившимся кончиной их лидера А.К. Горского, умершего в 1943 г. в тульской тюремной больнице. На этом Федоровское движение в СССР было практически оборвано. Отдельной страницей истории Федоровского движения является его деятельность в эмиграции: в Китае и среди сторонников "пореволюционных течений", главным образом, евразийцев.

В конце советского периода интерес к идеям Федорова проявился в на фоне общего интереса гуманитарной интеллигенции к русскому философско-религиозному наследию конца XIX - начала XX вв., а также в контексте таких течений, как ноосферология, биосферная концепция, активно-эволюционная идея и т.д., объединившихся в рамках идейно-философского направления "русский космизм".

В 80-е и 90-е гг. лидером и инициатором возрождения Федоровского движения стала ведущий сотрудник Института мировой литературы имени М. Горького Светлана Семенова. Ее усилиями в 1982 г. был издан сборник сочинений Н.Ф. Федорова, начали проводится примерно раз в два года Федоровские чтения.

В 1994 г. вышла в свет книга Светланы Семеновой "Тайны Царствия Небесного" - по сути, программный труд современного Федоровского движения, в котором дана не только основательная систематизация философских взглядов Федорова в интерпретации автора, но и дальнейшая разработка учения о воскрешении, и даже постановка миссионерской задачи в перспективах дальнейшего развития движения. Совместно со своей дочерью Анастасией Гачевой С. Семеновой удалось сформировать "Общество имени Николая Федорова", в котором, активное участие стала принимать научная общественность: ученые, писатели, публицисты. Административным центром федоровцев стал музей-читальня Н.Ф. Федорова, открывшаяся в январе 1994 г. при Центральной библиотеке N 19 Юго-Западного округа г. Москвы.

Вторым лидером движения стал кандидат юридических наук Ю.А. Погребенский. В 1986 г. Ю. Погребенскому удалось возглавить отдельную фракцию Федоровского движения, получившую название "Федерации общего дела" (ФОД), в которую однако вошли не только апологеты "общего дела", но и представители разных мистических, теософских, оккультных течений. В частности, в ФОД состояли: психолог Анатолий Гармаев, впоследствии отошедший от федоровцев и теософии и ставший священником РПЦ МП, Лидия Перетрутова, возглавляющая ныне Школу "Седьмого луча эпохи Водолея".

Для узкого круга активистов ФОД существовала специальная загородная школа в деревне Теребетово Лотошинского района Московской области, где осуществлялись попытки организовать жизненный быт, основываясь на мировоззренческих принципах учения Николая Федорова. В настоящее время "Федерация общего дела" переименована в Центр духовного творчества "Синтез" имени Н.Ф.Федорова, бессменным руководителем которого остается Погребенский. Помимо вышеназванных лиц, в движение входят и другие, менее известные общественные организации.

Доктрина. Учение о бессмертии и воскрешении как "третья фаза христианства"

Концептуальную роль в Федоровском движении (ФД)  играет идея победы над смертью, обретение бессмертия всеми живущими и воскрешение всех умерших. Эта идея получила у федоровцев название "общего дела", так как лишь она, по представлению федоровцев, может объединить все человечество в едином устремлении.

Победа над смертью является для федоровцев одновременно и кульминацией, и ключевым звеном в глобальной задаче достижения всеединства человека и космоса через победу над слепыми силами природы. В этом плане победа над смертью также выступает как неотъемлимая часть второй доминирующей в движении идеи - регуляции природы, внесения в природу разумного начала, которое будет руководить всеми природными процессами на уровне всего космоса.

Исходный философско-исторический и богословский материал для формирования своей религиозной системы федоровцы черпают в христианской религии. Интерпретируя по-своему многие ключевые положения христианства, федоровцы проводят свою отдельную мировоззренческую линию, строят отличную от христианства религиозную систему.

Они апеллируют прежде всего к христианской триадологии, придерживаясь метафизики всеединства. Идеальным ориентиром при стремлении к единству и целостности всего существующего для федоровцев выступает христианская Пресвятая Троица. Основой для полного раскрытия личности в движении является образ взаимоотношения Трех Божественных Лиц.

В уподоблении единству Пресвятой Троицы видится путь к преодолению хаотичности природы, "падшего, извращенного", согласно доктрине федоровцев, порядка бытия, как царства "взаимного пожирания и смерти".

В контексте той же метафизики всеединства федоровцы в подавляющем большинстве придерживаются теории апокатастасиса (идеи всеобщего спасения и победы над смертью), как необходимого условия обретения всеединства. Хилиастические настроения федоровцев обусловлены их идеей создания "Царства Божия" на Земле и во всем Космосе - царства бессмертных, членами которого должны стать все жившие ранее предки.

Ключевую роль в "общем деле", как и в реализации сопряженных с ним задач, в доктрине федоровцев играет человек. Теургический пафос федоровцев наделяет человека прерогативами основного, почти самодостаточного исполнителя воли Бога. В соответствии с такой антропологией, все дела, которые совершал на Земле Христос (воскрешение, преображение, бессмертие и др.), рассматриваются как лабораторное предварение того, чем должно овладеть само человечество. Обетования, данные человеку Богом, должен свершать сам человек. Последователи Николая Федорова называют такое учение "активным христианством" – указывая на традиционный христианский подход как на "пассивный", обрекающий верующих на "пассивное" ожидание Царства Божия, вместо того, чтобы строить это Царствие "своими руками", и не только на Земле.

Высокие полномочия человека в Федоровском движении связаны с идеей Федорова о достижении природой полноты самосознания и самоуправления через разумные существа, в результате чего она должна воссоздать "все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте".

Антропологии движения сопутствует таким образом однозначная эволюционная концепция происхождения человека, а также представление о нем как о единственной сознательной инстанции, способной внести сознательное начало в природу. Последователи Николая Федорова полагают, что "сознательно Бог может действовать в мире только через человека".

Активно-эволюционная теория движения, будучи одним из ключевых звеньев его мировоззренческой системы, практически раскрывает идею Федорова о достижении природой полноты самосознания через разумные существа. Федоровцы утверждают, что по ходу эволюции природы "в самом вале жизни прослеживается стремление к возрастанию сознания, к порождению, наконец, личного сознания в человеке", который с определенного момента должен сам "взять штурвал эволюции в свои руки" и начать управлять эволюцией, направляя ее сознательно по определенному пути. Таким образом, личное сознание человека, по учению федоровцев, тоже оказывается продуктом эволюции.

В качестве обоснования идеи активно-творческой эволюции, С. Семенова ссылается на разработанное ученым Джеймсом Дана открытие явления цефализации, суть которого состоит в "постоянном усложнении нервной системы, росте головного мозга у земных существ, приводящего к созданию человека". Федоровцы считают, что этот процесс есть развертывание некой изначально заложенной Богом программы.

По мнению федоровцев, человек является новой значительной качественной ступенью во всеобщей эволюции, не сравнимой с любыми предыдущими ступенями, благодаря тому, что через него возникает разум как новое орудие дальнейшей сознательной эволюции. Последователи Николая Федорова в своем теургическом пафосе ссылаются не только на Священное Писание, но и на отдельных теологов, в частности, на Тейяра де Шардена.

В контексте своих "активно-христианских" взглядов федоровцы однозначно поддерживают идею Федорова об условности апокалиптических пророчеств, согласно которой апокалиптические пророчества – не окончательный приговор человечеству, а лишь худший вариант развития. Интересно отметить, что эта идея сочетается у части федоровцев с конкретными апокалиптическими настроениями применительно к сегодняшнему дню. Так, руководитель Центра им. Н.Ф. Федорова "Синтез" Ю. Погребенский не раз указывал на конкретные даты ожидаемого конца Света (последняя из них была 11 августа 1999 года). Подобный взгляд характерен именно для Погребенского, в то время как основное направление ФД, возглавляемое Светланой Семеновой, дистанцируется от апокалиптики.

Основные перспективы практического осуществления "общего дела", воскрешения умерших, в доктрине движения связаны с естественно-научными достижениями, несмотря на то, что сегодняшний технический прогресс в глазах федоровцев представляется явлением негативным, еще более разобщающим человека с природой (это "создание человеком для самого себя костылей").

В контексте своего позитивистского подхода представители движения рассматривают разработанную ученым Алексеем Манеевым теорию "биопси-поля" ‑ некоего носителя (согласно этой теории) индивидуальной информации о человеке, неразрушимого после смерти человека.

Возможными путями обретения бессмертия считаются клонирование и развитие информационных технологий, которые должны в будущем позволить воссоздать виртуальный образ, а затем и самого человека по генной информации, записанной цифровым образом.

Еще одна "активно-христианская" перспектива бессмертия связывается у федоровцев с метафизикой пола, называемой "преобразовательной эротикой". Считая, что природное рождение метафизически связано со смертью, федоровцы ставят задачу превращения рождения ‑ процесса, принадлежащего сфере бессознательной природы, - в акт человеческой воли и сознания.

Лидеры ФД смотрят на свое учение как на новую "третью фазу христианства", считая, что "активное христианство стоит в таком же отношении к новозаветному (но понимаемому традиционно школьно), как оно само к ветхозаветному"! Федоровцы также придерживаются убеждения, что Православная Церковь должна в конце концов осознать и разделить идеи ФД для того, чтобы сыграть ключевую роль в их реализации.

В целом, Федоровское движение имеет камерный и элитарный характер, так как его доктрина слишком сложна для понимания, а тем более для принятия ее "широкими массами".

Борис Кнорре


    В сюжете:

13 января 2004, 18:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: Воскресим всех отцов! Идеи Н.Ф. Федорова через 100 лет после его смерти
03 апреля 2003, 13:26  
СПРАВКА: Федоровское религиозно-философское движение: история, доктрина и современное состояние
02 апреля 2003, 19:50  
МЫСЛИ: Борис Кнорре. Н.Ф. ФЕДОРОВ И ХРИСТИАНСТВО. Доклад на семинаре в музее-библиотеке Н.Ф. Федорова
01 апреля 2003, 19:21  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: «Еще одна война»
01 апреля 2003, 12:28  
РЕПОРТАЖ: В музее Н.Ф. Федорова звучала критика федоровских идей с позиций христианства
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования