Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
14 февраля 2012, 16:45 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Будда в помощь пробуждению России? Неожиданное возвращение Дзюнсэя Тэрасавы


Первый после 12-летнего запрета визит в Россию Дзюнсэя Тэрасавы завершился 12 февраля. Японский учитель буддийского монашеского ордена "Ниппондзан Мёходзи" в странах СНГ принадлежит к традиции Махаяны, к школе Лотосовой сутры, или Экаяны – Единой Колесницы. Ее приверженцы верят во всеобщее спасение, без разделения на "верных" и "неверных": представители любых конфессий и даже атеисты, пускай и через множество реинкарнаций, но в конечном итоге освобождаются от страданий и заблуждений и обретают наивысшее совершенство духа, становясь буддами. Школа была основана в Японии в XIII веке мастером Нитирэном.

Тэрасава является учеником известного во всем мире пацифиста – японского буддийского монаха Нитидацу Фудзии (1885-1985), друга и последователя Махатмы Ганди. Тэрасава-сэнсэй известен активной антивоенной позицией в отношении различных конфликтов по всему миру. За резкую критику действий российских федеральных войск на Северном Кавказе, которая прозвучала из уст Тэрасавы на сессии Комитета по правам человека ООН в Женеве в 2000 году, он тут же был объявлен в РФ персоной нон грата. Однако 1 февраля Дзюнсэй Тэрасава наконец смог приехать в Москву к своим российским ученикам и просто друзьям, а их у него много - как среди правозащитников, ученых-востоковедов и людей искусства, так и среди верующих других конфессий.

Причины наложения запрета ясны. Они были официально сформулированы ФСБ в факсе, присланном в 2001 году в ответ на запрос тогда еще депутата Госдумы, бывшего омбудсмена России, Сергея Ковалева: "Антироссийская деятельность применительно к событиям в Чечне". А вот с причинами снятия запрета все гораздо туманнее. Ответом на просьбу к президенту Медведеву пустить Тэрасаву в Россию, изложенную весной 2011 года в е-мейле одного из его алтайских учеников, стало официальное письмо из МИДа, которое пришло обычной почтой. В нем говорилось, что господин Тэрасава "может въезжать в Россию на общих основаниях". Почему раньше не мог, а теперь может – не объяснялось.

Вообще, любая страна вправе даже и без всякого объяснения отказать во въезде любому иностранному гражданину. "Черные списки" невъездных не регулируются никаким внутренним или международным законом и находятся целиком в ведении спецслужб, каждый раз по-своему трактующих, когда "родина в опасности". Возможно, это именно они, спецслужбы, изменили свою точку зрения на Тэрасаву, подсказав политтехнологам использовать его приезд как предвыборный ход Путина. Создать имидж ВВП как неизменного хозяина всего происходящего в стране, друга не только конфессионального официоза, но и либерально настроенных верующих. А может быть, это президент Медведев в очередной раз продемонстрировал свою независимость от Путина, чьим детищем и являлся запрет. Если так, то приезд Тэрасавы встает в один ряд с отставками Лужкова и Кудрина.

Впрочем, рассуждая с религиозной точки зрения, нельзя не вспомнить о таких вещах, как вмешательство божественных сил. В конце концов, чем еще, кроме чуда, можно объяснить то, что после фальсификаций именно на парламентских выборах 4 декабря пробудилось общество, казалось бы, не на одно десятилетие убаюканное высокими ценами на нефть и речами о "великой и сильной России"? Это пусть физики занимаются вычислением "критической массы" несправедливости, а человеку верующему понятно: приезд Тэрасавы означает, что чудо встретилось с чудом. Вот почему первым же публичным выступлением Тэрасавы-сэнсэя стало участие вместе с десятком учеников в массовом шествии "За честные выборы" 4 февраля. Людей, одетых не по сезону в легкие бело-оранжевые одежды, во главе с учителем в характерной вьетнамской соломенной шляпе, не могли не заметить СМИ – монахов с барабанами много раз показали центральные телеканалы, среди которых "Россия-1", "РЕН", MTV, а также культовый канал "Дождь".

В преддверии митинга, 1 февраля, Дзюнсэй Тэрасава практически сразу из аэропорта отправился на заседание общества "Русь сидящая", созданного родственниками "узников совести". Хотя в УК РФ нет явно политических статей, но так называют тех, кто попал в тюрьму по сфабрикованным обвинениям в "экстремизме", хранении наркотиков или мошенничестве, а также в других экономических преступлениях, поскольку они перешли дорогу нечестным политикам или бизнесменам. Сам Тэрасава-сэнсэй тоже был российским политзаключенным, когда после Марша мира в 1995 году на пять дней попал вместе с учениками в фильтрационный лагерь в Грозном. Монахам, несшим послание мира, пытались предъявить обвинение в пособничестве "незаконным вооруженным формированиям". Дело развалилось, не успев начаться, благодаря вмешательству международной общественности и прессы.

Ученики привели Дзюнсэя Тэрасаву на заседание "Руси сидящей", чтобы оповестить о его приезде правозащитников, лидеров оппозиции и организаторов шествия-митинга 4 февраля. Учитель был тепло принят в уютном полутемном подвальчике ресторана "Китайский летчик", однако не стал настаивать на том, чтобы колонна буддийских монахов получила какой-то официальный статус на шествии, и, тем более, просить о выступлении со сцены.

Видимо, в этом крылась причина неприятного эпизода, случившегося 4 февраля, когда монахи попытались стихийно возглавить шествие "За честные выборы". Ведь орден "Ниппондзан Мёходзи" всегда делал это во время множества маршей мира, не только в Чечне, но и в Европе, Америке и других странах, начиная с 70-х годов. Но группа молодых людей в белых шапочках – своего рода "служба безопасности" первой, беспартийной колонны Лиги избирателей – вряд ли знавших всю эту предысторию, - стала грубо оттеснять монахов на обочину. Причины не объяснялись, и можно было только предположить, что монахи заслоняют растяжку, которую нес перед собой первый ряд. Впрочем, Тэрасава-сэнсэй быстро нашел выход – и монахи пошли не с организованными колоннами, а своим ходом, возглавив, таким образом, простых людей, которые прогулочным шагом передвигались от Калужской площади к Болотной по улице Якиманка, не дожидаясь ничьих команд и не примыкая к партийным группам.

Вечером того же дня Дзюнсэй Тэрасава и несколько сопровождающих его учеников уехали в Санкт-Петербург, где находится единственный в Европейской части России (если не считать Калмыкию, географически находящуюся в Европе, однако культурно скорее азиатскую республику) буддийский храм – дацан, построенный в 1913 году в знак дружбы между Российской империей и Тибетом. Тогда он считался собственностью Далай-ламы. Этот статус официально не снят с него до сих пор. Там служат бурятские ламы из школы Гелугпа, Ваджраяна – Алмазная Колесница. Так же, как и школа Лотосовой сутры, они принадлежат к традиции Махаяна. Школа Гелугпа, которой придерживаются практически все бурятские буддисты, считается традиционной для России формой буддизма. Именно бурятский буддизм был признан императрицей Екатериной одной из официальных в России религий две с лишним сотни лет назад. Поэтому самая многочисленная на сегодня в России бурятская буддийская община, возглавляемая хамбо-ламой Аюшеевым, называется Традиционной буддийской Сангхой России. Впрочем, ни при Екатерине, ни в современной Конституции не зафиксировано, какую именно школу считать традиционной. Говорится просто: "буддизм". Так что и калмыцкий ламаизм, и прочие школы буддизма, в том числе и орден "Ниппондзан Мёходзи", подпадают под определение религии, "традиционной для России".

Настоятель петербургского дацана лама Буда Бальжиевич Бадмаев принял Тэрасаву-сэнсэя с учениками в своем кабинете на третьем этаже, к дверям которого каждый день выстраивается очередь людей, стремящихся получить наставления от ламы или специальные тибетские лекарства. В дацане несколько лам делают также целебный массаж. Тэрасава-сэнсэй рассказал, как приезжал в дацан первый раз 20 лет назад, когда настоятелем был лама Самаев. Нынешний настоятель вспомнил, что был в то время молодым послушником, и визит японского монаха произвел на него тогда глубокое впечатление. Он рассказал о непростых коллизиях, через которые прошел дацан после того, как его вернули верующим. Тэрасава-сэнсэй подчеркнул, что возврат произошел благодаря жене Михаила Горбачева – Раисе Максимовне. Он вспомнил, что во время своего первого визита в Советский Союз в 1988 году молился 5 часов на Красной площади впервые в истории этого коммунистического государства, а потом встретился с Горбачевым в Кремле и вручил ему шариру – прах Будды Шакьямуни в знак поддержки мирной инициативы президента СССР по ядерному разоружению.

Отметим, что петербургский дацан является первым в истории Европы буддийским храмом, а Дзюнсэй Тэрасава построил в начале 80-х годов первую в истории Европы буддийскую ступу – Пагоду Мира, в городе Милтон-Кинс, неподалеку от Лондона.

Настоятель дацана принес Тэрасаве-сэнсэю свои соболезнования в связи с трагедией в Японии в марте прошлого года и сказал, что готов поддерживать его инициативы. Дзюнсэй Тэрасава обещал теперь чаще, чем раз в 20 лет, приезжать в дацан и также всячески способствовать его развитию. Лама Бадмаев предложил Тэрасаве-сэнсэю провести молитву в традиции "Ниппондзан Мёходзи" как в главном храме, так и в зале дзэн-буддистов, в подвальном помещении. После молитвы Тэрасава произнес проповедь. В дацане оказалось немало людей, ожидавших приезда Тэрасавы, среди них был массажист с Горного Алтая – лама Мерген, построивший у себя на родине первый буддийский храм. Находясь в школе Гелугпа, лама практикует также и Лотосовую сутру. Когда Дзюнсэй Тэрасава приезжал на Алтай в 1997 году, они вместе начинали поход к священной горе Белуха. Лама Мерген пригласил Тэрасаву-сэнсэя завершить поход весной-летом этого года.

В Петербурге Дзюнсэй Тэрасава пробыл 3 дня. Он прочитал там также лекцию студентам Полярной академии – бывшего Института народов Севера, созданного еще в СССР специально для того, чтобы малые народы из отдаленных республик Севера и Сибири могли получать практически столичное образование по самому широкому спектру дисциплин, в числе которых философия, филология, экономика, менеджмент, природопользование. Главной мыслью лекции было то, что культура кочевников, сейчас сохранившаяся лишь на Севере, а когда-то распространенная по всей Евразии, еще недооценена учеными, остающимися зажатыми в рамках парадигмы "цивилизация против варваров". Хотя кочевники не оставили никаких письменных или архитектурных свидетельств своего духовного развития, у греческих историков есть упоминания о духе нестяжательства, братстве и героизме скифов и саков. А от украинских степей и до Японии до сих пор можно найти курганы, по которым легко судить о том, с каким почтением кочевые народы относились к героям – людям, способным пожертвовать собой ради других. Именно такие герои, или батыры, или богатыри, являлись лидерами кочевников, скрепляя их полиэтнический состав без образования каких-либо правительств и империй. А из духовности кочевников впоследствии вышли все мировые религии. Кочевые народы не занимались накоплением собственности, поскольку она мешала им кочевать, и ее отсутствие воспитывало у них истинную духовность. Поэтому и родовое имя Будды – Шакьямуни, то есть святой из рода шакьев - саков, как называли себя кочевники-скифы доисторических времен. Поэтому и Христос восхваляет тех, кто готов "положить жизнь за други своя", и учит Своих последователей "идти и проповедовать всем народам", а той собственностью, что у них появляется, постоянно делиться, ибо "не оскудеет рука дающего".

Вернувшись в Москву, 8 февраля Дзюнсэй Тэрасава посетил НПО "Гражданское содействие", занимающееся помощью мигрантам и беженцам, и поблагодарил его председателя Светлану Ганнушкину за приглашение в Россию. Подробный репортаж о встрече опубликован на сайте организации.

На следующий день состоялась встреча с господином Тэрасавой в Музее-центре академика Сахарова. Туда пришли не только буддисты, но и правозащитники, борцы с призывом в армию, бывшие политзаключенные и журналисты, помнящие Тэрасаву по антивоенным акциям в Москве, Чечне и Европе 1994-2001 годов. Среди них были Елена Санникова, Сергей Сорокин, Борис Стомахин. Был показан 15-минутный ролик к фильму "Глобальное пробуждение", повествующему о деятельности Тэрасавы-сэнсэя в России, начиная с 1988 года, а также о жизни его и учеников после запрета на въезд Тэрасавы в РФ. Сам фильм длится два часа и будет показан позже на одной из правозащитных площадок. После показа ролика Дзюнсэй Тэрасава кратко рассказал о своей жизни в Европе, молитве и практике Дхармы, о многомиллионных антивоенных маршах мира, которые он возглавлял вместе с другими японскими монахами ордена "Ниппондзан Мёходзи", и обратился к собравшимся с призывом возродить в себе дух 1991 года, когда москвичи смогли сбросить ненавистную власть чекистов. "Россияне все эти 20 лет жили с ощущением постоянно надвигающейся катастрофы, они просто обреченно ждали ее. Пора начать действовать! Митинг 4 февраля показал, что вы способны на это. Продолжайте, не сдавайтесь, верьте в себя, в силу простых людей!" – заключил он.

Перед тем как дать возможность собравшимся задать вопросы, Дзюнсэй Тэрасава показал им видеозапись представления "Живая мандала – мода бодхисаттв" ("Live Mandala – Bodhisattva Fashion Show"), устроенного его индийскими учениками на крупнейшем за последние десятилетия форуме буддистов – Международном буддийском съезде в Дели 28 ноября 2011 года. Тэрасава-сэнсэй входил в число организаторов съезда под эгидой Миссии Ашоки и является режиссером и продюсером "Bodhisattva Fashion Show". Это новый вид религиозного искусства, находящийся на стыке различных жанров. На подиум выходят модели, одетые в древние одежды, сшитые по образцам икон и статуй, изображающих мирских последователей Будды Шакьямуни, в них присутствуют также элементы одежды кочевников-скифов и современных народов, сохранивших кочевую культуру, - киргизов и алтайцев. Модели не просто демонстрируют одежду, но молча разыгрывают сцены из священного писания буддистов – Лотосовой сутры, при этом звучит рассказ о значении каждой роли и каждой сцены.

К сожалению, в записи не удалось передать адекватно дух этого представления, и некоторые из пришедших покинули зал Сахаровского центра. Однако до конца встречи осталось все же немало людей. Среди них был правозащитник Валерий Никольский, он попросил Тэрасаву-сэнсэя рассказать о его поездке с учениками в Тибет летом 2011 года. Выступил также Виктор Сокирко, старейший диссидент советских времен. Он принес с собой на встречу плакат "Россия без насилия", с которым уже 12-й год стоит на еженедельном пикете против войны на Северном Кавказе. После встречи пообщаться с Тэрасавой подошел и главный редактор "Портала-Credo.Ru" Александр Солдатов.

10 февраля, незадолго до отъезда, Тэрасава-сэнсэй прочитал также лекции в Институте Конфуция при РГГУ и Институте востоковедения РАН, с бывшим директором которого, Ростиславом Борисовичем Рыбаковым, его связывают давние дружеские связи. В 1992 году они вместе основали в Москве Институт буддизма, чья деятельность впоследствии, однако, оказалась заморожена. Дзюнсэй Тэрасава призвал Рыбакова и его единомышленников собирать вокруг себя молодых востоковедов и буддологов, чтобы душа Азии, являющаяся составной частью российской души, помогла возродиться духу России. Он привел в пример Николая Рериха, сумевшего сделать многое в этом плане.

Следующий приезд Дзюнсэя Тэрасавы в Россию ожидается в апреле и начнется, скорее всего, уже с ее Азиатской части – с Алтая.


    В сюжете:

31 августа 2012, 14:16  
МЫСЛИ: Рустам Семеев. О ДУХОВНОСТИ «БЕЛОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В РОССИИ. Нужны творцы, которые могут сотворить себя заново, «родиться свыше»
29 августа 2012, 12:55  
МЫСЛИ: Алексей Михеев. «ОККУПАЙ» В ДЕЙСТВИИ. Еще раз о «Pussy Riot» и о духовной революции в России. Статья-памятник гражданскому лагерю «ОккупайСуд»
15 августа 2012, 13:05  
Заштатный клирик Московской епархии РПЦ МП священник Иоанн Охлобыстин стал одним из руководителей партии «Правое дело»
27 июля 2012, 15:57  
ВИДЕО: Русский католик борется за освобождение Руси от Орды под знаменем УПА. Александр Шведов отвечает на вопросы Портала на московском митинге в поддержку политзаключенных 26 июля
27 июля 2012, 15:20  
ВИДЕО: "Участие в оппозиционных митингах - акт внутреннего очищения". Гражданский активист Родион Попов с крестным флагом на митинге в поддержку политзаключенных. Москва, 26 июля
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования