Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
12 сентября 2011, 16:05 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: "Раскол" на ТВ. Режиссер Николай Досталь: "Без знания нашего прошлого мы будем наступать на те же грабли, что и триста лет назад"


Впервые отечественный игровой кинематограф рассказывает о церковном расколе XVII века, о судьбах исторических лиц - царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, братьев Морозовых, боярыни Феодосии Морозовой. Подлинный смысл картины Николай Досталь видит в объединении россиян через осмысление своего прошлого и настоящего. Наш корреспондент побеседовал с режиссером.

Российская газета: Николай Николаевич, о чем думает режиссер в день премьеры?

Николай Досталь: Вначале предполагалось, что премьера "Раскола" состоится на телеканале "Россия 1", и мы ждали, что так и будет. Ведь создатель фильма всегда стремится к тому, чтобы максимальное количество людей имело возможность посмотреть его работу. Но когда я узнал, что премьера состоится на телеканале "Культура", я был опечален, потому что он охватывает далеко не всю страну, особенно глубинку. Вот пример: в городе Кириллове, где снималось много эпизодов фильма, где жители города участвовали в съемках массовых сцен, не принимается "Культура", а только "Первый" и "Россия 1". А ведь Кириллов находится в 100 км от Вологды, в 600 от Москвы. Но нет худа без добра. Фильм не будет прерываться рекламой и "Раскол" будет идти в первозданном авторском варианте. Это большой плюс.

РГ: В фильме "Раскол" запечатлен тяжелейший и малоизвестный период российской истории. Что натолкнуло вас на создание фильма, и как долго вынашивался замысел?

Досталь: В моем фильме "Завещание Ленина", который посвящен нашему великому русскому писателю Варламу Тихоновичу Шаламову, есть эпизод, где он читает свое стихотворение "Аввакум в Пустозерске". Образ Аввакума у меня как-то очень отчетливо сопрягался с самим Шаламовым. И тот и другой - страстотерпцы! Только один - на Колыме, а другой на триста лет раньше - в Пустозерске. Один выжил в жутких условиях, а другой был сожжен. Вот такая у меня произошла сцепка. Мне запомнились первые слова этого стихотворения-поэмы: "Не в бревнах, а в ребрах / Церковь моя…" Эти же слова есть и в "Расколе". Работа над картиной продолжалась более четырех лет: приблизительно два года создавался сценарий, столько же картина находилась в производстве. Над сценарием трудился Михаил Кураев, а я ему, помогал. Даже, можно сказать, и так: иногда мешал, как ему кажется.

РГ: По каким источникам восстанавливались исторические события в "Расколе"?

Досталь: Мы, конечно же, максимально использовали материалы историков: Карамзина, Соловьева, Ключевского, Карташова. Также были куплены права экранизации на четыре книги Владислава Бахревского: "Аввакум", "Никон", "Страстотерпцы" и "Тишайший". Эти книги - чистая беллетристика. Мы использовали их для создания собирательных, не исторических персонажей, например, образа Саввы.

РГ: Какова доля художественного вымысла в вашем фильме?

Досталь: Я не могу точно сказать, но даже если бы знал, наверное, не сказал бы… Конечно, это художественное произведение. Я даже больше скажу. В титрах вы не увидите ни одного консультанта. Почему? Потому что мы не хотели, чтобы к ним были вопросы. Все претензии зрителей берем на себя. Если бы мы следовали их точным советам, драматургия фильма разрушилась бы. Например, в то далекое время царь был сакральной личностью. Его никто в лицо не знал, кроме самого близкого круга людей, не было его портретов… Когда он появлялся на людях, что бывало крайне редко, проезжал по улице - все должны были падать ниц. А у нас царь общается с Саввой, с тюремными сидельцами. Это, конечно же, не очень правильно. Здесь мы все-таки следовали нашему художественному замыслу.

Мы также сознательно ушли от обозначения точных мест действия и дат, потому что мы тогда просто запутали бы зрителя. А если говорить о соотношении в нашем фильме действительно исторических событий и художественных отступлений, то главные ключевые моменты истории точно воссозданы и по времени, и по месту: Москва, Пустозерск, взятие Смоленска, Мезень, ссылка в Сибирь - Енисейск, гибель Феодосии Морозовой.

РГ: До вас игровой кинематограф не затрагивал темы Раскола. Чувствуете ли вы определенную ответственность перед зрителем за историческую достоверность?

Досталь: Естественно, мы отвечаем за то, что мы сделали. Мы отвечаем фамилиями тех историков, которые описывали эти события, и на которых мы опирались. Я считаю нашу картину исторически выверенной и, надеюсь, убедительной.

РГ: События, описываемые в вашем фильме, неизбежно раскололи русское общество на две части. Так на чьей стороне правда, с вашей точки зрения? Или она посередине? Или ее нет вообще?

Досталь: В фильме Аввакум говорит: "Чья правда - правда?". Нет ответа здесь. Я считаю, что у каждого своя: и у Авакума, и у Никона, и у Алексея Михайловича. Ведь что хотели создать Никон с Алексеем Михайловичем? Москву - третий Рим! Благая, великая цель! Москва была свободным, мощным, богатым государством. И под ее крылом хотели православный мир объединить. И царь Никона поддерживал. Но какими средствами это делалось? Вот и получилось: цель - благая, а средства - отрубить голову, вырвать язык, сжечь… Как всегда, "цель оправдывает средства" - эта жуткая формулировка, которая следует за нашими правителями все время.

У Аввакума, более прямая дорога. Он был сразу нетерпим ко всем новшествам: семь столетий люди молились и были святы, и теперь оказалось - не туда шли! Русский мужик к вере пришел через обряд, а потом уж молитву на слух выучил, потом грамоте научился. И что ж теперь ему говорят, что он неправильно молился столько столетий?.. Тут нельзя не упомянуть Александра Исаевича Солженицына. Он был целиком на стороне староверов и считал, что Русская Православная церковь должна покаяться… Я могу его понять, потому что если говорить о староверах, действительно, они же не сопротивлялись. Их кололи, били, сжигали, а они убегали в леса, на чужбину. Но поднять оружие против власти? Они этого не делали. Просто терпели, терпели, терпели, почему их и называют "страстотерпцы". Но это Солженицын. Мы не выносим такой приговор.

РГ: Что же является объединяющим в драматургии вашего фильма?

Досталь: Это, наверно, два персонажа - Аввакум и Никон; их судьба. Они полярны. Сначала - они вместе, потом расходятся и уже идут совершенно разными путями… Судьба одного, судьба другого, смерть одного, смерть другого. Между ними боярыня Морозова. На них все построено.

РГ: Как вы решили важную для каждого художника проблему финала картины?

Досталь: В сценарии финал был иной… Финал родился в процессе съемок. Мне показалось, что Петр… - когда марширует его потешное войско, - это такой, своего рода, марш из Руси средневековой в Россию имперскую, это переход. Переход очень жесткий. Припечатывание сапогами по земле, мне кажется, это правильная точка, или правильнее - многоточие - туда, в имперскую Россию.

РГ: Могут ли некоторые герои вашего фильма служить примером мужества, непоколебимости и силы духа - исконных черт русского характера?

Досталь: Этот вопрос такой непростой. Мне кажется, в каждом из наших персонажей есть такие, очень праведные черты: они есть, конечно же, в Аввакуме, они есть в Никоне, в царе Алексее Михайловиче, в боярыне Морозовой, несмотря на то, что все эти герои оказались, так скажем, по разные стороны баррикад. Интересный персонаж - царь Федор Алексеевич, очень забытый, к сожалению. Он мало прожил, но пытался сделать для России многие полезные вещи.

РГ: От каких визуальных образов вы отталкивались, создавая своих героев, например, боярыню Феодосию Морозову?

Досталь: Мы старались придерживаться исторических описаний. Морозова у нас - красивая, интересная, статная русская женщина. Она ведь погибла, когда ей было сорок с небольшим лет. Образ, созданный актрисой Юлией Мельниковой, очень отличается от известной всеми картины Сурикова.

РГ: Образ народа, толпы, отдельных людей из народа… Есть ли в картине прорицатели, блаженные, как, например, всеми известный образ Юродивого?

Досталь: У нас в фильме есть такой персонаж - Васька Босой, шут царя. Это собирательный образ. Шуты были в средневековой Руси почти у всех царей. Придумал такого персонажа сценарист и вложил ему всякие нужные словечки в уста, потому что только шуты смели царю сказать правду, которую окружение царя замалчивало.

РГ: Помогали ли вам исторические места, где проходили съемки - Ростов Великий, Суздаль, Кандалакша, Соловки - достоверно воспроизводить те далекие события?

Досталь: Помогали, но не столько мне, сколько актерам. В фильме есть два исторических места, где Никон был действительно в ссылке: это Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Когда мы снимали в этих стенах, Валерий Гришко (Никон) чувствовал что-то, были у него какие-то правильные ощущения... Когда мы попадали в те места, где действительно происходили события, они давали большую энергетику.

РГ: Вы пытались в фильме говорить со зрителем символами - колокольный звон, древнерусская икона, картины природы?

Досталь: Мне очень повезло, что композитором картины стал Владимир Мартынов. Он очень точно прочувствовал музыку к нашему фильму - она, в основном хоровая, в духе русской средневековой традиции. Но при этом, есть серии, где музыки вообще нет. Также визуальный ряд картины подчеркнут фресками Дионисия из Ферапонтова монастыря (они - в начале каждой серии, начиная со второй). Я рад, что мы запечатлели эти фрески, ведь в Ферапонтов монастырь мало кто доедет…

РГ: В нашем обществе существует проблема духовного просвещения. Сможет ли ваш фильм пробудить у зрителей интерес к отечественной истории, культуре, к религии?

Досталь: Всегда очень трудно вычислить и просчитать реакцию зрителя. Вообще, очень хотелось бы, чтобы все картины, которые я снимаю, смотрела молодежь; чтобы на будущее у них был какой-то задел. И этот фильм тоже обращен к ним… Мы плохо знаем нашу историю, плохо знаем наше прошлое. Как сказал Николай Рерих, камни прошлого - это ступени в будущее! Без знания нашего прошлого, мы будем наступать на те же самые грабли, которые раскинуты были еще триста лет назад. Несмотря на название, фильм ведет к объединению россиян через осмысление своего прошлого и настоящего.

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 5 сентября 2011 г.

 

 


    В сюжете:

30 сентября 2011, 15:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Те же самые грабли: сериал "Раскол". Старообрядцы существуют, общественный раскол налицо, но ни о том, ни о другом предпочитают не говорить
29 сентября 2011, 17:16  
ФОТОГАЛЕРЕЯ: О "Расколе" и еще раз о расколе. Картинки с вечера 26 сентября 2011 г. в культурном центре "Покровские ворота"
28 сентября 2011, 15:37  
РЕПОРТАЖ: Столкнули Аввакума с Никоном. В культурном центре «Покровские ворота» одновременно презентовали книги «Аввакум» и «Никон», обсуждая при этом фильм «Раскол»
28 сентября 2011, 14:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Вредная картина» или призыв к поиску? Фильм «Раскол» вызвал напряженную дискуссию между представителями старообрядчества и РПЦ МП
23 сентября 2011, 16:20  
Протоиерею Максиму Козлову не понравилось в фильме "Раскол" "тяготение к гонимым", особенно если это еретики
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
26 мая 2018, 22:27  
Скончался старейший клирик РПЦЗ МП протопресвитер Валерий Лукьянов
26 мая 2018, 15:14  
В помещении Киевской патриархии злоумышленники распылили слезоточивый газ
25 мая 2018, 19:27  
ДОКУМЕНТ: "Своим неприличным поведением и жизнью не порочить высокий сан епископа...". Постановление Синода УПЦ МП о митрополите Александре (Драбинко)
25 мая 2018, 19:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: Люди Путина заявили, что Папа Римский Франциск поддерживает их и Асада. Это не так. "Патриарх пришел в ярость от действий митрополита Илариона..."
25 мая 2018, 19:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Право верить. Новая религиозная политика в модернизированной России - "программная" статья Владимира Ряховского и Романа Лункина
Материал содержит иллюстрации25 мая 2018, 18:39  
Священный Синод УПЦ МП избрал новых епископов этой Церкви, один из которых был обвинен в незаконном приобретении паспорта Украины
25 мая 2018, 16:24  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Звернення Священного Синоду Української Православної Церкви до єпископату, духовенства, чернецтва та мирян з приводу ініціатив щодо «надання Томосу про автокефалію Православної Церкви в Україні», 25 травня 2018 р.
Материал содержит иллюстрации25 мая 2018, 16:12  
«Народ может быть разделен надолго, если не навсегда», - Синод УПЦ МП принял обращение по поводу предоставления Константинополем автокефалии Украинской Церкви
25 мая 2018, 15:56  
БИБЛИОТЕКА: Епископ Григорий (Лурье). Православная церковная юрисдикция на территории Украины согласно канонически значимым документам. [каноническое право, история Церкви]
Материал содержит иллюстрации25 мая 2018, 15:11  
Суд ЕАО отменил решение об аресте последователя Свидетелей Иеговы
Материал содержит иллюстрации25 мая 2018, 14:39  
МОНИТОРИНГ СМИ: Московский и Сербский патриархи вместе борются за «русский мир», против автокефалий в Украине, Черногории и Македонии
25 мая 2018, 14:26  
Мониторинговая миссия ОБСЕ изучает отношение конфессий и общества Украины к созданию единой поместной Церкви
25 мая 2018, 13:40  
"Духовные семинарии не смогут существовать", - католические епископы Беларуси обратились к президенту Лукашенко за разъяснением по поводу внезапного призыва семинаристов в армию
Материал содержит иллюстрации25 мая 2018, 13:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Как при Хрущеве". В Беларуси десятки католических и православных семинаристов в возрасте до 27 лет получили повестки из военкоматов
Материал содержит иллюстрации25 мая 2018, 12:20  
Русское издание книги Папы Римского Бенедикта XVI «Богословие литургии» представлено в Москве при участии главы ОВЦС МП Илариона (Алфеева)
Материал содержит иллюстрацииМатериал является переводом25 мая 2018, 09:58  
Иерархи УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ совместно освятили новый туннель в Закарпатье в присутствии президента Украины
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации24 мая 2018, 19:39  
БИБЛИОГРАФИЯ: Колымагин Борис. ИЗРАИЛЬ – СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ: страницы истории и современностьM., Виртуальная галерея, Фонд христианского просвещения и милосердия им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого), 2018. — 288 с., илл.
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации24 мая 2018, 19:16  
ФОТО ДНЯ: Сладчайшая встреча
Материал содержит иллюстрации24 мая 2018, 19:07  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Заставляли могилу себе копать". История защитника Саур-Могилы, которого "ДНРовцы" убеждали в святости Сталина
Материал содержит иллюстрации24 мая 2018, 18:29  
МОНИТОРИНГ СМИ: РАЦИРС изнутри. Откровения "покаявшегося" соратника Александра Дворкина
24 мая 2018, 17:50  
После обыска в Перми задержан Свидетель Иеговы
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации24 мая 2018, 15:44  
Епископ АПЦ Григорий Михнов-Вайтенко предложил "молитву по соглашению" за освобождение политзаключенного РФ, гражданина Украины Олега Сенцова
24 мая 2018, 15:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: Раввинов высылают одного за другим за покушение на конституционный строй. Федерации еврейских общин не помогают даже обращения к Путину
Материал содержит иллюстрации24 мая 2018, 14:42  
"Мы работаем над этим", - официальный представитель Ватикана в РФ рассказал о готовящейся новой встрече Папы Римского Франциска и Патриарха РПЦ МП Кирилла
24 мая 2018, 14:19  
Адвокат осужденного по обвинению в педофилии священника РПЦ МП Грозовского подал кассационную жалобу
24 мая 2018, 14:05  
Московский патриархат готовит альтернативный "Всеправославный Собор", где главу РПЦ МП провозгласят "первенствующим", уверены в УПЦ КП
Материал содержит иллюстрации24 мая 2018, 13:41  
БИБЛИОТЕКА: Дмитрий Степовик. История Вышгородской иконы Богородицы — свидетельство традиционного евразийского святокрадства. [история Церкви]
24 мая 2018, 12:45  
Патриарх Константинопольский Варфоломей отбыл на конференцию в Рим, где встретится с Папами Франциском и Бенедиктом
Материал содержит иллюстрации24 мая 2018, 12:29  
Христиане во времена советского тоталитаризма показали пример бескомпромиссной веры, считает почетный Папа Римский Бенедикт XVI
Материал содержит иллюстрации24 мая 2018, 12:18  
Президент РФ похвалил главу РПЦ МП в день его тезоименитства за "преданное служение Отечеству"
Эксклюзивный материал24 мая 2018, 00:12  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Кто такие 318 и с кем война. Слово в Неделю памяти святых отец Первого Вселенского собора (07/20.05.2018)


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования