Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
12 сентября 2011, 16:05 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: "Раскол" на ТВ. Режиссер Николай Досталь: "Без знания нашего прошлого мы будем наступать на те же грабли, что и триста лет назад"


Впервые отечественный игровой кинематограф рассказывает о церковном расколе XVII века, о судьбах исторических лиц - царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, братьев Морозовых, боярыни Феодосии Морозовой. Подлинный смысл картины Николай Досталь видит в объединении россиян через осмысление своего прошлого и настоящего. Наш корреспондент побеседовал с режиссером.

Российская газета: Николай Николаевич, о чем думает режиссер в день премьеры?

Николай Досталь: Вначале предполагалось, что премьера "Раскола" состоится на телеканале "Россия 1", и мы ждали, что так и будет. Ведь создатель фильма всегда стремится к тому, чтобы максимальное количество людей имело возможность посмотреть его работу. Но когда я узнал, что премьера состоится на телеканале "Культура", я был опечален, потому что он охватывает далеко не всю страну, особенно глубинку. Вот пример: в городе Кириллове, где снималось много эпизодов фильма, где жители города участвовали в съемках массовых сцен, не принимается "Культура", а только "Первый" и "Россия 1". А ведь Кириллов находится в 100 км от Вологды, в 600 от Москвы. Но нет худа без добра. Фильм не будет прерываться рекламой и "Раскол" будет идти в первозданном авторском варианте. Это большой плюс.

РГ: В фильме "Раскол" запечатлен тяжелейший и малоизвестный период российской истории. Что натолкнуло вас на создание фильма, и как долго вынашивался замысел?

Досталь: В моем фильме "Завещание Ленина", который посвящен нашему великому русскому писателю Варламу Тихоновичу Шаламову, есть эпизод, где он читает свое стихотворение "Аввакум в Пустозерске". Образ Аввакума у меня как-то очень отчетливо сопрягался с самим Шаламовым. И тот и другой - страстотерпцы! Только один - на Колыме, а другой на триста лет раньше - в Пустозерске. Один выжил в жутких условиях, а другой был сожжен. Вот такая у меня произошла сцепка. Мне запомнились первые слова этого стихотворения-поэмы: "Не в бревнах, а в ребрах / Церковь моя…" Эти же слова есть и в "Расколе". Работа над картиной продолжалась более четырех лет: приблизительно два года создавался сценарий, столько же картина находилась в производстве. Над сценарием трудился Михаил Кураев, а я ему, помогал. Даже, можно сказать, и так: иногда мешал, как ему кажется.

РГ: По каким источникам восстанавливались исторические события в "Расколе"?

Досталь: Мы, конечно же, максимально использовали материалы историков: Карамзина, Соловьева, Ключевского, Карташова. Также были куплены права экранизации на четыре книги Владислава Бахревского: "Аввакум", "Никон", "Страстотерпцы" и "Тишайший". Эти книги - чистая беллетристика. Мы использовали их для создания собирательных, не исторических персонажей, например, образа Саввы.

РГ: Какова доля художественного вымысла в вашем фильме?

Досталь: Я не могу точно сказать, но даже если бы знал, наверное, не сказал бы… Конечно, это художественное произведение. Я даже больше скажу. В титрах вы не увидите ни одного консультанта. Почему? Потому что мы не хотели, чтобы к ним были вопросы. Все претензии зрителей берем на себя. Если бы мы следовали их точным советам, драматургия фильма разрушилась бы. Например, в то далекое время царь был сакральной личностью. Его никто в лицо не знал, кроме самого близкого круга людей, не было его портретов… Когда он появлялся на людях, что бывало крайне редко, проезжал по улице - все должны были падать ниц. А у нас царь общается с Саввой, с тюремными сидельцами. Это, конечно же, не очень правильно. Здесь мы все-таки следовали нашему художественному замыслу.

Мы также сознательно ушли от обозначения точных мест действия и дат, потому что мы тогда просто запутали бы зрителя. А если говорить о соотношении в нашем фильме действительно исторических событий и художественных отступлений, то главные ключевые моменты истории точно воссозданы и по времени, и по месту: Москва, Пустозерск, взятие Смоленска, Мезень, ссылка в Сибирь - Енисейск, гибель Феодосии Морозовой.

РГ: До вас игровой кинематограф не затрагивал темы Раскола. Чувствуете ли вы определенную ответственность перед зрителем за историческую достоверность?

Досталь: Естественно, мы отвечаем за то, что мы сделали. Мы отвечаем фамилиями тех историков, которые описывали эти события, и на которых мы опирались. Я считаю нашу картину исторически выверенной и, надеюсь, убедительной.

РГ: События, описываемые в вашем фильме, неизбежно раскололи русское общество на две части. Так на чьей стороне правда, с вашей точки зрения? Или она посередине? Или ее нет вообще?

Досталь: В фильме Аввакум говорит: "Чья правда - правда?". Нет ответа здесь. Я считаю, что у каждого своя: и у Авакума, и у Никона, и у Алексея Михайловича. Ведь что хотели создать Никон с Алексеем Михайловичем? Москву - третий Рим! Благая, великая цель! Москва была свободным, мощным, богатым государством. И под ее крылом хотели православный мир объединить. И царь Никона поддерживал. Но какими средствами это делалось? Вот и получилось: цель - благая, а средства - отрубить голову, вырвать язык, сжечь… Как всегда, "цель оправдывает средства" - эта жуткая формулировка, которая следует за нашими правителями все время.

У Аввакума, более прямая дорога. Он был сразу нетерпим ко всем новшествам: семь столетий люди молились и были святы, и теперь оказалось - не туда шли! Русский мужик к вере пришел через обряд, а потом уж молитву на слух выучил, потом грамоте научился. И что ж теперь ему говорят, что он неправильно молился столько столетий?.. Тут нельзя не упомянуть Александра Исаевича Солженицына. Он был целиком на стороне староверов и считал, что Русская Православная церковь должна покаяться… Я могу его понять, потому что если говорить о староверах, действительно, они же не сопротивлялись. Их кололи, били, сжигали, а они убегали в леса, на чужбину. Но поднять оружие против власти? Они этого не делали. Просто терпели, терпели, терпели, почему их и называют "страстотерпцы". Но это Солженицын. Мы не выносим такой приговор.

РГ: Что же является объединяющим в драматургии вашего фильма?

Досталь: Это, наверно, два персонажа - Аввакум и Никон; их судьба. Они полярны. Сначала - они вместе, потом расходятся и уже идут совершенно разными путями… Судьба одного, судьба другого, смерть одного, смерть другого. Между ними боярыня Морозова. На них все построено.

РГ: Как вы решили важную для каждого художника проблему финала картины?

Досталь: В сценарии финал был иной… Финал родился в процессе съемок. Мне показалось, что Петр… - когда марширует его потешное войско, - это такой, своего рода, марш из Руси средневековой в Россию имперскую, это переход. Переход очень жесткий. Припечатывание сапогами по земле, мне кажется, это правильная точка, или правильнее - многоточие - туда, в имперскую Россию.

РГ: Могут ли некоторые герои вашего фильма служить примером мужества, непоколебимости и силы духа - исконных черт русского характера?

Досталь: Этот вопрос такой непростой. Мне кажется, в каждом из наших персонажей есть такие, очень праведные черты: они есть, конечно же, в Аввакуме, они есть в Никоне, в царе Алексее Михайловиче, в боярыне Морозовой, несмотря на то, что все эти герои оказались, так скажем, по разные стороны баррикад. Интересный персонаж - царь Федор Алексеевич, очень забытый, к сожалению. Он мало прожил, но пытался сделать для России многие полезные вещи.

РГ: От каких визуальных образов вы отталкивались, создавая своих героев, например, боярыню Феодосию Морозову?

Досталь: Мы старались придерживаться исторических описаний. Морозова у нас - красивая, интересная, статная русская женщина. Она ведь погибла, когда ей было сорок с небольшим лет. Образ, созданный актрисой Юлией Мельниковой, очень отличается от известной всеми картины Сурикова.

РГ: Образ народа, толпы, отдельных людей из народа… Есть ли в картине прорицатели, блаженные, как, например, всеми известный образ Юродивого?

Досталь: У нас в фильме есть такой персонаж - Васька Босой, шут царя. Это собирательный образ. Шуты были в средневековой Руси почти у всех царей. Придумал такого персонажа сценарист и вложил ему всякие нужные словечки в уста, потому что только шуты смели царю сказать правду, которую окружение царя замалчивало.

РГ: Помогали ли вам исторические места, где проходили съемки - Ростов Великий, Суздаль, Кандалакша, Соловки - достоверно воспроизводить те далекие события?

Досталь: Помогали, но не столько мне, сколько актерам. В фильме есть два исторических места, где Никон был действительно в ссылке: это Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Когда мы снимали в этих стенах, Валерий Гришко (Никон) чувствовал что-то, были у него какие-то правильные ощущения... Когда мы попадали в те места, где действительно происходили события, они давали большую энергетику.

РГ: Вы пытались в фильме говорить со зрителем символами - колокольный звон, древнерусская икона, картины природы?

Досталь: Мне очень повезло, что композитором картины стал Владимир Мартынов. Он очень точно прочувствовал музыку к нашему фильму - она, в основном хоровая, в духе русской средневековой традиции. Но при этом, есть серии, где музыки вообще нет. Также визуальный ряд картины подчеркнут фресками Дионисия из Ферапонтова монастыря (они - в начале каждой серии, начиная со второй). Я рад, что мы запечатлели эти фрески, ведь в Ферапонтов монастырь мало кто доедет…

РГ: В нашем обществе существует проблема духовного просвещения. Сможет ли ваш фильм пробудить у зрителей интерес к отечественной истории, культуре, к религии?

Досталь: Всегда очень трудно вычислить и просчитать реакцию зрителя. Вообще, очень хотелось бы, чтобы все картины, которые я снимаю, смотрела молодежь; чтобы на будущее у них был какой-то задел. И этот фильм тоже обращен к ним… Мы плохо знаем нашу историю, плохо знаем наше прошлое. Как сказал Николай Рерих, камни прошлого - это ступени в будущее! Без знания нашего прошлого, мы будем наступать на те же самые грабли, которые раскинуты были еще триста лет назад. Несмотря на название, фильм ведет к объединению россиян через осмысление своего прошлого и настоящего.

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", 5 сентября 2011 г.

 

 


    В сюжете:

30 сентября 2011, 15:03  
МОНИТОРИНГ СМИ: Те же самые грабли: сериал "Раскол". Старообрядцы существуют, общественный раскол налицо, но ни о том, ни о другом предпочитают не говорить
29 сентября 2011, 17:16  
ФОТОГАЛЕРЕЯ: О "Расколе" и еще раз о расколе. Картинки с вечера 26 сентября 2011 г. в культурном центре "Покровские ворота"
28 сентября 2011, 15:37  
РЕПОРТАЖ: Столкнули Аввакума с Никоном. В культурном центре «Покровские ворота» одновременно презентовали книги «Аввакум» и «Никон», обсуждая при этом фильм «Раскол»
28 сентября 2011, 14:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Вредная картина» или призыв к поиску? Фильм «Раскол» вызвал напряженную дискуссию между представителями старообрядчества и РПЦ МП
23 сентября 2011, 16:20  
Протоиерею Максиму Козлову не понравилось в фильме "Раскол" "тяготение к гонимым", особенно если это еретики
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал21 января 2018, 10:27  
"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Святая вода: лекарство от забвения Бога. Слово на Богоявление (06/19.01.2018)
20 января 2018, 12:52  
Протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал шансы кандидатов на пост президента РФ, особо остановившись на Грудинине
19 января 2018, 20:51  
МОНИТОРИНГ СМИ: Следователь рассказал неизвестные подробности дела Глеба Грозовского
19 января 2018, 20:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Секретные документы: что нужно знать о сотрудничестве РПЦ и спецслужб - новое расследование "Дождя"
Материал содержит иллюстрации19 января 2018, 19:10  
Освящая воду, священник в Уфе упал в прорубь
19 января 2018, 17:26  
МОНИТОРИНГ СМИ: ЦУР: к чему приложил руки в России и за рубежом «массажист Путина» Голощапов. В 1980-е годы Голощапов "работал осведомителем по церковной линии, его куратором был оперуполномоченный КГБ Владимир Путин"
Материал содержит иллюстрации19 января 2018, 16:27  
Путин посетил Нило-Столобенскую пустынь РПЦ МП, где ночью искупался в озере Селигер
Эксклюзивный материал19 января 2018, 15:39  
Ветераны АТО призывают прекратить на территории Украины деятельность Московского патриархата
18 января 2018, 20:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: Теория Путина: «Бессмертная Россия». "В фильме «Валаам» Путин выдал два тезиса, способных увенчать концепцию России, которую он долго формировал"
18 января 2018, 20:25  
Здание анатомического театра военно-морского госпиталя в Кронштадте передано в собственность РПЦ МП
Эксклюзивный материал18 января 2018, 19:52  
"СО СВОЕЙ КОЛОКОЛЬНИ" (авторская рубрика прот. Михаила Ардова): «Могила Ленина – колыбель человечества». Современные коммунисты Ленина только в гробу видали…
18 января 2018, 19:32  
В местах массовых купаний на Крещение будут дежурить более 26 тыс. сотрудников войск национальной гвардии РФ
18 января 2018, 19:23  
МОНИТОРИНГ СМИ: Неотпетый мальчик, "отпетые" священники и трудная судьба украинского православия. "Статус РПЦ, как главной православной церкви мира, во многом обусловлен именно отсуствием автокефалии украинской церкви"
18 января 2018, 19:17  
Официальный чиновник РПЦ МП порекомендовал участникам крещенских купаний предварительно "посоветоваться с врачом"
18 января 2018, 17:23  
Митрополит Кирилл (Наконечный) предложил назвать улицы в Екатеринбурге в честь ныне здравствующих бывших губернатора и мэра
Эксклюзивный материал18 января 2018, 17:19  
В праздник Крещения губернатор Свердловской области подпишет соглашение с епархиями РПЦ МП о сотрудничестве в деле пропаганды здорового образа жизни
18 января 2018, 17:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: Как большевики обогнали Церковь. В январе 1918 года Россия перешла на григорианское летоисчисление
18 января 2018, 15:39  
"Младенцев... клали в бочки и бросали в Днепр, ибо московиты до крайности ненавидят еретиков и язычников", - Андрей Кураев опровергает миф о том, что историческое православие "не знало" казней по вероисповедному признаку
18 января 2018, 15:13  
РПЦ МП намерена в крещенскую ночь "освятить все океаны Земли"
18 января 2018, 14:49  
"Все очень похоже на личную месть", - протоиерей Всеволод Чаплин засомневался в виновности священника Глеба Грозовского, намекнув, что знает, кому в РПЦ МП тот мог "перейти дорогу"
18 января 2018, 14:20  
Фильм «Матильда», вызвавший в России протесты "православных активистов", запрещен к показу в Украине
18 января 2018, 13:50  
Еще один священник РПЦ МП приговорен к заключению в колонии строгого режима "за распространение порнографии с детьми и развратные действия"
18 января 2018, 13:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: Чубайс счел просчетом реформаторов недооценку национализма и православия. Глава "Роснано" выступил за создание "новой стратегии" развития РФ, более консервативной
18 января 2018, 12:51  
"Кремль тратит на пропаганду миллиард евро в год", - христианские демократы в Европарламенте заявили об угрозе для демократии в Европе и мире со стороны РФ
18 января 2018, 12:32  
Начальник разведки Центра "Э" в Петербурге, занимающегося в том числе религиозным "экстремизмом", задержан по подозрении в получении взятки "за непривлечение петербуржца к уголовной ответственности"
18 января 2018, 12:19  
"ФСБ пытается диктовать обществу, каким богам можно поклоняться, а каким - нельзя", - "Мемориал" признал политзаключенными обвиняемых в экстремизме саентологов


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования