Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
05 августа 2011, 15:15 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Священник БАПЦ ЛЕОНИД АКАЛОВИЧ о "путешествующей" Церкви, истории православия на земле Беларуси и о невозможности получить государственную регистрацию


"Портал-Credo.Ru": Расскажите, пожалуйста, о Вашей Церкви, какова ее история, в каких условиях она существует сейчас?

Священник Леонид Акалович: Наша Церковь существует издавна, и мы считаем себя староцерковниками. Мы продолжаем традиции, которые были в XX веке у нас, когда возрождалось православие после большевистских гонений 20-30 годов. И во время немецкой оккупации было церковное возрождение не только на территории Беларуси, но и России.

Уже возрожденная наша Церковь существует в Минске. Есть несколько приходов в других городах. Мы находимся в полуподпольном состоянии.

- А можете Вы точнее рассказать, сколько, примерно, общин в Беларуси, священников?

- Мы не будем говорить об этом, потому что только наша община открытая, а другие мы не будем афишировать. Более десяти лет я уже "свечусь" и имею за это гонения, а в других городах — Витебске, Могилеве, Гомеле, Гродно — еще большие притеснения. У нас были и деревенские приходы в Минском районе, в Гродненской области. Когда мы стали возрождать церкви, то их срывали при помощи бульдозера, как в пограничном поселке в Брестской области, или же просто отбирали, как это произошло в одном городке в 20 км от Минска. Мы возрождали там старую церковь, ее отобрали, и несколько лет она стояла. К счастью, теперь, после большого перерыва, она начала возрождаться опять. Так что мы — Церковь "путешествующая". Мы молимся в частных домах: нам не разрешают строить свои церкви.

Мы несколько раз в разных городах подавали документы для получения государственной регистрации.  Ответ всегда был стандартным: ваша религиозная организация неконституционна, вы против спокойствия, разжигаете какую-то рознь и т.д.
Мы никакой розни не разжигаем. Мы считаем свое государство Литвою — древней страной, известной с XIII века. У нас есть свои святые, которым мы молимся на своих службах — и Евфросинья Полоцкая, и Кирилл Туровский.

Кроме того, мы считаем, что наша Церковь еще и раньше была известна. Мы вспоминаем св. Ровалода, который пришел из Скандинавии и в Полоцке построил церковь и монастырь, которые, к сожалению, разрушил равноапостольный князь Владимир Киевский.

Поэтому мы считаем нашу Церковь древней и самостоятельной. Она имела свою митрополию с центром в Новогрудке — в столице первого Великого княжества Литовского. И ее митрополиты заседали в Константинополе. Это было прервано в связи с оккупацией Беларуси российскими войсками в XIX веке.

В настоящее время, к сожалению, высшие иерархи Русской Православной Церкви не признают Белорусскую Православную Автокефальную Церковь самостоятельной.

Мы, конечно, против мифа о едином русском народе и едином православии. Такого не было. Было три самостоятельных народа, которые в разное время начинали свое церковное богослужение.

- Вы упомянули, что Вы — известный человек в Минске. Действительно, я читал о Вашем участии в различных акциях протеста против жесткости нынешнего режима. Вы говорили о том, что подвергаетесь гонениям.  Вы можете рассказать об этом подробнее? Есть ли угроза Вашей свободе, Вашей нормальной деятельности как священника?

- Нашу Церковь не хотят регистрировать. Мы уже более пяти раз подавали на регистрацию. В настоящее время мы тоже подали на регистрацию, и уже два месяца решается вопрос о нашей регистрации. Они все никак не хотят зарегистрировать хотя бы один наш приход.

У нас есть право молиться на своем родном языке за свой народ. Что тут плохого?

- А кроме отказов в регистрации были еще какие-то формы давления?

- Мы стали возрождать церковь в Семковом городке Минской области. Там, возможно, был монастырь, который основала Рогнеда — жена Владимира Киевского. Мы ее почти отстроили, но нас несколько раз оштрафовали "за незаконное строительство". Запрещали, приезжали, вызывали в районную милицию, в городскую, в генеральную прокуратуру. Мы никого не принуждали и не заставляли. Единственное, иногда мы участвовали в оппозиционных мероприятиях, таких как "Чернобыльский шлях", например.

Также, Вы, наверное, слышали, за крест, поставленный в деревне Дражное Минской области, где красные партизаны сожгли часть деревни и убили около 30 мирных жителей, меня тоже оштрафовали на 30 минимальных зарплат.

- Говорят, что в Беларуси действует запрет на совершение богослужений на улицах, в домах и т.д.

- Это если нет регистрации.

- Как Вы находите выход из этого положения?

- Я бы не хотел, чтобы информация об этом появилась в печати. Мы подаем документы для получения регистрации.

- Вы считаете, что у Вас есть шанс?

- Мы молимся об этом. Мы уже более десяти лет пробиваем эту брешь. По Конституции, чтобы подавать на регистрацию, нужно просуществовать десять лет. Мы просуществовали. Мы выдержали этот пункт законодательства о религии. Мы не молимся против своего государства, мы за Беларусь, мы хотим, чтобы она была целая, спокойная, единая, неделимая.

- Не могли бы Вы рассказать про вашего епископа Святослава и архиепископа Юрия?

- Святослав — известный епископ, он имеет образование. Он служит в Канаде и в Америке, где есть белорусские приходы. В Украине он служит также, но иногда приезжает и в Беларусь. Настоящее его имя - Вячеслав Логин. Святослав - это его епископское имя. Он белорус  по происхождению, хотя и записан, может быть, украинцем, но его родители из-под Новогрудка.

Он приезжает каждый год на могилы своих предков, и мы встречаемся. Он совершал и мою хиротонию. То есть моя первая хиротония была совершена подпольно. Ее совершал епископ Юрий (Рыжих), о котором Вы спрашивали. Благодаря ему встала на ноги Белорусская Церковь.

О нем существуют неоднозначные мнения, но он откликнулся на нашу просьбу и помог нам возродить нашу Церковь. И мы ему благодарны. Он христианин, и этого для нас, безусловно, достаточно. Хотя его обвиняют в участии в деятельности других конфессий.

- У Вас стоит портрет Патриарха Филарета Киевского. В каких Вы с ним отношениях?

- Наша делегация, состоящая не только из воцерковленных людей, но и из поддерживающих Белорусскую Автокефальную Церковь, была им принята в его резиденции в то время, когда мы создавали в Киеве на улице Горького Белорусский центр. И тогда мы целой делегацией — писатели, историки, церковники, миряне — были на приеме. И он, конечно, поддержал нас. Мы чувствуем поддержку не только от самого Патриарха Филарета, но и от других украинских епископов. В частности, Черниговской епархии, Ровенской, Луцкой епархий.

- У вас есть какие-то белорусские приходы на территории Украины?

- Да. Именно мы с епископом Святославом хотели создать приход белорусов в Чернигове. И уже был найден для этого дом, но там поменялась власть, и этот дом был отдан Русской Православной Церкви. Но нам туда и ездить далековато.

Там есть другие, которые тоже называют себя Белорусской Автокефальной Церковью.  Их возглавляет епископ, он даже митрополитом себя называет, Йован, он серб.

- Да, он живет в Калифорнии.

- Он также пристал к Белорусской Автокефальной Церкви и создал приход за пределами Беларуси.

- Я Вас тоже хотел об этом спросить. Всем известно, что БАЦ разделена на много юрисдикций, хотя за границей есть всего несколько приходов — около десяти, если по максимуму считать. И, тем не менее, этим приходам удается постоянно дробиться, создавать отдельные Синоды, выбирать первоиерерахов. С чем это связано? Есть еще митрополит Александр Сологуб, например.

- Но он уже отстранен от дел.

- Но обычно там не признают эти отстранения и продолжают служить.

- Да, обычно там такая "демократия".

- В чем причина таких массированных разделений в таком небольшом церковном сообществе?

- Есть противодействие.  Мне кажется, противодействует также и Русская Православная Церковь. Она хочет все "взять под себя", поэтому и "вставляет палки в колеса".

Тот же Сологуб, вышедший из РПЦ, или Костюк, который также вышел из РПЦ,  они были через определенное время отстранены, потому что стали вводить то, что не нравилось прихожанам. Они стали выносить святыни, стали что-то требовать, и люди решили, что здесь надвигается какое-то поглощение Русской Православной Церковью, поэтому их и отстранили. И теперь они не у дел.

- А что стало с юрисдикцией, которую возглавлял митрополит Изяслав?

- Изяслав — преемник умершего митрополита Николая (Мацюкевича). В его юрисдикции много бед наделал такой Данилюк. Мы с ним тоже пробовали говорить. И говорили с Николаем (Мацюкевичем), писали письма.

Кстати, Мацюкевич, когда приезжал сюда в Минск, встречался с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Они, как у нас говорят, заключили какой-то договор. Он тоже потребовал, чтобы мы зарегистрировались. Он нас не взял в свою юрисдикцию, хотя мы просились под его омофор.

Изяслав — он тоже недолго был — он не в здравии пребывал. Все там портил Данилюк, который и нас злословил. Мы с ним говорили по телефону. Но его тоже отстранили. Какие-то, видно, свои амбиции хотели осуществить.

- А Вы сами с Филаретом Минским и Слуцким никогда не встречались?

- Это было единожды в 90-х годах. Но речь шла не о церковных, а о генеалогических вопросах — я занимаюсь генеалогией белорусского дворянства.

- Есть одна проблема, которая лично мне представляется неразрешимой: в Беларуси уже много лет возрождаются советские "ценности", практически невозможно встретить местности, где говорили бы на белорусском языке. Национальное самосознание на очень низком уровне. Происходит процесс так называемой интеграции с Россией.

- Но я бы не сказал, что на низком уровне. Часть, конечно, нейтральную позицию занимает. Но Вы здесь преувеличиваете.

- Да? По крайней мере, сама белорусская пропаганда преподносит дело так, что это очень "маргинальная" часть общества, которая придерживается национальных ценностей. И вот в таких условиях, когда тенденция идет скорее в сторону денационализации, возвращения в империю, возрождения каких-то советских принципов, в чем Вы видите залог исторического будущего Белорусской Автокефальной Церкви? На какое время Вы надеетесь? На какие изменения? Где объективная почва для того, чтобы все-таки это произошло?

- Нам дает силу и веру в то, что все-таки это будет — а мы в это верим на 100% —то, что мы имеем богатую историю, которая отражает нашу великую нацию, у которой была своя государственность, своя церковность, все свои институты были. Мы — преемники Великого княжества Литовского. Наше население называлось литвины.

- То есть сейчас вы стараетесь потихоньку отказаться от термина "Беларусь"?

- Не потихоньку. Мы проводили конференции на эту тему.

- А остальные национальности вас в этом поддерживают? Это все-таки очень радикальная смена "бренда".

- Это уже несколько десятилетий идет. Существует довольно большое движение за литвинизм.

- Современную белорусскую власть Вы считаете носителем российского шовинизма?

- О 100% нельзя, конечно, сказать, но часть — безусловно. Я не хочу говорить про власть, потому что мы надеемся, что она нас зарегистрирует.

- Сегодня Вы поминали архимандритов Петра и Серафима. Кто это?

- Они находятся за пределами Беларуси, но мы с ними контактируем. Серафим — его корни тоже из Беларуси. И он мечтает сюда вернуться.

Мы встречаемся и в Минске, и в Киеве, и в Вильно. Мы надеемся, что они вернутся на нашу территорию.

- А сейчас они в какой Церкви?

- Архимандрит Серафим пока находится в Украинской Церкви.

- А какие-то отношения с греко-католиками имеете?

- Мы встречаемся с греко-католиками белорусскими и с католиками. У нас хорошие отношения. Мы участвуем в совместных мероприятиях и научных конференциях.
Например, наша Церковь поддержала издание Нового Завета, переведенного на белорусский язык ксендзом.  Он поддерживает нашу Церковь.

Мы также поддерживаем возвращение храмов белорусам-католикам.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"

Фото с сайта: anti-raskol.ru


    В сюжете:

05 августа 2011, 15:15  
ИНТЕРВЬЮ: Священник БАПЦ ЛЕОНИД АКАЛОВИЧ о "путешествующей" Церкви, истории православия на земле Беларуси и о невозможности получить государственную регистрацию
21 июня 2011, 17:00  
Епископ Виленский Серафим хиротонисан в кафедральном соборе Белорусской Автокефальной Православной Церкви в Нью-Йорке
17 июня 2008, 16:32  
Белорусского священника задержали за освящение креста в память о погибших от рук партизан
28 ноября 2007, 14:55  
СПРАВКА: Белорусская Автокефальная Православная Церковь
27 ноября 2007, 12:42  
Скончался первоиерарх Белорусской Автокефальной Православной Церкви митрополит Изяслав (Бруцкий)
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации21 июня 2018, 21:58  
УКРАЇНСЬКА ВЕРСІЯ: Архиєпископ УАПЦ (Соборноправної) Григорій (Огійчук) на сербському святі в Нью-Йорку, 1966 р.
21 июня 2018, 18:31  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пропагандистская война против получения Украиной Томоса. Профессор Олександр Саган разбивает пять московских тезисов
21 июня 2018, 18:13  
Папа Римский вновь раскритиковал миграционную политику Трампа
21 июня 2018, 17:52  
Официальное православие объединяет во Франции 273 прихода - свежая церковная статистика
21 июня 2018, 17:39  
Католический священник из Онтарио утверждает, что Папа Франциск приносит украинских греко-католиков в жертву ради сближения с РПЦ МП
21 июня 2018, 15:53  
Должницу из Прикамья, не оплатившую вовремя штраф, отправили отбывать наказание в местный храм РПЦ МП
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:26  
Девять зданий, входящих в ансамбль Зачатьевского монастыря в Москве, переданы в собственность Московского патриархата
21 июня 2018, 15:16  
К 100-летию убийства царской семьи на месте ее гибели в Екатеринбурге реконструирован мемориальный алтарь
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 15:08  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ростислав Павленко: «Справедливость в отношении православия в Украине будет восстановлена». Интервью со спецпредставителем президента Украины по религиозным вопросам
Материал содержит иллюстрации21 июня 2018, 13:26  
"Болгарский Патриарх не выступал против украинской автокефалии", - посетивший Патриарха Неофита представитель президента Украины опроверг сообщение УНИАН
21 июня 2018, 13:12  
"Болгарская Православная Церковь не поддержала создание автокефальной Украинской Церкви", - утверждает одно из крупнейших украинских информагентств
21 июня 2018, 12:41  
"Эта позиция полностью соответствует Закону Божьему и Конституции", - секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины раскритиковал нападки ЛГБТ-сообщества на его супругу
21 июня 2018, 12:01  
"Ситуация вызывает ассоциации с советским периодом", - СПЧ обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность уголовного преследования в России Свидетелей Иеговы


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования