Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
16 мая 2011, 14:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Народ Божий. Памяти о. Александра Меня. О "языческом культе Победы" и других проблемах церковной жизни говорили на Библейских чтениях в Москве


"Народ Божий в ХХI веке" - главная тема Седьмых Библейских чтений памяти отца Александра Меня, которые состоялись 14-15 мая в московском Культурном центре "Покровские ворота". Организатор чтений - колледж библейской подготовки к служению "Наследие", имеющий юридический статус автономной некоммерческой организации. Колледж имеет межконфессиональную направленность, что и предопределило состав участников форума. Среди собравшихся в зале, а их было более 80 человек, присутствовали представители разных христианских деноминаций, разных уровней церковного служения, учёные-религиоведы, преподаватели и студенты духовных учебных заведений, журналисты. Председательствовал на чтениях ректор колледжа "Наследие" Илья Гриц, он же был одним из докладчиков.

В начале заседания к собравшимся обратился прибывший из США епископ Православной Церкви в Америке Серафим (Сигрист), который является традиционным участником мероприятий памяти о. Александра Меня. После слов приветствия он затронул тему соборности. Соборность, подчеркнул епископ Серафим, это принцип единства христиан. "С понятием соборности неразрывно связано миссионерское служение, - сказал иерарх. - Миссия становится практикой соборности. Это – совместное движение ко Христу. Должно быть взаимодействие с миром, при этом атмосферой миссии должна быть молитва. Молитва гарантирует успех миссии. Между людьми множество различий, но требуется движение к одному центру – ко Христу. Примеры современных векторов соборности – миссии и молитвы дал отец Александр Мень", - подчеркнул американский гость.

Как рассказал епископ Серафим в разговоре с корреспондентом "Портала-Credo.Ru", он в настоящее время находится на покое, проживает в Нью-Йорке, а ранее в течение ряда лет находился на церковном служении в Японии. В чтениях памяти о. Александра Меня в Москве иерарх участвовал в 2009 и 2010 годах.

С обширным докладом "Церковь, культура и русский национализм" выступил ответственный редактор "Журнала Московской патриархии" Сергей Чапнин. Ранее эта его речь была произнесена Чапниным 9 апреля, на Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике. Ответственный редактор ЖМП, в частности, сказал: "Даже двадцать лет спустя мы не можем равнодушно говорить о распаде Советского Союза. Однако мы по-прежнему хотим называть наш мир русским. Мы хотим говорить о русском народе и русской культуре. Между тем, всё это уже давно советское или, точнее, постсоветское. И это не "замороженное" постсоветское, а активно развивающееся".

"Ценности постсоветской культуры, - продолжил Сергей Чапнин, - весьма противоречивы и не складываются в единую картину. Эти внутренние противоречия привели к тому, что мы утратили способность говорить о себе, о предках, друг о друге положительно, создавать убедительные и привлекательные образы. Во всяком созданном сегодня образе есть подвох – или что-то идеологически неприемлемое, или издевательское, или картонно-пластмассовое. Ни в высокой культуре, ни в массовой нет положительного образа России. Мы сами себе не нравимся и друг друга не уважаем. Что уж тут претендовать на то, чтобы нравиться другим? Какая тут может быть модернизация?"

По мнению Чапнина, "в центре национальной системы ценностей и одновременно – со всеми плюсами и минусами - в центре новой национальной мифологии находится лишь одно событие – Великая победа в Великой Отечественной войне. Эта победа воспринимается как единственное "священное" событие нашей истории ХХ века. Празднование дня Победы сконструировано как религиозное действие, в котором участвует – или, по крайней мере, которому сочувствует большинство россиян. Так формируется подобие гражданской религии со своими правилами и ритуалами… Тема победы настолько "свята", что говорить о ней можно только в тех рамках, которые усвоены массовым постсоветским сознанием".

Однако, признает Чапнин, "в основе этой гражданской религии лежат языческие ценности и символы, лишь отчасти модернизированные коммунистической пропагандой. Религиозные формы этой религии, в частности, предполагают всеобщее поклонение огню. Давайте задумаемся: и руководство государства, и простые граждане приходят поклониться огню, который извергается из пятиконечной звезды, лежащей на земле… Огонь – многозначный символ. В рамках христианской культуры следует различать огонь Богоявления (например, образ горящего и несгорающего куста – Неопалимая купина) и огонь суда и проклятия: "Идите от Меня проклятые, в огонь вечный" (Мф., 25:41). Однако огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия… Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале".

"Что же происходит с культурой, в центре которой находится "День Победы"?" - задаёт риторический вопрос Сергей Чапнин. По его мнению, у этой культуры формируются весьма опасные черты: сохранение и культивирование "образа врага", тотальная героизация войны, превращение её в лубок и забвение войны как трагедии; острое переживание ущемленной национальной гордости ("Мы же победители, а теперь смотрите, как мы унижены").

"Однако, - подчеркнул Сергей Чапнин, - в системе Русской Православной Церкви находятся автономные, в большей или меньшей степени самоуправляемые Церкви Украины, Беларуси, Молдовы, Прибалтики. Если русский национализм станет основой культурной политики Московского патриархата, то он неминуемо займётся подавлением других национальных местных традиций. В конечном итоге это может привести к дезинтеграции Московского патриархата и существенному сокращению его канонической территории. Таким образом, русский национализм следует назвать одной из сильнейших угроз для Церкви. И надо сказать, что Патриарх Кирилл занял очень чёткую, даже жёсткую позицию: "Нужно создать невыносимые условия для деятельности любых радикальных групп как среди этнических меньшинств, находящихся в диаспоре, так и среди коренного большинства".

Ректор колледжа "Наследие" в докладе "Что такое народ Божий" дал своё понимание этой темы. "Божьим народом можно назвать тех, кто верит в Бога, - сказал оратор. - Каждое сообщество, которое исповедует Иисуса Христа, – "народ Бога". Все, кто верит в Единого Бога, в том числе и мусульмане, - тоже "Народ Бога". Те, кто выполняет установления Нового Завета – не крадёт, не убивает и т.д. – тоже "Народ Бога". Это критерии отношения людей к Богу. Но есть и такой критерий, как отношение Бога к людям, - отметил докладчик. - Какое счастье жить среди людей, неважно, верующих или неверующих, но сознавать, что Бог в них верит. На каждого существующего человека Бог надеется, и никого из категории "Народа Божьего" вывести нельзя. Это единственный путь к примирению".

На вопрос одного из участников собрания – "Что даёт это разделение на категории?" – докладчик ответил: "Если считать каждого человеком Божьим, то я никогда не скажу о нём плохо, не подниму на него руку".

На Седьмых Библейских чтениях памяти отца Александра Меня было зачитано около тридцати докладов и сообщений. Некоторые из них имели узкую академическую направленность, что, впрочем, не делало их менее интересными. На чтениях также выступили Ирина Бузыкина ( "Народ Божий и град Божий в трактатах блаженного Августина"), Евгений Рашковский ("Идеал Церкви в "софийной" мистике брата Луиса де Леона" (16 в.)"),Владимир Лидский и Ольга Астанова ("Господь, на херувимах восседающий: об историко-религиозных аспектах образа"), игумен Иннокентий (Павлов) ("Зарытый талант: К выходу в свет Требника в русском переводе священника Владимира Адаменко (1927 г.)"), Елена Глушко ("Народ Божий в подполье и на свободе: Случай Чехии и Словакии"), Иван Лобанов ("Каким мы себе представляем читателя нового перевода Библии").

В некоторых докладах и сообщениях упоминалось имя о. Александра Меня, хотя центральной фигурой докладов он не был.

В заключительной части чтений с воспоминаниями о нелёгкой церковной жизни в советское время, о просветительской деятельности о. Александра Меня выступил писатель Александр Зорин. Со священником писателя связывало многолетнее близкое знакомство. По ходу выступления председательствующий на собрании Илья Гриц представил участникам чтений новую книгу Александра Зорина "От крестин до похорон – один день". В неё вошли многочисленные очерки, рассказы, в которых запечатлена жизнь сельских приходов, подвижническая работа пастырей и прихожан на почве, духовно вытоптанной в предыдущие десятилетия. С большой художественной достоверностью автор утверждает, что без обретения евангельских ценностей, без совместных усилий разных Церквей - православной, католической, протестантской – возрождение России немыслимо.

Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из очерка Александра Зорина "Под сводами Св. Людовика": "Отделив формально Церковь от государства, большевики представили её как отрезанный ломоть, участь которого определялась однозначно: быть съеденным. За что они и взялись со здоровым пролетарским аппетитом. Уже в начале 20-х годов православные и католики сидели по тюрьмам как "религиозники", в одних камерах. И были поистине единой Церковью, соединялись в таинстве и общей молитве. Но если православное священство гребли под разными "законными" предлогами, вроде саботажа при изъятии церковных ценностей, то католиков хватали без всяких предлогов. "Раз католик – значит контрреволюционер", - объявляла новая власть, истребляя в Москве и Питере католические общины".

Николай Климов,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

10 июня 2011, 17:51  
Представитель Общественной палаты Курганской области назвала культивируемое современной РПЦ МП представление о ВОВ «плевком в душу» россиянам
09 июня 2011, 16:16  
МЫСЛИ: Димитрий Саввин. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ КАК ФУНДАМЕНТ СВЯТОЙ РУСИ. Русское освободительное антибольшевицкое движение времен Второй мировой войны – акт духовного преемства и верность национальной традиции
06 июня 2011, 13:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Патриарх Кирилл о российских войнах: never say never. Размышления о выступлении главы РПЦ МП в Военной академии Генштаба РФ
01 июня 2011, 14:47  
В Академии Генштаба РФ Патриарх Кирилл поблагодарил Д.А. Медведева, рассказал о "линии идентификации" Тараса Бульбы и о Великой отечественной войне
26 мая 2011, 14:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: В Южно-Сахалинске хотят построить православный храм на месте памятников Великой Отечественной войны
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Эксклюзивный материал23 июня 2017, 18:49  
МЫСЛИ: Игорь Азизов. «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ» КОГО? «Религиозная политика» современного российского государства говорит о том, что, по сути, она осталась атеистической и репрессивной
Материал содержит иллюстрацииМатериал является переводом23 июня 2017, 17:43  
Украинская полиция составила протокол об административном правонарушении из-за использования структурой Московского патриархата в Хмельницком советской символики
23 июня 2017, 17:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мэрия против церкви: Курганскую епархию РПЦ МП обязали снести гараж в горсаду
23 июня 2017, 16:54  
Кассационная инстанция арбитражного суда подтвердила права Международного центра Рерихов на земельные участки в Москве
23 июня 2017, 16:43  
Банк "Пересвет", ранее фактически принадлежавший РПЦ МП, перешел под контроль банка ВБРР
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 16:10  
В Бейруте избран новый глава греко-католической Мелькитской Церкви
23 июня 2017, 15:48  
МОНИТОРИНГ СМИ: Суд над Грозовским начали с молебна. Репортаж о судебном заседании по делу священника РПЦ МП Глеба Грозовского, обвиняемого в педофилии
Эксклюзивный материал23 июня 2017, 15:28  
Состоялась очередная сессия Архиерейского Синода Болгарской Православной Старостильной Церкви, большинство которого составляют архиереи РПЦЗ(А)
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 14:53  
МОНИТОРИНГ СМИ: Клятва семинариста-гундяевца. "Сколько жажды власти над людьми в этой бумажке!"
23 июня 2017, 14:36  
В турецких школах больше не будет изучаться теория эволюции, и в целом взят курс на "десекуляризацию" школьной программы
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 14:29  
Ряд улиц в Москве перекроют 25 июня в связи с празднованием московскими мусульманами Ураза-байрам
23 июня 2017, 14:20  
В Московской патриархии "обеспокоены активностью сект" на Дальнем Востоке, признавая при этом "низкий процент воцерковленных людей в целом по России"
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 14:09  
В Сергиевом Посаде ради дороги к храму РПЦ МП в виде импровизированной "реки Иордан" полностью спилили аллею ветеранов ВОВ
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 13:42  
МОНИТОРИНГ СМИ: Арестованный Свидетель Иеговы Деннис Кристенсен: «Мне холодно, и у меня отняли Библию». Датчанин стал первым иеговистом, которого отправили за решетку после запрета организации в РФ
23 июня 2017, 12:56  
В Азербайджане снят запрет на религиозную деятельность граждан, получивших богословское образование за рубежом
23 июня 2017, 12:43  
Новый директор Исаакиевского собора заявил об отсутствии планов массовых сокращений в музее
Материал содержит иллюстрации23 июня 2017, 12:15  
Частице мощей св. Николая Чудотворца в Москве поклонились почти миллион человек, утверждают в Московской патриархии
23 июня 2017, 11:06  
За "незаконное миссионерство" в Челябинской области оштрафована 76-летняя пенсионерка
23 июня 2017, 11:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: Дмитрий Быков: "РПЦ нужны только те интеллектуалы, которые помогают ей закрыться от любой критики". Насколько РПЦ МП стала далека от народа?


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования