Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
16 мая 2011, 14:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Народ Божий. Памяти о. Александра Меня. О "языческом культе Победы" и других проблемах церковной жизни говорили на Библейских чтениях в Москве


"Народ Божий в ХХI веке" - главная тема Седьмых Библейских чтений памяти отца Александра Меня, которые состоялись 14-15 мая в московском Культурном центре "Покровские ворота". Организатор чтений - колледж библейской подготовки к служению "Наследие", имеющий юридический статус автономной некоммерческой организации. Колледж имеет межконфессиональную направленность, что и предопределило состав участников форума. Среди собравшихся в зале, а их было более 80 человек, присутствовали представители разных христианских деноминаций, разных уровней церковного служения, учёные-религиоведы, преподаватели и студенты духовных учебных заведений, журналисты. Председательствовал на чтениях ректор колледжа "Наследие" Илья Гриц, он же был одним из докладчиков.

В начале заседания к собравшимся обратился прибывший из США епископ Православной Церкви в Америке Серафим (Сигрист), который является традиционным участником мероприятий памяти о. Александра Меня. После слов приветствия он затронул тему соборности. Соборность, подчеркнул епископ Серафим, это принцип единства христиан. "С понятием соборности неразрывно связано миссионерское служение, - сказал иерарх. - Миссия становится практикой соборности. Это – совместное движение ко Христу. Должно быть взаимодействие с миром, при этом атмосферой миссии должна быть молитва. Молитва гарантирует успех миссии. Между людьми множество различий, но требуется движение к одному центру – ко Христу. Примеры современных векторов соборности – миссии и молитвы дал отец Александр Мень", - подчеркнул американский гость.

Как рассказал епископ Серафим в разговоре с корреспондентом "Портала-Credo.Ru", он в настоящее время находится на покое, проживает в Нью-Йорке, а ранее в течение ряда лет находился на церковном служении в Японии. В чтениях памяти о. Александра Меня в Москве иерарх участвовал в 2009 и 2010 годах.

С обширным докладом "Церковь, культура и русский национализм" выступил ответственный редактор "Журнала Московской патриархии" Сергей Чапнин. Ранее эта его речь была произнесена Чапниным 9 апреля, на Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике. Ответственный редактор ЖМП, в частности, сказал: "Даже двадцать лет спустя мы не можем равнодушно говорить о распаде Советского Союза. Однако мы по-прежнему хотим называть наш мир русским. Мы хотим говорить о русском народе и русской культуре. Между тем, всё это уже давно советское или, точнее, постсоветское. И это не "замороженное" постсоветское, а активно развивающееся".

"Ценности постсоветской культуры, - продолжил Сергей Чапнин, - весьма противоречивы и не складываются в единую картину. Эти внутренние противоречия привели к тому, что мы утратили способность говорить о себе, о предках, друг о друге положительно, создавать убедительные и привлекательные образы. Во всяком созданном сегодня образе есть подвох – или что-то идеологически неприемлемое, или издевательское, или картонно-пластмассовое. Ни в высокой культуре, ни в массовой нет положительного образа России. Мы сами себе не нравимся и друг друга не уважаем. Что уж тут претендовать на то, чтобы нравиться другим? Какая тут может быть модернизация?"

По мнению Чапнина, "в центре национальной системы ценностей и одновременно – со всеми плюсами и минусами - в центре новой национальной мифологии находится лишь одно событие – Великая победа в Великой Отечественной войне. Эта победа воспринимается как единственное "священное" событие нашей истории ХХ века. Празднование дня Победы сконструировано как религиозное действие, в котором участвует – или, по крайней мере, которому сочувствует большинство россиян. Так формируется подобие гражданской религии со своими правилами и ритуалами… Тема победы настолько "свята", что говорить о ней можно только в тех рамках, которые усвоены массовым постсоветским сознанием".

Однако, признает Чапнин, "в основе этой гражданской религии лежат языческие ценности и символы, лишь отчасти модернизированные коммунистической пропагандой. Религиозные формы этой религии, в частности, предполагают всеобщее поклонение огню. Давайте задумаемся: и руководство государства, и простые граждане приходят поклониться огню, который извергается из пятиконечной звезды, лежащей на земле… Огонь – многозначный символ. В рамках христианской культуры следует различать огонь Богоявления (например, образ горящего и несгорающего куста – Неопалимая купина) и огонь суда и проклятия: "Идите от Меня проклятые, в огонь вечный" (Мф., 25:41). Однако огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия… Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале".

"Что же происходит с культурой, в центре которой находится "День Победы"?" - задаёт риторический вопрос Сергей Чапнин. По его мнению, у этой культуры формируются весьма опасные черты: сохранение и культивирование "образа врага", тотальная героизация войны, превращение её в лубок и забвение войны как трагедии; острое переживание ущемленной национальной гордости ("Мы же победители, а теперь смотрите, как мы унижены").

"Однако, - подчеркнул Сергей Чапнин, - в системе Русской Православной Церкви находятся автономные, в большей или меньшей степени самоуправляемые Церкви Украины, Беларуси, Молдовы, Прибалтики. Если русский национализм станет основой культурной политики Московского патриархата, то он неминуемо займётся подавлением других национальных местных традиций. В конечном итоге это может привести к дезинтеграции Московского патриархата и существенному сокращению его канонической территории. Таким образом, русский национализм следует назвать одной из сильнейших угроз для Церкви. И надо сказать, что Патриарх Кирилл занял очень чёткую, даже жёсткую позицию: "Нужно создать невыносимые условия для деятельности любых радикальных групп как среди этнических меньшинств, находящихся в диаспоре, так и среди коренного большинства".

Ректор колледжа "Наследие" в докладе "Что такое народ Божий" дал своё понимание этой темы. "Божьим народом можно назвать тех, кто верит в Бога, - сказал оратор. - Каждое сообщество, которое исповедует Иисуса Христа, – "народ Бога". Все, кто верит в Единого Бога, в том числе и мусульмане, - тоже "Народ Бога". Те, кто выполняет установления Нового Завета – не крадёт, не убивает и т.д. – тоже "Народ Бога". Это критерии отношения людей к Богу. Но есть и такой критерий, как отношение Бога к людям, - отметил докладчик. - Какое счастье жить среди людей, неважно, верующих или неверующих, но сознавать, что Бог в них верит. На каждого существующего человека Бог надеется, и никого из категории "Народа Божьего" вывести нельзя. Это единственный путь к примирению".

На вопрос одного из участников собрания – "Что даёт это разделение на категории?" – докладчик ответил: "Если считать каждого человеком Божьим, то я никогда не скажу о нём плохо, не подниму на него руку".

На Седьмых Библейских чтениях памяти отца Александра Меня было зачитано около тридцати докладов и сообщений. Некоторые из них имели узкую академическую направленность, что, впрочем, не делало их менее интересными. На чтениях также выступили Ирина Бузыкина ( "Народ Божий и град Божий в трактатах блаженного Августина"), Евгений Рашковский ("Идеал Церкви в "софийной" мистике брата Луиса де Леона" (16 в.)"),Владимир Лидский и Ольга Астанова ("Господь, на херувимах восседающий: об историко-религиозных аспектах образа"), игумен Иннокентий (Павлов) ("Зарытый талант: К выходу в свет Требника в русском переводе священника Владимира Адаменко (1927 г.)"), Елена Глушко ("Народ Божий в подполье и на свободе: Случай Чехии и Словакии"), Иван Лобанов ("Каким мы себе представляем читателя нового перевода Библии").

В некоторых докладах и сообщениях упоминалось имя о. Александра Меня, хотя центральной фигурой докладов он не был.

В заключительной части чтений с воспоминаниями о нелёгкой церковной жизни в советское время, о просветительской деятельности о. Александра Меня выступил писатель Александр Зорин. Со священником писателя связывало многолетнее близкое знакомство. По ходу выступления председательствующий на собрании Илья Гриц представил участникам чтений новую книгу Александра Зорина "От крестин до похорон – один день". В неё вошли многочисленные очерки, рассказы, в которых запечатлена жизнь сельских приходов, подвижническая работа пастырей и прихожан на почве, духовно вытоптанной в предыдущие десятилетия. С большой художественной достоверностью автор утверждает, что без обретения евангельских ценностей, без совместных усилий разных Церквей - православной, католической, протестантской – возрождение России немыслимо.

Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из очерка Александра Зорина "Под сводами Св. Людовика": "Отделив формально Церковь от государства, большевики представили её как отрезанный ломоть, участь которого определялась однозначно: быть съеденным. За что они и взялись со здоровым пролетарским аппетитом. Уже в начале 20-х годов православные и католики сидели по тюрьмам как "религиозники", в одних камерах. И были поистине единой Церковью, соединялись в таинстве и общей молитве. Но если православное священство гребли под разными "законными" предлогами, вроде саботажа при изъятии церковных ценностей, то католиков хватали без всяких предлогов. "Раз католик – значит контрреволюционер", - объявляла новая власть, истребляя в Москве и Питере католические общины".

Николай Климов,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

10 июня 2011, 17:51  
Представитель Общественной палаты Курганской области назвала культивируемое современной РПЦ МП представление о ВОВ «плевком в душу» россиянам
09 июня 2011, 16:16  
МЫСЛИ: Димитрий Саввин. КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ КАК ФУНДАМЕНТ СВЯТОЙ РУСИ. Русское освободительное антибольшевицкое движение времен Второй мировой войны – акт духовного преемства и верность национальной традиции
06 июня 2011, 13:10  
МОНИТОРИНГ СМИ: Патриарх Кирилл о российских войнах: never say never. Размышления о выступлении главы РПЦ МП в Военной академии Генштаба РФ
01 июня 2011, 14:47  
В Академии Генштаба РФ Патриарх Кирилл поблагодарил Д.А. Медведева, рассказал о "линии идентификации" Тараса Бульбы и о Великой отечественной войне
26 мая 2011, 14:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: В Южно-Сахалинске хотят построить православный храм на месте памятников Великой Отечественной войны
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
26 сентября 2017, 03:19  
ДОКУМЕНТ: "Прекращение канонического общения объясняю следующими причинами...". Открытое письмо насельника Свято-Успенского Космина Яхромского мужского монастыря Александровской епархии РПЦ МП иеромонаха Арсения
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации25 сентября 2017, 19:33  
МНЕНИЕ: “Мои религиозные чувства оскорбляют вовсе не фильмы...” - настоятель храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ
25 сентября 2017, 18:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: Тест на скрепы. Главный мотив противников «Матильды»
25 сентября 2017, 18:38  
Бывший глава Синодального отдела РПЦ МП протоиерей Всеволод Чаплин вновь призвал к "нелояльности" священноначалию своей Церкви
25 сентября 2017, 18:13  
Адвокат режиссера "Матильды" не исключил обращения в правоохранительные органы в связи с действиями Поклонской
25 сентября 2017, 17:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: От «Чудотворной» — к «Ученику». Русское антирелигиозное кино: проблема художника или небес? Беседуют Дмитрий Быков и Евгений Марголит
Материал содержит видео информацию25 сентября 2017, 17:34  
ВИДЕО: "Бог и государство". Гости программы "С христианской точки зрения" на Радио "Свобода" - историки Константин Михайлов и Сергей Шаров-Делоне
Материал содержит видео информацию25 сентября 2017, 17:29  
ВИДЕО: "Под снос!" Российское государственное телевидение вновь разоблачает "секту истинно-православных христиан"
Материал содержит иллюстрации25 сентября 2017, 16:59  
ДОКУМЕНТ: "Терпение Православного Народа Божьего не безгранично...". Открытое письмо протоиерея Валерия Харитонова епископу Шахтинскому и Миллеровскому РПЦ МП Симону
Материал содержит иллюстрации25 сентября 2017, 16:44  
Настоятель храма РПЦ МП в станице Базковской Шахтинской епархии заявил о разрыве канонического общения с Патриархом Кириллом (Гундяевым)
25 сентября 2017, 15:16  
Алексей Учитель пригласил принца Майкла Кентского на показ "Матильды" в Британии
25 сентября 2017, 14:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Рано или поздно в мире фальшивых православных организаций появится кто-то, готовый к настоящему насилию". Комментарий религиоведа Константина Михайлова, посвященный ситуации вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда»
25 сентября 2017, 14:29  
Президент Украины наградил священников УПЦ КП и УПЦ МП государственными наградами за помощь бойцам АТО
Материал содержит иллюстрации25 сентября 2017, 14:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Пророк за твоим столом. К 85-летию великого писателя
25 сентября 2017, 13:26  
В фильме "Викинг", в отличие от "Матильды", представлена "правда истории", уверяет "духовник Путина" Тихон (Шевкунов)
Материал содержит иллюстрации25 сентября 2017, 13:09  
МОНИТОРИНГ СМИ: "И здесь для Вас даже свет в окошке забрезжел...". Поклонская отвечает адвокату Учителя на обвинения в религиозном экстремизме
25 сентября 2017, 12:45  
Российские правозащитники обратились к Путину с просьбой защитить право саентологов на свой религиозный выбор
Материал содержит иллюстрации25 сентября 2017, 12:16  
Лидер радикальной организации «Христианское государство - Святая Русь» Александр Калинин уже был судим за убийство, разбой и подделку документов
25 сентября 2017, 12:09  
В одном из псковских храмов РПЦ МП собирают подписи против фильма «Матильда»
25 сентября 2017, 11:56  
МОНИТОРИНГ СМИ: Матильда Российской империи. Скандал вокруг фильма Алексея Учителя как зеркало банкротства Российского государства
25 сентября 2017, 11:48  
Студенты в Астрахани оштрафованы за недоносительство по «пакету Яровой»


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования