Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 марта 2011, 18:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Расширение по всем направлениям. Синод РПЦЗ(А) пытается серьезно увеличить свою численность и влияние


Сегодня Синод РПЦЗ (под управлением Митрополита Агафангела (Пашковского) – РПЦЗ(А)) является наиболее открытой юрисдикцией неофициального православия. Его заседания регулярно проходят в епархиях Старого и Нового света, а их протоколы публикуются в Интернете в открытом режиме. Очередное заседания Синода РПЦЗ(А) состоялось с 16-17 марта 2011 года в США, в помещениях Толстовского фонда, близ Нью-Йорка. В его работе приняло участие 6 архиереев Церкви, а решения, которые были на нем приняты, позволяют говорить о претензиях иерархии РПЦЗ(А) на то, чтобы стать центральным звеном второй по численности после WO (Церквей официального, "мирового" православия) "семьи" православных Церквей.

О том, почему к этому нужно готовиться, в деяниях Синода не говорится, но подобные мысли часто озвучивает в своих выступлениях и в блогах священник Виктор Добров, считающийся наиболее авторитетным канонистом самого умеренного "осколка" РПЦЗ из тех, что не признали ее подчинения Московской патриархии в 2007 г. Суть упований пастырей РПЦЗ(А) заключается в том, что активно подготавливаемый Церквами т.н. "мирового православия" "Восьмой Вселенский Собор" примет настолько несовместимые с православным Преданием решения, что РПЦЗ(А) и ее Церкви-сестры столкнутся с великим наплывом желающих сохранить веру и спастись под их омофором.

Впрочем, до Восьмого Вселенского Собора и предложения своих шлюпок спасающимся из окончательно затонувшего корабля "мирового православия" христианам нужно еще дожить. А это в условиях продолжения административных гонений на Церковь в РФ, возможного расширения их на Украину (где фактически находится один из главных церковных центров РПЦЗ(А)), в свете новых политических условий и скромной финансовой базы в американских епархиях задача не из легких.

Решению этих вопросов было уделено на заседании Синода серьезное внимание.
Первым, рассмотренным Синодом вопросом стало усиление попыток представителей РПЦ МП "разрушить единство Церкви" путем сепаратных переговоров с рядом клириков РПЦЗ(А), имена которых не называются, с предложениями присоединяться к Московскому патриархату. Несмотря на то, что не было объявлено, кто, где и к каким клирикам обращался с подобными предложениями, можно предположить, что это были единичные случаи агитации, которые, скорее всего, имели место за пределами РФ, в Украине или США. Предположение основывается на понимании того, что российские клирики и неофициальные иерархии теперь уже не очень интересуют РПЦ МП, которая считает "проблему раскола" на территории России в целом решенной. Да и для РПЦЗ(А) от того, что кто-то из священников уйдет в РПЦ МП, ситуация принципиально не изменится. А вот переход "в каноническую Церковь" приходов и целых епархий в США или Украине - совсем другое дело! Ведь они обычно имеют не только официальный статус, но и собственность, которая только и способна подвигнуть на переговоры представителей РПЦ МП.

Тем же задачам укрепления рядов служит рассмотрение на Синоде практики издания местных епархиальных календарей и типиконов, с памятными датами, которые не разделяются всеми чадами РПЦЗ(А). В первую очередь, критика архиереев относится к опыту издания календаря в Санкт-Петербургской и Северорусской епархии, по благословению архиепископа Софрония (Мусиенко). Иерей Игорь Дубров, который самостоятельно подготовил к изданию петербургские календари РПЦЗ(А) на 2010 и 2011 годы, включил в месяцесловы не только привычные для РПЦЗ имена святых, но также царя Иоанна Грозного, царя-мученика Павла I, убиенного известно кем отрока Андрея Ющинского и т.п. Основанием для включения в святцы царя Иоанна священник считает "Приложение к Полному месяцеслову Востока" архиепископа Сергия (Спасского) и "Полные святцы" Корежемского монастыря 1621 года, где Грозный почитается как святой. Включение имен государя Павла Петровича и отрока Андрея объясняется их местным почитанием в России и зарубежье. Кроме того, в календарь 2011 года были включены дни памяти Царских дней дома Романовых.

Отношение к монархии в России и к молению об избавлении людей "от безбожныя власти" тоже разное, как следует из реплики на заседании Синода епископа Георгия Болградского, который считает, что прошения на ектеньях должны изменяться в зависимости от местных условий. Не секрет, что в РПЦЗ(А) до сих пор уживаются сторонники "единой и неделимой России" с самодержавной монархией и искренние патриоты независимых государств (в первую очередь – Украины), появившихся на обломках Российской Империи.

Как мы видим на примере расколов в РПЦЗ(В), от которой отделились иерархи, образовавшие впоследствии РосПЦ Антония (Орлова) и РосПЦ Дамаскина (Балабанова), политические разногласия среди епископата вполне могут привести к церковным расколам, что поставит под угрозу сколь угодно широкие планы. Поэтому Синоду РПЦЗ(А) необходимо серьезно контролировать этот вопрос, что ему, нужно признать, вполне удается.

Той же цели – укреплению единства рядов - служит и новое заявление епископов РПЦЗ(А) о невозможности признания апостольской преемственности за иерархией т.н. "витальевцев" (РПЦЗ(В)), распавшейся уже на несколько юрисдикций, в "свете последних открывшихся фактов". Полемика с РПЦЗ(В) вообще занимает серьезное место в апологетике "агафангеловцев". Ведь "витальевцы" первыми, еще в 2001 году, заявили о своих претензиях на историческое имя РПЦЗ. Кроме него, брендом "РПЦЗ" пользуется и та ее часть, которая в 2007 г. соединилась с РПЦ МП. Естественно, что РПЦЗ(А), как третий претендент на исторический копирайт, вынуждена серьезно относиться к обоснованию своей исключительности. Если с РПЦЗ МП все понятно, что РПЦЗ(В), как играющая на том же поле, доставляет серьезные беспокойства епископату РПЦЗ(А).

А что же это за страшные "последние открывшиеся факты" о иерархии РПЦЗ(В)? На этот интригующий вопрос Митрополит Агафангел подробно отвечает в своем блоге. Речь идет о некоем "свидетельстве очевидца", имя которого не называется, о том, что хиротония епископа Владимира (Целищева), старшего иерарха сегодняшней РПЦЗ(В), была совершена в отсутствие Митрополита Виталия "прямо на сиденье автомобиля в Мансонвилле", в то время как секретарь Митрополита Ирина Роснянская увезла его в больницу и закрыла скитскую церковь на ключ. Официально хиротонию совершили епископы Варнава (Прокофьев) и Сергий (Киндяков). Владыка Сергий к настоящему времени скончался, епископ Варнава ушел в РПЦЗ МП. Остается догадываться, кто предоставил Митрополиту Агафангелу такие сведения. Но как бы там ни было, Синод РПЦЗ(А) постановил совершенно не признавать любые хиротонии РПЦЗ(В). Важно, что подобные претензии не могут быть высказаны к другой "конкурирующей" на поле истинного православия юрисдикции – Русской Истинно-Православной Церкви под управлением Архиепископа Тихона (Пасечника). Данный Синод получил свою преемственность от двух старейших российских епископов РПЦЗ - Лазаря (Журбенко) и Вениамина (Русаленко), один из которых до сих пор жив и здоров.

Одним из значимых знаков "победы" РПЦЗ(А) в спорах за "первородство", похоже, станет появление в штате Нью-Йорк, в помещениях корпорации "Mountain View", здания Синода РПЦЗ, о чем будет свидетельствовать официальная вывеска. Там же будет устроен синодальный храм в честь святителя Филарета (Вознесенского) и пастырские курсы РПЦЗ(А).

Другой важной задачей при реализации претензий на звание крупнейшей антиэкуменической силы в православном мире является расширение влияния РПЦЗ(А) среди поместных Церквей. Уже сегодня иерархия этой юрисдикции заявляет, что она выступает не только от себя, но и от семьи старостильных Церквей-сестер, к которым относятся антиэкуменические (киприанитские) иерархии поместных Церквей Греции, Румынии и Болгарии. Список "семьи" попытались серьезно расширить за счет объявления о возобновлении прерванного по внешним причинам общения с Иерусалимским патриархатом, а точнее - с низложенным, но не смирившимся Патриархом Иринеем, который с 2005 года находится под домашним арестом в помещениях Иерусалимской патриархии. В феврале 2011 года Митрополит Агафангел объявил, что по итогам телефонного разговора с Патриархом Иринеем стороны подтвердили свое взаимопризнание, которое будет выражаться в поминовении имени Иринея на Великом входе во время служения Митрополита Агафангела. Эта практика, принятая на православном Востоке для первоиерархов Церквей, находящихся в евхаристическом общении, никогда ранее не была принята в РПЦЗ и вводится, по словам Митрополита Агафангела, лишь "из уважения" к Церквам-сестрам.

Как и следовало ожидать, члены Синода эту инициативу поддержали. И не только потому, что Патриарх Ириней обещал в случае возврата к власти предоставить РПЦЗ(А) монастырь в Святой Земле, но в большей степени по причине того, что создание массовой альтернативы экуменическим Церквам в буквальном смысле слова требует "брендов". В силе "бренда" "Иерусалимский Патриархат" никто не сомневается.

Именно задачам расширения влияния и увеличения численности служит и либерализм при приеме общин и клириков в РПЦЗ(А). По словам Митрополита Агафангела, "мы берем всех". Политика разборчивости, которую мы видим, например, в РИПЦ, серьезно расширить количество общин и клириков не позволяет, а икономия предоставляет для этого много возможностей. В неофициальном православии, кроме "осколков" РПЦЗ и греческих старостильных юрисдикций, известных своим серьезным отношением к вопросам экклизиологии и веры, существует огромный "банк" юрисдикций и клириков, имеющих сомнительное каноническое происхождение и расплывчатое вероучение. В РПЦЗ(А) уже давно показали, что для расширения рядов они готовы использовать этот пестрый конгломерат. Первый шаг был предпринят новообразованной юрисдикцией еще в 2007 году, когда в состав ее епископата были приняты "катакомбные архиереи секачевской традиции". Осенью стало известно, что РПЦЗ(А) рассматривала вопрос о приеме в свой состав Православной Церкви Эквадора, первоиерарх которой, однако, успел раньше присоединиться к ИПЦ Митрополита Рафаила (Мотовилова).

Синод РПЦЗ(А) впервые заявил, что в качестве полноценного кадрового резерва он готов использовать и "рафаиловцев", которых до сих пор никто из "осколков" РПЦЗ не признавал за каноническую церковную структуру, несмотря на многочисленные предложения общения с их стороны. На этот раз в РПЦЗ(А) попросился митрополит Николай (Модебадзе), рукоположенный в 1998 г. митрополитом Амвросием (Катамадзе). Митрополит Николай с 2003 года постоянно проживает в РФ, получив ее гражданство через брак, который официально был признан в ИПЦ(Р) "фиктивным", но сохраняет какие-то приходы в Грузии, его поминающие. В ИПЦ(Р) митрополит Николай имеет репутацию смутьяна, он неоднократно уходил и возвращался в эту юрисдикцию.

Интересно, что для присоединения к РПЦЗ(А) Николай приехал на заседание Синода в США. Сообщается, что до этого он имел встречи с архиепископом Софронием в Подмосковье и, видимо, был специально приглашен на заседание Синода. Серьезность обоюдных намерений подчеркивает не только его поездка в США, но и решение Синода, который командирует архиепископа Софрония и епископа Георгия в Грузию для знакомства с приходами митрополита Николая. Таким образом, если их количество и качество покажутся Синоду удовлетворительными, вопрос можно будет считать решенным.

Интересно, что с 2008 года нет известий о другом возможном варианте расширения влияния Синода РПЦЗ(А) – об Аланской епархии на территории Южной Осетии, которой управляет епископ Григорий (Пухатэ), один из киприанитских архиереев, которые участвовали в создании епископата РПЦЗ(А). В 2008 году его епархию посетил архиепископ Софроний, но с тех пор тесных контактов не наблюдается. Впрочем, оно и не удивительно, ведь епископ Георгий недвусмысленно намекает, что он готов войти в РПЦ МП на условиях признания его архиерейства. "Воссоединению" мешает лишь деликатная ситуация с признанием РПЦ МП неделимости "канонической территории" Грузинской Церкви.

Успехи миссии РПЦЗ(А) будут видны в дальнейшем, а пока можно подвести промежуточные итоги современной церковной ситуации в неофициальном православии русской традиции.

Киприанитское, или левое, его крыло, представленное РПЦЗ(А), развивается наиболее динамично, всесторонне обыгрывая возможности своего расширения. На место не оправдавшей себя концепции "собирания осколков" РПЦЗ приходит концепция внешнего расширения, за счет неканонических церковных групп и уходящих из РПЦ МП ревнителей.

Правое крыло, представленное обоими РосПЦ и РПЦЗ(В), пока что демонстрирует противоположные тенденции, разваливаясь до столь любимого его представителями состояния "маленькой и чистой как кристалл" Церкви.

Центристы в виде РПАЦ и РИПЦ не могут похвастаться видимой динамикой, тем не менее, внутри этих юрисдикций проходят достаточно серьезные внутренние процессы, которые окончательно проявят себя через некоторое время.

Протоиерей Алексий Лебедев,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

24 марта 2011, 18:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Расширение по всем направлениям. Синод РПЦЗ(А) пытается серьезно увеличить свою численность и влияние
22 марта 2011, 20:09  
Архиерейский Синод РПЦЗ(А) одобрил общение с опальным Иерусалимским Патриархом Иринеем и отказался признать хиротонии РПЦЗ(В-В)
18 марта 2011, 11:54  
Митрополит Агафангел (Пашковский) совершает визит в США; прихожан РПЦЗ(А) принимает Патриарх Варфоломей в Стамбуле
23 февраля 2011, 11:33  
Синод ИПЦ(Р) принял клириков из РПЦ МП, реорганизовал ряд церковных структур и направил делегацию к греческому митрополиту Ангелу
22 февраля 2011, 14:45  
СЕТЕВОЙ НАВИГАТОР: Половой вопрос перед постом, Святое Белогорье и праведный гнев Митрополита Агафангела. Обзор православной блогосферы за третью неделю февраля
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования