Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 февраля 2011, 14:22 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Председатель Совета муфтиев России шейх РАВИЛЬ ГАЙНУТДИН о проблеме мечетей в Москве, терактах и исламофобии, об "экстремистских" трудах Саида Нурси и проблемах России


"Портал-Credo.Ru": Хотелось бы задать Вам вопрос, часто возникающий у многих неправославных верующих — если российское государство многорелигиозное и многонациональное, правильно ли, что его руководители присутствуют на богослужениях только одной религиозной организации?

Равиль Гайнутдин: Я считаю, что присутствие на религиозных праздниках и участие в богослужениях — это личное дело каждого гражданина государства. И если гражданин РФ — глава государства, глава правительства, глава министерства или ведомства - участвует в каких-то богослужениях, это должно быть его личным делом. Если же его присутствие преподносится именно таким образом, что он является представителем этой религии, и он уважает только эту религию, а с другими религиями не считается, то это будет глубочайшей ошибкой. И то, что сегодня глава государства, глава правительства во время главных праздников религиозных организаций, которые действуют в стране, от имени президента и правительства поздравляют их последователей, но не посещают их богослужений, — это тоже демонстрирует уважительное отношение к исповедующим ту или иную религию. Я здесь не вижу дискриминации со стороны президента или правительства. По случаю главных праздников президент всегда принимал глав, например, мусульман.

В этом году председатель правительства посетил соборную мечеть и поздравил мусульман РФ в день нашего праздника. Показательно, что он выражает свое уважение к гражданам, которые исповедуют не ту религию, которую исповедует он сам. Я считаю, если таким образом будет проявляться уважение к представителям других религий — это будет способствовать укреплению доверия, уважения к руководству своего государства со стороны верующих.

- Почему, по Вашему мнению, после того как председатель правительства прямо поддержал строительство в Москве новых мечетей, в частности, в Текстильщиках, этот вопрос не сдвинулся с мертвой точки?

- Я не могу отвечать за позицию округов нашей столицы. Пусть в этом разбираются политические структуры нашей власти. Но я хочу сказать, что мы благодарны Путину, который с полным пониманием сказал: "Если верующие нуждаются в храме, значит нужно строить".

Сегодня, по моей информации, городские власти подбирают несколько мест для предложения мусульманской организации, которая обратилась с просьбой выделить им земельный участок. Вместо участка в Текстильщиках они уже готовы предложить другой участок. Мы ведь не просили давать нам именно этот участок. Участок был предложен самими властями. Поэтому здесь нельзя обвинять мусульманское сообщество и мусульман этой общины.

Мы абсолютно не хотим разногласий с большинством, мы не хотим разногласий с горожанами, которые исповедуют другую религию. Мы хотим, чтобы они понимали, что если мусульмане не будут молиться на улицах, в подъездах, на тротуарах, где ходят наши горожане, им же, горожанам, будет удобнее.

Когда много тысяч верующих собираются в одном месте — это, конечно же, представляет неудобство для наших горожан, для автомобилистов, поэтому верующие должны молиться в храмах, а не на тротуарах.

- Недавно Московская патриархия обратилась к правительству Москвы с предложением построить в столице от 200 до 600 православных храмов. Это предложение было поддержано. Однако примерно десятая часть жителей Москвы исповедуют ислам. Не возникала ли у Вас идея обратиться к правительству Москвы и обозначить четкое количество необходимых мечетей, пропорцию, которая должна существовать между ними и православными храмами?

- Мы почти одновременно с РПЦ обратились к городским властям по вопросу необходимости строительства мечетей для удовлетворения потребностей мусульман. И было достигнуто соглашение.

- Называлась цифра?

- Да, называлась цифра. Нами было определено, где есть необходимость размещения мечетей, в каких районах Москвы. И с этим руководство московского правительства согласилось. Во время встречи глав традиционных религий России с мэром Москвы шел этот разговор. Тогда мэр, в присутствии высшего представителя РПЦ, обратился ко всем руководителям религиозных направлений с вопросом. Он сказал, что достигнута договоренность с руководством РПЦ о выделении 200 участков для строительства новых храмовых комплексов. И достигнута договоренность с муфтиятом о выделении участков для строительства мечетей — по одной мечети в каждом округе. Мы предложили 11 мест на окраинах Москвы, где мусульмане хотели бы видеть мечети, и где есть потребность в их строительстве, так как там проживают сотни тысяч мусульман. На сегодня на как минимум полтора миллиона мусульман, которые проживают в Москве, приходится всего четыре мечети.

- Некоторые православные общественные деятели на это возражают, что большое количество мусульман собирается в мечетях только два раза в год — на Курбан-байрам и на Ураза-байрам. Зачем же строить мечети? Можно давать мусульманам в аренду в дни этих праздников какие-то большие залы, спортивные стадионы.

- Во-первых, на наши пятничные молитвы приходят тысячи верующих. Они молятся в мороз на снегу. Идет снег, а они совершают свои молитвы. Под дождем люди сидят и совершают намазы. Тысячи остаются на улице.

А десятки тысяч людей не приходят потому, что они не хотят молиться на трамвайных путях и на территории храма РПЦ неподалеку. Они хотят молиться в мечети. Если бы были дополнительные мечети — и их бы было недостаточно для верующих.

Если мусульманам, коренным гражданам своего государства, говорят: "Вы не имеете права! Нет мечетям!" — то это очень серьезная проблема общества и государства в целом.

- Вы знаете, что в последние годы по стране прокатилась волна запретов книг Саида Нурси. Однако эти книги никак не производят впечатления экстремистских, наоборот они призывают к толерантности. Согласны ли Вы с таким впечатлением об общей направленности книг Нурси?

- У Вас правильное впечатление, правильное понимание. Саид Нурси является признанным в мире исламским богословом, который всегда считался умеренным, просвещенным и глубоко толерантным, который понимал, что глубоко верующий мусульманин должен уважать представителей богоданных религий, должен уважать людей доброй воли. Он должен понимать, что человек создан Творцом, и только Он имеет право отнимать жизнь. Никто не имеет права посягать на жизнь человека, никто не имеет права проливать кровь. И эта идеология заложена в трудах Саида Нурси.

В нашем государстве есть определенные исламофобские силы, которые не понимают и не знают ислам в целом, которые дают тексты на экспертизу тем, кого они считают специалистами. А эти специалисты два года назад закончили педагогический институт, и они делают заключения по таким богословским или научным трудам! И по их заключению запрещается та или иная литература! Это показатель того, что эти исламофобские силы довели до абсурда вопрос запрета религиозной литературы в нашей стране.

- Создается впечатление, что кто-то пытается помешать формированию толерантного образа ислама.

- Не только в России есть такие силы. Такие силы есть в мире. И они формируют вместе в сознании людей конфликтность с исламскими убеждениями, с исламской культурой, с исламскими традициями. Они создают вражду по отношению к исламу и к мусульманам. Они формируют сознание, что ислам — это нетолерантная религия. Им нужно показать ислам именно с той точки зрения, которая выгодна его противникам.

А если будет распространяться та толерантная литература, которая направлена на поддержание межрелигиозного мира, тогда невозможно будет обвинять ислам.

- Почувствовали ли Вы новый всплеск исламофобии в российском обществе после теракта в Домодедово? Ведь все прошлые теракты последних лет в России сопровождались этим всплеском. Достаточно вспомнить теракт в московском метро в марте прошлого года, когда в СМИ прокатилась целая волна исламофобских публикаций.

- В отличие от взрывов в метро в прошлом году и настроений общества, определенных политических сил и СМИ после этого, в этот раз ситуация иная. Если тогда был серьезный всплеск исламофобии, обвинений мусульман и ислама во всех грехах, то в этот раз и президент, и премьер, и правоохранительные органы очень правильно дали тон всем СМИ, дали то настроение всему нашему обществу, что преступник не имеет ни национальности, ни религиозности. Преступник-террорист есть террорист. И какая мать, какой национальности родила его — неважно. Важно, что этот человек — террорист, преступник — это главное.

Не нужно бороться с его национальностью, с его вероисповеданием, а нужно бороться с той идеологией, которой он напичкан и которая двигает этого преступника на совершение преступления. Мы в этот раз услышали, что необходима консолидация общества. Необходимо всем нациям, всем народам бороться вместе против терроризма и экстремизма. И это дает очень сбалансированные оценки происходящим событиям.

- Не находите ли Вы, что во всплеске национализма отчасти виноваты сами бывший и нынешний главы государства, которые слишком долго молчаливо ждали, практически одобряя рост националистических настроений?

- Когда произошел распад Советского Союза и создание независимых государств, Россия оказалась и в политической, и в экономической, и в других сферах в кризисе. Нужно было сохранять страну, поднимать экономику, создавать новое общество, и государство занималось демократизацией своей государственной жизни. Поэтому в то время, давая свободу всем религиозным организациям, говорили: "Вот вы получили новый закон "О свободе совести и религиозных объединениях", вы имеете сегодня возможность поднимать духовность, нравственность, развивать свои религиозные организации, выстраивать свой религиозный институт, свою структуру".

И религиозные организации занимались этими вопросами. А государство занималось своими государственными законами, законотворчеством, экономикой, политикой. И не было времени уделять жизни религиозных организаций особое внимание. Религиозные организации жили сами по себе. И наши национальные организации, культурные организации также занимались своими внутренними вопросами.

Но когда уже государство встало на ноги, создало свою политическую линию, экономическую линию, оказалось, что социальная сторона "хромает" — начали заниматься этой стороной. Но социальная сторона взаимосвязана с экономикой, взаимосвязана с политикой, и, конечно же, для руководителей необходим электорат, чтобы вести свою линию. Начали с электоратом заигрывать. И первый президент России Б.Н. Ельцин обратил особое внимание на РПЦ МП. И с этого времени уже был дан карт-бланш, дана определенная команда, чтобы мы видели, с кем руководители страны. И сегодня то, что в течение нескольких лет главы РПЦ МП говорили, что "Россия православная" и эту идеологию они навязывали обществу и руководству страны, привело к тому, что в сознании у руководителей живет именно эта идеология.

Но когда случилась беда, оказалось, что российский народ многонациональный и многорелигионый, и об этом написано в Конституции РФ, что Россия — это многонациональный народ, и президент является защитником прав каждого гражданина, независимо от того, исповедует ли он православие, ислам, иудаизм, буддизм или другую религию — он обязан защищать интересы всех граждан. И сегодня руководство об этом и заявляет, что страна будет целостной, если в стране будет межнациональный и межрелигиозный мир. Невозможно развивать ни экономику, ни политическую систему государства, если в общем доме не будет ни межнационального, ни межрелигиозного мира. Если начнется гражданская война, никому не станет лучше жить в государстве, все будут страдать и бедствовать, поэтому ни в коем случае нельзя сегодня допускать, чтобы какой-то из российских народов чувствовал себя униженным и оскорбленным. Сегодня необходимо давать почувствовать гражданам РФ, что мы — многонациональный, многорелигиозный народ и в этом наша сила.

И об этом сегодня с полным пониманием, я так надеюсь, говорят руководители государства.

- 25 февраля в Москве состоится международная конференция "Россия – Турция: вместе в XXI веке". Хотелось бы Вас в связи с этим спросить о роли Турции в поддержании исламской уммы России. Какую роль она играет в развитии исламского образования в России, правда ли, что сейчас турецкий (тюркский) элемент в исламской образовании усиливается, в противовес арабскому влиянию, которое ощущалось особенно в 90-е годы?

- Я бы не хотел говорить о том, что есть какая-то политика по отношению к арабской и турецкой системам исламского образования.

Мы создали в России Совет по исламскому образованию. Мы унифицировали учебные программы наших исламских учебных заведений. Мы сегодня разрабатываем учебники для воспитания образованных кадров исламского просвещения и исламских религиозных деятелей.

Конечно же, для нас представляет очень большой интерес опыт такого светского государства, как Турция — их опыт подготовки кадров священнослужителей ислама, их система религиозного управления. Исходя из этих интересов, мы и подписали между министерством по делам религий Турецкой Республики и Советом муфтиев России "Протокол о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве в области религии". Область религии включает в себя и религиозное просвещение, и исламское образование.

Поэтому мы развиваем с Турецкой Республикой по линии официального министерства по делам религий подготовку Исламской энциклопедии — мы хотим, как минимум, в 5 томах издать Исламскую энциклопедию при поддержке Турецкой Республики и вакуфов по делам религии.

- На каком языке?

- На русском языке. А также мы определились с учебниками — какие учебники необходимы сегодня нашим исламским учебным заведениям. Это определение происходило по линии Совета по исламскому образованию в России. И мы, в сотрудничестве с государственными университетами Турции, вместе с министерством по делам религий Турции, также готовим учебники на русском языке.

Мы издаем те классические научные богословские труды, которые сегодня интересны российским мусульманам на русском языке.

Я уверен, что опыт Турции в отношении религиозных организаций представляет и для российского государства большой интерес. Не просто так в прошлом году Патриарх Кирилл посетил Турцию, ознакомился с жизнью верующих, исповедующих разные религии в Турции, с положением христиан в Турецкой Республике, представителей других религий. Я считаю, что такое взаимодействие конфессий, которое существует в Турецкой Республике, для нашего многонационального, многорелигиозного государства представляет очень серьезный интерес.

- Как Ваши оппоненты по этому поводу иронизируют: "Хотели бы Вы, чтобы Совет муфтиев России оказался в таком же положении, в каком Константинопольский патриархат находится в Турции?"…

- Государство российское отличается в целом от Турции. Мы должны взять то положительное, что есть в Турции, и развивать то положительное, что действует в нашей стране.

Россия, будучи светским государством, сегодня должна обязательно учитывать, что страна у нас многонациональна и многоконфессиональна. И народы, которые проживают в России, не настолько малочисленны, чтобы иметь определенный статус. По Конституции, они имеют равные права и равный статус. Конечно же, мы хотим иметь равные права, чтобы пропорционально мусульмане, иудеи, буддисты и представители других конфессий получали внимание со стороны российского государства.

Беседовали Александр Солдатов и Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


    В сюжете:

18 июля 2015, 12:16  
ВИДЕО: "Поистине народный праздник ДНР". Лидер самопровозглашенной республики Александр Захарченко поздравил своих сторонников с Ураза-байрамом
17 июля 2015, 11:13  
Глава Совета муфтиев России призвал скорее открыть исламские банки в РФ
16 июля 2015, 12:48  
Особые меры безопасности будут приняты в Москве на время мусульманского праздника Ураза-байрам
07 августа 2014, 20:17  
МНЕНИЕ: «После присоединения Крыма исламский фактор в российской политике стал играть еще большую роль» - исламский религиовед, доктор философских наук АЛИ-ВЯЧЕСЛАВ ПОЛОСИН
30 июля 2014, 18:52  
МНЕНИЕ: «Мы, россияне, показываем тем людям, которые прибывают к нам на работу, каким надо быть верующему» - первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России ДАМИР ГИЗАТУЛЛИН
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования