Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
20 января 2011, 18:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: По рецептам ушедшего времени. Что может значить заявление Дмитрия Медведева о "крупнейшей конфессии нашей страны", сделанное в национальном контексте


Десакрализация власти относится к числу явлений неизбежных, к величайшему разочарованию одних и вящей радости других. Впрочем, любой процесс начинается с "первого импульса". В какой-то момент люди, не сговариваясь между собой, начинают вслух давать оценки официальным высказываниям первых лиц государства, до этого момента принимавшимся "на веру" или "по инерции" остававшимся без внимания.

Разумеется, для высказывания таких оценок, как и для сомнений в бесспорности "высочайших" суждений, важен фактор внешних рамок. Одно дело – хрущёвская "оттепель" с двумя "передовыми", но одновременно и официозными изданиями (газетой "Известия" и журналом "Новый мир") при сохранении общего партийно-идеологического диктата и принятии его правил сомневающимися интеллектуалами. Совсем другое дело – безбрежный плюрализм горбачёвской "Перестройки". Нынешняя ситуация в России, конечно, больше напоминает вторую с поправкой на изменившиеся условия - и само состояние общества, и способы медиа-трансляций.

В общем, кто бы сомневался в правильности суждения товарища Сталина о восстании Спартака, которое "подточило устои Римской империи", или же в познаниях "великого вождя" относительно языкознания… Но вот по поводу лаконичных предложений нынешнего хозяина Кремля, касающихся стратегии национальных отношений, высказались одномоментно многие, и весьма критично. Наибольший интерес представляют оценки этнолога Сергея Арутюнова, политолога Ростислава Туровского, писателя Дмитрия Быкова. Разумеется, не транслировавшиеся на "Первом канале" российского телевидения.

Тезисы, которые озвучил президент в ходе встречи с лидерами парламентских фракций накануне Богоявления, вызывают много вопросов, и это при том, что желание власти перебороть и изжить этнический национализм – в том числе, русский - определённо прочитывается в словах президента.

Что касается этничности и языка базовые установки президента Медведева выглядят следующим образом: этнические русские – большинство в России, вследствие чего русский язык – государственный. Вместе с тем, из истории известно, что далеко не обязательно этническое большинство механически формировало многонациональные империи, также и язык межэтнических контактов – часто не язык этнического большинства.

О чём не было сказано, так это о моделях этнического сосуществования в условиях неминуемого сокращения общей численности этнических русских и в стране в целом, и в регионах, до сей поры считающихся моноэтническими русскими.

Довольно странным показался скептикам-интеллектуалам призыв президента развивать современные формы фольклора, не ограничиваясь сохранением форм творчества, доставшихся от прежних эпох. Дмитрий Быков в интервью телеканалу "REN" справедливо заметил по этому поводу, что реальные формы народного самовыражения только в ограниченном наборе ситуаций зависят от желаний власти.

Но совсем уж курьёзно - учитывая конституционную норму светского государства и повторяемое властями заклинание о многоконфессиональности населения России - выглядит упоминание президентом в одном ряду с этническим большинством и государственным языком РПЦ МП - как выразился Дмитрий Медведев, "крупнейшей конфессии нашей страны".

Попробуем разобраться, что мог в данном случае иметь в виду глава государства.

Рост влияния РПЦ МП в России независимые исследователи часто именуют клерикализацией. Между тем, до самого последнего времени реальное участие в этом процессе РПЦ МП было не столь велико и даже не всегда заметно. Оценивая его ретроспективно, можно сказать, что вряд ли патриархийная клерикализация России была бы возможна без участия госструктур.  

Таким образом, субъектом постсоветской клерикализации России выступала не столько гиперлояльная РПЦ МП, сколько именно действующая власть, нуждавшаяся в новых (хорошо забытых старых) способах символической легитимации и моральных рычагах управления населением. РПЦ МП могла до бесконечности довольствоваться заоблачным рейтингом "доверия Церкви и её предстоятелю", порождёнными невключённостью номинальных православных в реальную церковную повседневность.

Власть, напротив, всячески стремилась опереться на большинство, которое давала декларативная православность основной части населения России - этнических русских, в первую очередь. В "нулевые" произошло наложение "большинства" конфессионального, декларативно заявившего о себе ещё в 90-е, на электоральное, выведенное стараниями политтехнологов и закреплённое с помощью "административного ресурса".

Конечно, президент, будучи частью системы власти, выражает понимание дел в доступных ей категориях.

Правда, именно за последний год властный тандем создал условия для собственно церковной клерикализации, заложив предпосылки формирования массовой институциональной религиозности РПЦ МП. На радостях Патриарх Кирилл объявил о 40 миллионах воцерковленных, которых увидит поколение ныне живущих.  

Но тут изменившаяся ситуация неожиданно потребовала вновь опереться на большинство, причём уже сейчас, не дожидаясь, пока вырастут православно-образованные поколения, которые при самом благоприятном прогнозе всё равно быстро не превратятся в большинство. Электоральное большинство привязать к решению этно-культурных проблем сложно - оно мало что выражает политически и от него мало что зависит в управленческом плане. Поэтому "друзей моих прекрасные черты" видятся власти неизбежно в православности русского большинства. Никто и никогда во властных структурах, впрочем, не имел возможности пробовать "на зуб" эту "православность", однако доподлинно известно, что она "страшно далека" от церковных канонических стандартов.

А теперь подумаем, чья версия "православной культуры" – государственная или церковная – окажется ближе номинальным православным в условиях систематических апелляций светской власти к "православному" большинству?

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

24 января 2011, 15:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь оперативного реагирования. РПЦ МП решила преодолевать межнациональный конфликт
21 января 2011, 11:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Патриархия призвала футбольных фанатов и мусульман стать дружинниками. И для достижения межнационального мира патрулировать Москву
20 января 2011, 18:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: По рецептам ушедшего времени. Что может значить заявление Дмитрия Медведева о "крупнейшей конфессии нашей страны", сделанное в национальном контексте
20 января 2011, 16:15  
ДОКУМЕНТ: Рекомендации ОВЦО МП в области межэтнических отношений и миграционной политики
05 января 2011, 15:36  
Духовенство Сыктывкарской епархии РПЦ МП потребовало от властей в свете обострения этнических противоречий "защищать интересы православного большинства"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования