Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
21 декабря 2010, 16:32 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Пожалеть и выпороть. Участники межконфессионального видеомоста в РИА "Новости" выясняли, кто разжигает национальную рознь в среде российских подростков


В России любят искать виноватых, особенно после драк. А после таких, как на Манежной – тем паче. Поэтому вопрос "Кому выгодно разжигать межэтническую рознь?" легко стал темой обсуждения в ходе видеомоста Москва – Санкт-Петербург, состоявшегося в РИА "Новости" 17 декабря. На него пришли представители трех "традиционных" конфессий, правозащитного сообщества и власти, как законодательной, так и исполнительной.

Пригласили и народного артиста России Николая Бурляева, который в молодости прославился ролью в фильме Андрея Тарковского "Иваново детство", а в зрелом возрасте – в картине того же режиссера "Андрей Рублев". Сейчас артист является председателем Союза деятелей славянской культуры, президентом Славянского форума искусств "Золотой витязь" и членом Патриаршего совета по культуре РПЦ МП. Он ушел от острого вопроса, "кому выгодно": "Не было более русского человека, чем эфиоп Пушкин или шотландец Лермонтов". И выразил надежду, что все народы России являются ее патриотами, сославшись на слова одного кавказского муфтия: "Нам всем нужна могучая православная Россия".

Еще дальше от заявленной темы попытался увести разговор председатель татарской общественной организации в Санкт-Петербурге "Нур плюс" Ренат Магдиев, заметивший, что не зря "санкт-петербургская мечеть считается татарской": "Татары всегда были конструктивным буфером между Россией, Средней Азией и Кавказом и теперь готовы выступить инициаторами межнационального диалога".

Тогда питерские журналисты поставили вопрос жестче: "С кем вы, господа правозащитники, когда видите межэтнические столкновения, на чьей вы стороне?" Адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Игорь Коровин удивился такой формулировке: "Конечно же, мы на стороне закона!" Его обескуражил и общий тон пресс-релиза РИА "Новостей", где сказано: "Какие меры необходимо срочно предпринять для подавления экстремистски настроенных групп граждан?" Это похоже на продукт какой-нибудь милицейской пресс-службы, которые, кстати, не отличаются щепетильностью в выборе слов и, давая СМИ информацию о преступлениях, почти всегда зачем-то указывают национальную принадлежность подозреваемого, чья вина еще не доказана. "Подавлять - задача правоохранительных органов, - сказал Коровин, - а нам стоит задуматься о том, кто создает экстремистские настроения и не играет ли в этом существенную роль сама милиция".

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Риммер, по-видимому находясь под влиянием атмосферы Дней российско-азиатского бизнеса, проходящих в северной столице, предложил вообще не рассматривать конфликт на Манежной с этнической точки зрения: "Это процессы, скорее, экономического и общественно-политического характера. Надо ликвидировать вот эту коррумпированность власти на местах, когда за деньги приезжим можно всё. А также должна задуматься пресса с ее интересом к "жареному". Я автор закона о межнациональных отношениях и знаю, что у России есть все основания для нормального существования многонационального и многоконфессионального государства. А Русская Православная Церковь, русский народ всегда были национально- и веротерпимыми. Давайте создадим условия, чтобы эта шпана не получила голос ни на Манежной, ни на Сенной!"

Его поддержал советник комитета по внешним связям правительства Санкт-Петербурга, председатель петербургского отделения "Деловой России" Эльгиз Качаев: "Нужно заниматься экономикой, создавать новые рабочие места. А также нужно заниматься воспитанием единой нации, где каждый человек – это прежде всего гражданин Российской Федерации, подчиняющийся законам, единым для всех национальностей". У Петербурга уже есть опыт такого воспитания: "В прошлом году наш город был награжден как самый толерантный в России. Наш комитет поддержал выпуск "Этнокалендаря" для школьников. Есть много других программ. Поэтому, наверное, на Сенной площади и не было таких массовых потасовок, как на Манежной".

Наконец, дошла очередь и до религиозных лидеров. Московский ведущий видеомоста, главный редактор интернет-журнала "Russia Profile" Андрей Золотов пообещал поучиться у петербуржцев толерантности и предоставил слово председателю Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввину Зиновию Когану. Тот со свойственной ему образностью призвал увидеть солнце, спрятанное в каждом человеке: "Мы должны помочь друг другу, чтобы оно засияло, особенно зимой, когда солнца мало. Государство, религиозные организации и общество могли бы превратить возникший конфликт в огромную силу для модернизации. Годы капитализма показали нам, что у нас должны быть сильные профсоюзы. Тогда капиталисты перестанут наших русских ребят делать безработными и перестанут делать рабов из ребят, о которых говорят "понаехали". У них же нет ни медицинского полиса, никаких социальных гарантий. Мы должны бороться за них, как за самих себя. ООН объявила в феврале 2011 года Неделю толерантности религий. Надо призвать все народы России провести в феврале во всех учебных заведениях Уроки толерантности и мира между религиями".

"Очень много школьников участвовало в беспорядках, - заметил Коган. - Знаете, ничего лучшего для таких школьников, кроме ремня и поставить в угол, человечество еще не придумало". И ужаснулся тому, до чего можно дойти: "Нельзя, если есть преступник, объявлять целый народ преступниками и потом гоняться просто за непохожими на тебя или похожими на того преступника, избивать, резать. Иначе мы потеряем Россию, от нас отвернется весь мир!"

К вопросу "Кому выгодно?" охотно вернулся председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: "Члены экстремистских организаций невольно играли на руку врагам России, которым всегда было выгодно ее разделить. Хотя среди тех, кто вышел на улицы, может быть, и были люди, считавшие себя искренними патриотами, но ни одному из народов России не выгодно ее разделение на вечно враждующие национальные сообщества".

Мало того, отец Всеволод дал ответ и на другой вечный русский вопрос: "Что делать?": "Дать русскому народу и другим народам реально влиять на политическое и экономическое развитие России. Очевидно, что большинство населения страны не вполне довольно существующими социальными перекосами, действиями отдельных представителей диаспор, коррупцией, тотальным беззаконием местной власти. Это недовольство может стать реальным и основным фактором нашей российской политики. Если власть услышит народ, именно тогда она обретет почву под ногами. Если элиты обладают достаточной степенью интеллекта, они должны уметь убеждать народ в том, что предлагаемое ими действительно для народа полезно. А если не могут убедить народ в правильности рекомендаций, даваемых властью, лучше уйти. Те, кто еще в 90-е годы пытались строить национальную политику и сейчас пытаются давать советы власти, расходящиеся с чувствами и чаяниями народа, эти элиты имеют недолгое время, примерно полгода, чтобы уйти по-хорошему. Я им советую это сделать".

Председатель исполкома Российского конгресса народов Кавказа, глава Фонда "Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи "Эльбрусоид" Алий Тоторкулов увидел в волнениях на Манежной площади также и выгоду для власти: "Это хороший повод для того, чтобы запретить любое свободное волеизъявление". При этом он назвал Манежную площадь "Мятежной" и призвал начать с нее "перезагрузку" российской общественной жизни. Прежде всего, по его мнению, необходимо менять экономику, являющуюся "базисом" политической "надстройки". "Вернее, мы имеем дело не с экономикой, а с ее отсутствием".

Николай Бурляев оспорил такой марксистский подход: "Экономика – это надстройка, а базис – это духовная жизнь народа. То, что было на Манежной площади, - это плод отрицательной государственной культурной политики, плод растления нашего общества через экран и прочие виды СМИ". При этом не оставил без внимания и экономическую составляющую проблемы: "Вышли туда дети тех отцов, которые выброшены были из активной жизни за черту бедности в 90-е годы, и сейчас эти дети подали сигнал государству".

Игорь Риммер обосновал марксистский тезис об экономике как базисе словами современников Христа: "Все определяется ценой на оливковое масло". Но тут же переключился на петербургского муфтия, назвав его "золотым человеком" за то, что он обещал призвать "не проводить в центре города внутриквартальные жертвоприношения". "Опыт Европы должен нас научить, что получается, когда появляется огромное количество мигрантов, которые не живут по нашим законам и в наш монастырь приходят со своим уставом", - сказал Риммер.

Алий Тоторкулов попытался осмыслить, где чей монастырь: "Безусловно, общечеловеческие ценности никто не отменял. Но вот в Берлине живет около миллиона русских. Я вам гарантирую, что они живут не по немецким законам. Всё можно, если моя свобода не мешает свободе другого. Пусть каждый везде танцует такие танцы, какие захочет".

Таким образом, Тоторкулов заочно оспорил призыв Юнус-бека Евкурова к парням с Кавказа не танцевать лезгинку на улицах Москвы. Президент Ингушетии обратился к ним в программе "Неделя с Марианной Максимовской" на РЕН-ТВ, заметив при этом, что русские почему-то не пляшут гопака и камаринскую в Назрани или Магасе. "Мы достаточно интегрированы в российское общество, - отметил Тоторкулов. - На Северном Кавказе дети сначала узнают русские сказки – про того же Колобка. Но 99 процентов русских детей не знают кавказские сказки. Не мешало бы и русским знать кавказскую культуру".

Карачаево-балкарский лидер признался: "Мы, кавказцы, – очень простой и наивный народ. Нас можно упрекнуть в чем угодно, кроме трусости. Когда молодые ребята приезжают в Москву и слышат, как их называют разными нелестными словами, относятся к ним как к людям второго сорта, они вынуждены как-то отвечать на неприятие их русским населением. Было время, когда в Москве кавказцев уважали. Кавказец не может нахамить, если видит человека, который его уважает. Но когда на кавказца смотрят с ненавистью, он оставляет за собой моральное право ответить. Неправильно вешать всех собак на кавказцев. Это стереотип, созданный СМИ. Я давно живу в Москве и видел хулиганов любой национальности. Просто кавказцы, может быть, излишне эпатажны, больше попадаются на глаза. Согласен, что они не всегда ведут себя адекватно. Но с этим должны бороться правоохранительные органы".

Покидая видеомост, петербуржцы внесли краткие предложения по выходу из тупика. Игорь Коровин вспомнил "Кодекс строителя коммунизма", лучше которого государство "до сих пор ничего не придумало": "Все говорят о какой-то русской идее, которую никто пока не сформулировал, о великой России. А как в ней взаимодействовать? Может быть, есть смысл представителям конфессий и общественности принять какие-то общие нормы и правила, пусть на базе десяти заповедей, но это должно государством пропагандироваться. Например, главная ценность – это человек. А поступать должно так, как хочешь, чтобы другие с тобой поступали".

Протоиерей Всеволод Чаплин поддержал Коровина в том, что "нужны правила": "У нас ни в законе, ни на уровне общественного консенсуса не зафиксировано, что можно делать, что нельзя во взаимоотношениях между людьми. Заявления представителей одной национальности в адрес другой должны очень тщательно продумываться. Это касается всех, и большинства – в первую очередь. Когда мы слышим с телеэкранов не жесткие даже, а оскорбительные заявления в адрес представителей Кавказа, это катастрофа. И на радикальных сайтах есть такие же отзывы в адрес представителей русского народа – это невозможная, опаснейшая вещь. Хамство на улицах, на дорогах свойственно абсолютно всем: и русским, и кавказцам, и другим национальностям. И нужно договориться всем, чтобы это хамство было исключено. Очень часто обычное бытовое хамство переходит в межнациональные конфликты".

Протоиерей коснулся также и темы нелегальной миграции: "Этого не может позволить себе ни одна нормальная страна. В то же время по отношению к тем людям, которые сюда приезжают, должна проводиться политика активного содействия во вживании этих людей в наше общество через преподавание русского языка, через обучение русской культуре, традициям и религии. В первую очередь речь идет о православии и традиционных именно для России формах ислама".

Ему вторил Николай Бурляев: "У нас ужасная миграционная политика. Мы не учитываем отрицательный опыт Франции, где мигранты, не желающие жить по законам этой страны, устраивают погромы. В Германии, в Австрии по улице идешь, как по арабскому государству. Я не за то, чтобы всех выгнать. Естественно, мы будем жить в едином поле. Но нужно быть очень бдительными к миграционной политике. Детям нашим расхлебывать то, что мы наворотим сейчас".

И заступился за русский народ: "Дети вышли на Мятежную площадь, ибо мы допустили такое отношение к державоообразующему русскому народу, когда, чуть что, тут же по носу: а, ты русский, ты свинья, ты шовинист, ты националист, ты фашист! Да не приживется фашизм у нас никогда в жизни! Мы заплатили такую цену. Государство не примет этого. Есть отморозки, да. Но почему они стали появляться, баркашовцы и прочие? Они видели неуважение к русскому народу, еще с Советского Союза, где была общность - "советский народ", а русские были на последнем месте, дальше мы стали россиянами – и опять русские где-то в загоне. Это очень серьезный момент! И государство должно обратить на это внимание – быть уважительнее к русскому народу. А с нашими отморозками мы справимся".

Представитель Совета Федерации Асламбек Аслаханов был солидарен с Бурляевым в том, что нельзя обвинять детей в фашизме. К ним надо отнестись как к своим родным детям: "Мы, старшее поколение, пожинаем горькие плоды совершенного нами предательства. Мы безмерно виноваты перед нашими детьми. На нашем предательстве паразитируют отдельные силы, которые имеют и деньги, и, возможно, власть, которые направляют нашу молодежь в нужное им русло. Ребенок рождается чистый, как детская слеза. Родители воспитывают своих детей с огромной любовью к ним, хотят им сделать хорошую карьеру, чтобы они в жизни заняли свое место. Понимаете, произошел разрыв, где уже государство должно было заботиться о них, образовался вакуум. Мы лишили наших детей возможности формироваться здоровым, крепким человеком, в хорошем интернациональном коллективе. Спорт, физическая культура абсолютно интернациональны. Мы лишили их спорта, мы загнали их в подвалы, посадили на иголки, на токсикоманию, на раннюю проституцию. И это преданное поколение не знает, куда деваться. Они нигде не нужны. У нас строится огромное количество спортивных залов, но большинство их – платные. А платить – нечем".

"Ликвидировали министерство по делам национальностей, - сокрушался Аслаханов. – Оно существует во всех странах, где есть две-три национальности. У нас же народов и народностей – свыше 160! В советское время мы гордились тем, что мы многонациональная страна. Постоянно были концерты. Включаешь радио, а там таджикские, туркменские, казахские, киргизские, чеченские песни были. Вы сейчас слышите их? Раньше в фильмах были представители различных национальностей, а сейчас – одна-две. Посмотрите, в Америке в фильмах обязательно должен быть чернокожий на первой или второй роли. И всегда есть и латиноамериканцы, и китайцы, и японцы. У нас же только на подлые, грязные, бандитские роли могут взять кавказца сниматься в кино. Нет ни одного фильма о представителях Северного Кавказа, ни художественного, ни документального".

Аслаханов предложил конкретные "профилактические меры": "Надо рассказывать в школах обо всех народах Российской Федерации. Надо, чтобы русские и кавказские ребята, которые здесь живут и работают, начали познавать друг друга, говорить друг с другом. На любые темы. Они тогда поймут, что они не враги. Я бы человек 50 с собой в Чечню повез – и поверьте мне, они бы вернулись оттуда через неделю, сказали: "Ё-моё, как мы глубоко ошибались!" А то, что мы заумные речи будем говорить, это ничего не даст".

Аслаханов также попытался развеять образ "богатого и наглого" кавказца: "Это единицы на брабусах ездят. А в основном на Северном Кавказе очень бедно живут, особенно в горных районах, особенно в Дагестане, где 39 титульных национальностей, беднота очень большая, и она традиционная. Мы не знаем друг друга, и многие думают, что любой приехавший с Кавказа – это преступник. А они же приехали искать здесь работы, потому что там у них ее нет".

"Асламбек Ахметович говорил о фильмах, - откликнулся Алий Тоторкулов. - А мы в Российской конгрессе народов Кавказа давно говорим о том, что надо снять фильм, где, например, скинхеды и кавказские экстремисты попадают в экстремальную ситуацию и ради спасения своей жизни должны защищать друг друга перед лицом стихийного бедствием или какого-нибудь чудовища. При этом бы они ругали и обвиняли, упрекали друг друга, но в конечном счете поняли бы, что всё это чушь собачья, что можно понимать друг друга и дружить. Нам нужна, по примеру Казахстана, Ассамблея народов России или Министерство национальностей и религий – орган, который будет обращать пристальное внимание на проблемы межнациональных отношений".

Кандидат политических наук, руководитель рабочей группы экспертного совета Общественной палаты РФ по Кавказу Руслан Курбанов предостерег от заявлений о державообразующей роли русского народа и православной веры: "Православной державой являлась Российская империя. А сегодняшняя Российская Федерация – это светское демократическое многонациональное и многоконфессиональное государство. За попытки построить на части Российской Федерации исламское государство на Кавказе ребят раскатывают танками и БТРами".

Алий Тоторкулов отозвался и на это выступление: "Русский народ, безусловно, государствообразующий, и это нас нисколько не оскорбляет. Мусульманам России было бы гораздо лучше, если бы русский народ придерживался истинного, а не этнического православия".

Асламбек Аслаханов оказался одним из авторов закона о свободе совести, который приняли еще в 1997 году, и не слышал, чтобы православие объявлялось государствоорганизующей религией: "Четыре религии были признаны равноправными, это христианство, ислам, иудаизм и буддизм. И каждая из этих религий проповедует мир, благополучие, уважение к старшим, оказание помощи бедным и так далее".

А Николай Бурляев рассказал о том, как христианские ценности возвышают душу человека: "В нашем кинофоруме "Золотой витязь" участвуют буквально все национальности, какие есть, 60 государств. Хотя это форум славянский, но славяне всегда были открыты всем народам. Последний раз наш форум был в Липецке, и я попросил Липецкого губернатора прислать мне справку, какой эффект от нашего форума, когда мы приходим на 10 дней и показываем 200 фильмов. И я читаю справку из УВД Липецкой области, такая же у меня есть из Рязанской и Тамбовской. Они регистрируют, что в дни проведения кинофорума "Золотой витязь" происходит резкое понижение преступности, наркомании, самоубийств, угонов машин, меньше звонят по 02. Город живет духовной жизнью".

Протоиерей Всеволод Чаплин подытожил: "Самое главное, Россия – это православная страна, но в то же время это многорелигиозная страна. Именно такой ответ на этот вопрос дал православный публицист Сергей Волобоев. Это не парадокс. Я считаю, что основная культура России, облик России – и об этом вам скажет любой западный и восточный человек – сформированы православием. Но это страна, в которой есть мощные, многомиллионные общины, которые являются неотъемлемой частью нашего исторического и культурного ландшафта, нашего настоящего и нашего будущего".

Уже собирая портфель, Зиновий Коган добавил: "Это Господне благословение, что мы разные и что нас много. Знаете, когда много цветов, хочется каждый понюхать. Вот это и есть богатство.

В школах 23 регионов сейчас осуществляется программа "Основы религиозных культур". В целом это правильный шаг. И Бог даст, через 10 лет Россия будет намного культурней и лучше.

Да, Россию от Курил до Калининграда объединяет православная Пасха. Однако ведь и Николай Бурляев признался, в каждом русском есть чуть-чуть кавказец, чуть-чуть татарин, а может быть, и чуть-чуть еврей. Один мой друг русский в шутку говорит: мы все евреи, только одни признались в этом, другие – нет. Знаете, мы все россияне, соотечественники. Давайте слово "мигрант" с сегодняшнего дня забудем. Давайте будем говорить "парень с Кавказа", "парень из Москвы". Какие мы мигранты? Мы все в одной лодке. Мы все просто граждане, без всяких прописок и сосисок".

Феликс Шведовский,
для "Портала-Credo.Ru"

Фото "Благовест-инфо" 


    В сюжете:

24 января 2011, 15:15  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь оперативного реагирования. РПЦ МП решила преодолевать межнациональный конфликт
21 января 2011, 11:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Патриархия призвала футбольных фанатов и мусульман стать дружинниками. И для достижения межнационального мира патрулировать Москву
20 января 2011, 18:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: По рецептам ушедшего времени. Что может значить заявление Дмитрия Медведева о "крупнейшей конфессии нашей страны", сделанное в национальном контексте
20 января 2011, 16:15  
ДОКУМЕНТ: Рекомендации ОВЦО МП в области межэтнических отношений и миграционной политики
05 января 2011, 15:36  
Духовенство Сыктывкарской епархии РПЦ МП потребовало от властей в свете обострения этнических противоречий "защищать интересы православного большинства"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования