Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 декабря 2010, 17:47 Распечатать

РЕПОРТАЖ: ОРКСЭ: старые вызовы и новые подходы. Итоги первого года преподавании религии и светской этики в школах России подвели участники круглого стола в Общественной палате


Слушания, посвященные обобщению итогов первого года апробации курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), прошли 1 декабря в Общественной палате (ОП) РФ. Речь на них шла не об эксперименте, как принято обычно называть первый этап внедрения ОРКСЭ, а исключительно об апробации, на что, ссылаясь на правоустанавливающие документы, обратил внимание собравшихся советник Российской академии повышения квалификации работников образования Андрей Себенцов.

В выступлении ведущего круглого стола, известного тележурналиста и профессионального историка, члена ОП Николая Сванизде нововведение тоже называлось апробацией. Остальные участники встречи, касаясь статуса курса, употребляли термины "апробация" и "эксперимент" в одном ряду, как и принято в российском общественном дискурсе. Ведь официальных разъяснений власти на сей счёт никогда не делали. А значит, речь идёт о шлифовке деталей и наработке опыта перед тем, как повсеместно дать начинанию зелёный свет.

Если не считать презентации результатов опроса родителей, две трети времени из почти трехчасового обсуждения едва ли не каждый из заявленных в длинном списке его участников произносил собственный монолог. Пожалуй, одна лишь Алла Гербер – инициатор слушаний, объявившая о множестве поступающих в её адрес жалоб родителей "с мест", - инициировала диалог, задавая свой вопрос выступающим: "Кто это придумал давать такие сложные для понимания вещи в 4-м классе?" Более или менее внятный ответ на этот вопрос дал лишь лидер ФЕОР Александр Борода: "Как нам говорили, выбирали с учётом менее конфликтного возраста". Епископ-пятидесятник Константин Бендас, сославшись на авторитетное мнение детских психологов, напомнил, напротив, о высокой степени конфликтности столь "нежного" возраста, ведь именно на этом этапе у человека формируются представления о групповой идентичности.

На удивление невыразительным и совсем не информативным вышел монолог одного из главных православных ньюсмейкером страны протодиакона Андрея Кураева, написавшего учебник "Основы православной культуры" (ОПК). Как сказал по окончании мероприятия о нём кто-то из журналистов своему коллеге, "в памяти не осталось ничего".  

При этом собравшиеся говорили, в основном, либо о том, какой предмет было бы лучше изучать школьникам, либо констатировали: "Самые страшные опасения по поводу последствий нововведения, к счастью, не оправдались". Некоторые объединяли обе темы. Так, иерархи-"общественнопалатники" Феофан (Ашурков) и Лонгин (Корчагин) в очередной раз повторили общую установку, тиражируемую РПЦ МП, что все опасения такого рода изначально были надуманы.

Вспомнили ещё, что разделение школьных классов на подгруппы тоже прошло "безболезненно". Хотя что 53 % респондентов из числа родителей заявили: в классах, где учатся их дети, изучается лишь единственный модуль.

Несмотря на утверждённый формат курса, каждый из выступавших демонстрировал свои представления о желаемом предмете так называемого "духовно-нравственного цикла". Для светского правозащитника Александра Брода или исследователя религии Юрия Табака - это история религий, для архиепископа РПЦ МП Феофана (Ашуркова), разумеется, ОПК. После изложения итогов социологического исследования, который свидетельствует о далеком от принципов добровольности "выборе" модулей для половины опрошенных родителей, ставропольский архиерей откровенно заявил, что ему совместно с региональными властями удалось "выправить статистику" предпочтений в сторону большей объективности, то есть в пользу ОПК.

Правда, другой представитель спектра "традиционных конфессий", автор учебника по "Основам иудейской культуры" Александр Глоцер, указал на невозможность осуществления реального выбора. В результате присутствие в предлагаемом перечне одного из четырёх вероисповедных модулей становится бессмысленным. И всё оттого, что преподавание по модульному принципу не подкреплено бюджетным финансированием.  

Выступления на круглом столе с позиций, "какой предмет лучше", с одной стороны, лишний раз подтвердили разумность установки на компромиссность курса, способного учитывать разные общественные интересы и запросы. С другой стороны, эти же выступления, помимо и сверх данных социологии, высветили нерешённость многих реальных проблем, начиная от свободы выбора модулей и заканчивая связью религиозных курсов со стандартами светских предметов.

Руководитель отдела защиты религиозной свободы в аппарате федерального уполномоченного по правам человека профессор Михаил Одинцов заострил внимание на том, что в силу эксклюзивности религиозных истин знания о религии, подаваемые в строгом соответствии с вероисповедной доктриной, далеко не всегда и отнюдь не во всём будут стыковаться с общим светским вектором жизни. Тему приведения разных мировоззрений к "общему знаменателю" развила профессор-религиовед  Санкт-Петербургского университета Марианна Шахнович, объявив о необходимости уже сейчас осваивать межкультурные коммуникации, о методиках которых ничего не знают в России. Процедурам межкультурных коммуникаций, позволяющим многим странам избегать сложных конфликтов, обучают сегодня только в одном вузе России - Петербургском педуниверситете.

Религиовед Михаил Жеребятьев напомнил, что в некоторых епархиях РПЦ МП (Курганской, Екатеринодарской, Белгородской) активно обсуждаются перспективы участия епархиальных подразделений и духовенства в персональном отборе учителей ОПК, что противоречит как светскому характеру образования, так и концепции изучения ОРКСЭ через знакомство школьников с религией в культурологической упаковке.

Если предложений по совершенствованию преподавания, исходящих из светского лагеря, довольно много, то предложения РПЦ МП, насколько можно судить по высказываниям и репликам, сводятся к желанию спустить весь курс в 4-й класс, с мотивировкой "с одним учителем детям легче".

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

26 июля 2016, 12:10  
Российская академия образования предложила изучать православную культуру в школах 11 лет подряд, программа уже проходит экспертизу
17 июля 2015, 16:12  
МОНИТОРИНГ СМИ: За подрыв скреп. В Саратовской области уволена завуч школы №3 Татьяна Коцерова, заявлявшая о проблемах с преподаванием ОПК
06 июля 2015, 14:01  
Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов не исключил расширения курса "Основ религии и этики" за счет других предметов
19 июня 2015, 12:48  
МОНИТОРИНГ СМИ: Тюменцы выступят против молитв в школе и господдержки религии. Жители города выйдут на митинг против чрезмерного влияния религии на светскую жизнь
28 мая 2015, 13:20  
МОНИТОРИНГ СМИ: Учебник девственности и многодетности. Российских школьников научат ценить семью, а их учителей проверят на полиграфе, в результате чего "лучшие и независимые учителя просто уйдут из школы"
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
29 июля 2016, 23:01  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кураев назвал РПЦ [МП] тоталитарной структурой для терпил. В таком преображении церкви он винит политику патриарха Кирилла
29 июля 2016, 22:52  
Тульский суд признал "экстремистской" местную общину во имя иконы Божией Матери “Державная”
29 июля 2016, 22:40  
По факту убийства женщины на территории монастыря РПЦ МП в Орловской области возбуждено уголовное дело
Материал содержит иллюстрации29 июля 2016, 16:51  
МОНИТОРИНГ СМИ: ИПЦ в России: Кто есть кто, и как разобраться в буквах А-Б-В-Г-Д
29 июля 2016, 00:15  
Екатеринбург: приставы закрыли скандально известный «Дом старчества» бывшего священника РПЦ МП Алексея Новожилова


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования