Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
02 декабря 2010, 16:47 Распечатать

Результаты опроса родителей, чьи дети изучали ОРКСЭ, свидетельствуют о "добровольно-принудительном" характере выбора модулей


В ходе слушаний в Общественной палате РФ 1 декабря по итогам первого года изучения ОРКСЭ в пилотных регионах были обнародованы результаты социологического опроса родителей, чьи дети знакомились с новым предметом, сообщает корреспондент "Портала-Сredo.Ru".

В телефонном опросе участвовали 700 родителей нынешних пятиклассников, проживающих в региональных центрах 19 территорий, участвующих в апробации курса ОРКСЭ. Исследование проведено Агентством социальных технологий "Политех" по заказу Общественной палаты РФ в рамках подготовки к слушаниям в октябре 2010 г.

Дети 49 % опрошенных изучали ОСЭ, 27.5% – ОПК, 18.5% – ОМРК, 3.9% - ОИК и 0.6% – ОБК, что в целом близко к общероссийским показателям. В случайной выборке оказалась совершенно не представлена группа родителей, чьи дети изучают "основы иудейской культуры".

В выпущенной к слушаниям брошюре некоторые результаты исследования приводятся параллельно с итогами другого, сделанного социологическим центром РАГС (СЦ РАГС).

Итак, каждый пятый участник опроса Общественной палаты (21 %) заявил, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль курса. В опросе СЦ РАГС таковых оказалось менее 4 %.

Наибольшую свободу в выборе модуля отмечали родители, выбравшие ОБК (94 %), наименьшую - ОИК (69 %). При этом все участники исследования, чьи дети изучали ОИК, проживают в Карачаево-Черкесии и Чечне. Вместе с тем, сделавший сообщение на слушаниях Ставропольский епископ РПЦ МП Феофан (Ашурков) высказывался об апробации и на Ставрополье, и - шире - в трех северокавказских субъектах Федерации, на территории которых действуют подведомственные ему структуры (Ставропольский край, Карачаево-Черкесия и Чечня) исключительно в положительной тональности и предложил провести следующее обсуждение на Ставрополье.

В брошюре "Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса Основы религиозных культур и светской этики. Материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса" цитируются высказывания респондентов о коллективном, "добровольно-принудительном" голосовании в пользу изучения модуля, об определяющей роли образовательных ведомств и школ при выборе курса. Так, 53 % опрошенных заявили, что в тех классах, где учатся их дети, изучается всего лишь один модуль. Учитывая это обстоятельство, принимавшие участие в слушаниях представители иудейских религиозных организаций объяснили непредставленность в выборке соответствующей дисциплины. Они также поведали о вполне реальных ситуациях на местах: не от антисемитизма, антииудейства, не от чьей-то злой воли, а просто от отсутствия финансирования учителей (модулей много, но фонд оплаты труда рассчитан на одного преподавателя).

Наибольший процент заявивших себя неверующими (к сожалению, общие проценты верующих и неверующих, как и вероисповедная статистика, в брошюре не представлена) дала группа родителей, выбравших ОСЭ, т.е. численно самый большой массив из числа опрашиваемых (напомним, 49%). Таким образом, дети 52 % неверующих родителей изучали ОСЭ. По 24 % из неверующих семей знакомились с ОПК и с ОМРК. Неверующих совсем не оказалось среди семей, дети из которых знакомятся с исламом в культурологической упаковке, и ничтожно мало - с буддизмом.

Соответственно, 50 % детей, чьи родители назвались православными, обучались по программе ОСЭ, и только 32 % - ОПК. Плюс 17 % из группы "православных" изучали ОРМК. Вместе с ними 2 % ОПК изучали 2 % детей из мусульманских семей при нулевом показателе православных, знакомящихся с исламом.

Мусульманские семьи дали 77 % изучающих ОИК, 12 % ОМРК и 9 – СЭ.

Похожие с мусульманами результаты продемонстрировали семьи с буддистской вероисповедной ориентацией: 60 % - ОБК, 21 – ОСЭ и 19 – ОМРК.

Итоги опроса не подтверждают тезис сторонников первостепенного знакомства со "своим", - "чтобы лучше узнать другого, надо сначала глубже знать религиозное наследие собственного народа". Такой подход активно артикулируется сегодня РПЦ МП. Оказалось, что в представлении родителей изучение ОПК требует неких базовых обобщающих религиоведческих, если не знаний, то хотя бы представлений, на которые можно уже впоследствии нанизывать конкретные сведения, относящиеся к православию, но не наоборот.

"В качестве приоритета большинство родителей видят духовно-нравственное воспитание ребёнка, получение знаний о крайне важной сфере культуры и отчасти – приобщение ребёнка к культуре и традициям своей семьи, своего народа" (с.26).

По мнению опрошенных, их дети стали лучше понимать представителей других религий среди изучавших ОИК - 71 %, ОМРК - 54 %, ОБК – 50 % ОПК - 46 % и ОСЭ - 29 %.


    В сюжете:

17 марта 2017, 16:48  
Ректор Белгородского госуниверситета предложил преподавать в общеобразовательных школах церковнославянский язык
17 марта 2017, 13:09  
В вузах Свердловской области ввели курс по "основам духовной безопасности", разработанный РПЦ МП
16 марта 2017, 12:03  
Глава одного из комитетов Госдумы Гаврилов - за госзаказ на "социальную работу" РПЦ МП и усиление курсов по изучению православия в школах
22 февраля 2017, 15:19  
В Московской патриархии озабочены отсутствием в РФ научных степеней по богословию
21 февраля 2017, 12:37  
В Духовном управлении мусульман РФ предложили ввести религиозные курсы в пятых классах школ
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования