Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
16 ноября 2010, 16:15 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Далай-лама на мониторе ноутбука... Зрители фильма "Что от нас осталось?" обсудили эффективность ненасилия в борьбе за свободу Тибета


Далай-лама открыл 10 ноября четырехдневный V Молодежный фестиваль кино против ненависти "Иди и смотри!" Место его проведения - Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова в Москве. Россия закрыла для Далай-ламы свои границы, не желая обидеть Китай, который обвиняет его в поддержке тибетского сепаратизма. Каким же образом духовный и политический лидер Тибета в изгнании сумел проникнуть на мероприятие?

Ответ так же прост, как и идея первого фильма фестиваля – "Что от нас осталось?" Документальную ленту, снятую в 2004 году французскими режиссерами Хьюго Лэтьюлип и Франсуа Прево, можно было бы назвать и по-другому – "Что нам осталось". Ведь фильм – о том, что тибетцам, еще не эмигрировавшим в Индию, ничего не осталось, кроме как созерцать Далай-ламу на мониторе ноутбука, тайно провезенного в оккупированный китайцами Тибет.

Москвичам повезло больше – они увидели Далай-ламу на большом экране. Но им предстоит еще многому научиться у народа, который, несмотря на все притеснения, не озлобился и по-прежнему следует буддийскому учению о ненасилии. Эти люди вовсе не выглядят теми гордыми сопротивленцами, какими их изображает китайская пропаганда. Они много плачут, они склоняются до земли в поклоне перед ноутбуком и бесконечно доверяют своему гуру. Он призывает их никогда не брать в руки оружие и молитвами о благе всех живых существ достучаться до сердец китайского народа, несмотря на коммунистическую идеологию, все-таки исповедующего тот же буддизм.

Главная героиня фильма, тибетская девушка, родившаяся в изгнании, обошла со своим ноутбуком десятки тибетских семей. Кинокамера бесстрастно фиксирует их реакцию. Собственно, в этом и заключается весь сюжет. Всё взаправду. Нет актеров. Нет ни агитации, ни пламенных речей представителей тибетского правительства в изгнании. Только изредка героиня позволяет себе сказать что-нибудь вроде этого: "Я знала об истории и борьбе 200 тысяч тибетских беженцев, но сопротивление 6 миллионов тибетцев, живущих в Тибете, сопротивление, которое помогает им выживать в условиях насилия – которое принимает форму то мелких повседневных столкновений, то чудовищных злодеяний – оставалось для меня тайной. И вот у меня родилась идея – привезти в Тибет послание Далай-ламы, положить конец его 50-летнему отсутствию и своими глазами увидеть – что от нас осталось…"

"Осталось" - и в том смысле, что тибетцы в Тибете все больше воспринимаются как экзотика, ибо их становится меньше, чем китайцев, каждый день сотнями заселяющими эту страну, уже переименованную в Провинцию Окраинная Земля. "Осталось" еще и потому, что тибетская молодежь начинает потихоньку забывать свои корни, не знает, как давно их государство утратило независимость и, хоть и почитает Далай-ламу, старается меньше думать, а больше пить, курить и веселиться в появляющихся, как грибы, торгово-развлекательных центрах – этой универсальной резинке, что стирает любую национально-религиозную идентичность.

Далай-лама в фильме часто упоминает имя Махатмы Ганди. Главная героиня горько комментирует: методы ненасильственного сопротивления ни к чему не привели – Тибет потихоньку исчезает с карты мира. И вопрошает: быть может, ООН нашло еще один метод ненасильственной борьбы – просто скрупулезно архивировать нарушения прав человека и пассивно созерцать их?

Документальная лента не дает ответа. Чтобы поискать его, организаторы кинофестиваля, Юлия Башинова и Вениамин Дмитрошкин из международного Молодежного правозащитного движения и Общества друзей Тибета, пригласили Юлию Жиронкину, редактора сайта Тибетского центра культуры и информации, и меня, как представителя буддийского ордена "Ниппондзан Мёходзи", который известен во всем мире антивоенными акциями и последовательной проповедью гандийских принципов ненасилия.

Я не стал вдаваться в дебри истории, когда фашизм, согласно некоторым источникам, прибегал к магии тибетских лам. На этом фоне показ фильма о Тибете смотрится парадоксально в рамках международной Недели просветительских действий "Хрустальная ночь – НИКОГДА СНОВА!" с 9 по 16 ноября, в память о первой резне, организованной фашистами в немецких городах 9 ноября 1938 года. Хотя кармические причины нынешнего бедственного положения тибетцев можно поискать и тут, но для создания благоприятной кармы необходимо смотреть в будущее. Поэтому я говорил о том, что путь ненасильственной борьбы – это, прежде всего, путь самосовершенствования, а значит он так же труден и, по сути, бесконечен. И важно быть готовым к неудачам и по завету Христа подставлять вторую щеку отдавать вторую рубашку и даже быть готовым пойти на распятие. Вместе с тем, история знает примеры, когда ненасилие побеждало не только на небе, но и на земле. Так, Ганди добился независимости Индии, опираясь на принципы ахимсы – непричинения вреда. На этих же принципах были построены империи индийского царя Ашоки и центральноазиатского царя Канишки. Если помнить эту древнюю историю, у последователей ахимсы появляется оптимизм. Не менее важно россиянам не забывать и свои собственные корни – учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием, легшее в основу гандийских методов. То, что российские власти послушались РПЦ МП, которая наложила негласный запрет на государственные мероприятия, связанные со 100-летием смерти Толстого в этом году, - большая ошибка.

Ю. Жиронкиной пришлось отвечать на вопрос Ю. Башиновой, почему мировое сообщество было равнодушным к призывам Далай-ламы о помощи первые девять лет оккупации, когда он был еще в Тибете и мог остаться реальным политическим лидером, и стало оказывать ему поддержку только тогда, когда он стал изгнанником. Ответ для нее очевиден: "Именно после того, как Его Святейшество покинул Тибет, он стал активно пропагандировать  идеи ненасилия, которые и нашли такой удивительный отклик в сердцах самых разных людей". В кулуарах осталось высказанное в частной беседе возражение зрительницы Ольги Ивановны, иронично заметившей, что, в отличие от лидера Тибета, Ганди никогда не проповедовал ненасилие на безопасном расстоянии и не разъезжал на "Мерседесах", а в одной набедренной повязке исходил пешком всю Индию, много раз сидел в английской тюрьме и был настолько не защищен, что в конечном итоге был застрелен в упор.

На Далай-ламу можно смотреть по-разному. Это подтвердили слова Ю. Жиронкиной: "В этом фильме отчетливо звучат два противоположных голоса. Китайское правительство утверждает, что тибетцы приняли новый режим и фактически забыли Далай-ламу. И второй голос – правительства Далай-ламы, базирующегося в Индии, в Гималаях, в Дхарамсале, этот голос говорит, что тибетцы недовольны правящим режимом, у них нет свободы вероисповедания, а монахи вынуждены подписывать документы об отказе от своего коренного гуру. В тибетской форме буддизма это самый сложный шаг, на который можно пытаться подтолкнуть монаха. Этот фильм ценен тем, что состоит только из рассказов простых людей, говорящих о том, насколько им необходим Далай-лама. Они, равно как и люди, снимавшие фильм, в тот момент, безусловно, рисковали жизнью или, по крайней мере, свободой, своей и своих близких. Есть второй фильм на ту же тему, сделанный Дондупом Ванченом – "Оставляя позади страх", также включающий интервью с тибетцами накануне Олимпиады-2008 в Китае. Сразу после его выхода произошло восстание тибетцев, о котором рассказали все крупнейшие мировые телеканалы, даже российские, что бывает очень редко. Далай-ламу трудно увидеть по российскому телевидению, хотя у нас есть три буддийских республики – Калмыкия, Бурятия и Тува – где его также считают своим гуру и испытывают точно такие же чувства, что и тибетцы, которых мы сегодня увидели на экране. У них тоже нет возможности увидеть Далай-ламу. Хотя они теоретически могут приехать к нему в Дхарамсалу, но в буддийских регионах России люди живут бедно. В конце ноября Далай-лама дает в Дхарамсале специальное учение для российских буддистов, но очутиться там смогут очень и очень немногие".

Что же ждет Тибет в будущем? "Может быть, при жизни Его Святейшества эту проблему решить и не удастся, - считает Ю. Жиронкина. – Может быть, понадобится еще несколько жизней, но те семена, которые он сажает своими призывами к ненасилию, обязательно дадут всходы. И мы можем надеяться на лучшее благодаря тому, что целый народ слушает его сегодня".

Участники дискуссии пытались определить, зачем вообще нужны ненасильственные методы и не являются ли они лишь формой приятия безысходности ввиду намного превосходящих сил китайского государства. Я напомнил о том, что государство состоит из людей, а сама сущность ахимсы в том, чтобы не причинять вреда ни одному живому существу. Это не голый запрет, он исходит из ясного понимания того, что, несмотря на все отличия, люди одинаково обладают "природой будды", или "искрой Божией", или тем, что Лев Толстой называл "разумным сознанием". И когда мы не отвечаем ударом на удар, мы не просто пассивно терпим, но активно верим в то, что, благодаря нашему непротивлению, в человеке пробудится его истинная природа и он, в конце концов, ужаснется делам своим.

Ю. Жиронкина рассказала о том, что недавно открылся русскоязычный сайт Далай-ламы www.dalailama.ru, зайдя на который, можно удостовериться, насколько насыщен его график и активно его ненасилие. Далай-лама в последнее время много говорит о том, чтобы тибетцы ориентировались не только на его личность и принимали решения демократическим путем: "У тибетского правительства в изгнании есть премьер-министр, который определяет политику в отношениях с Китаем. Поэтому Далай-лама сейчас наполовину в отставке и занимается в большей степени вопросами духовного характера".

На вопрос одного из зрителей, не ослабеет ли движение за свободу Тибета с уходом из жизни Его Святейшества, Ю. Жиронкина сказала, что сейчас подрастает молодое поколение тибетских лидеров, выросших в тибетском сообществе в изгнании: "Один из них – Его Святейшество Кармапа, который родился на территории Тибета. Его побег из Тибета был сопряжен с невероятными трудностями. Китайское правительство установило за ним тотальную слежку, но он сделал вид, что ушел в затворничество, и таким образом сумел уйти из Тибета. Разумеется, все, кто ему помогал, пострадали, но это был их подвиг. Главное – чтобы за пределами Тибета, в свободных странах был молодой лидер, на кого можно было бы опереться в дальнейшем. Сегодня в Индии восстановлены все крупнейшие монастыри и университеты Тибета, где было разрушено свыше 6 тысяч - около 99% - монастырей. В Индии обучается порядка 10 тысяч монахов. Это настоящая армия ненасилия, и после ухода Далай-ламы она понесет его идеи дальше в мир. А он сам обещает, что, если на момент его нового воплощения тибетский вопрос не будет разрешен, в следующей жизни он переродится за пределами Китая, в свободной стране. Это важное заявление, поскольку китайское правительство утверждает, что само будет определять, кто станет следующим перерождением Далай-ламы. Но смысл нового перерождения в том, чтобы продолжить работу, начатую Далай-ламой в предыдущем воплощении. А работа эта и есть борьба за свободу Тибета".

Так что в любом случае тибетцы не останутся без своего лидера.

Феликс Шведовский,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

27 мая 2011, 11:17  
Далай-лама отказался быть "номинальным" главой тибетского правительства в изгнании
07 апреля 2011, 14:00  
МНЕНИЕ: "Политическая отставка Далай-ламы – это не предательство, а стремление отделить религию от политики" - главный редактор журнала "Буддизм в России", председатель Российского отделения "Фонда Далай-ламы" АНДРЕЙ ТЕРЕНТЬЕВ
21 марта 2011, 15:20  
Тибетский парламент просит Далай-ламу остаться на посту политического лидера
14 марта 2011, 12:12  
МОНИТОРИНГ СМИ: Борьба за перевоплощение. Для Далай-ламы главное - сохранение уникальной духовной культуры Тибета
10 марта 2011, 11:00  
Далай-лама уходит с поста главы правительства Тибета в изгнании
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования