Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
22 октября 2010, 18:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: "Москва, как много в этом звуке…". Случайно ли, что в постлужковской Москве впервые поставлен вопрос о пересмотре нынешней "церковной реституции"?


"Тихая реституция", проводимая в интересах РПЦ МП, грозит пересмотром сложившейся практике неформальной "симфонии" государства с "титульной" Церковью РФ. По крайней мере, элитные группы в российской столице недвусмысленно продемонстрировали свое желание получить болнн прозрачные "правила игры" с Церковью.

Довольно неожиданно, во время рутинного по нынешним временам прохождения в Госдуме уже не первого имущественно-религиозного законопроекта "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", депутаты столичного заксобрания обнаружили признаки "конфликта права" в предлагаемом проекте федерального закона.

Как, например, поступать, в случаях, если обретшее нового собственника имущество будет сдаваться в аренду? Ведь в названии закона чётко прописывается целевое назначение его передачи, а с учётом его разного происхождения (оно было и государственным, и частным, и групповым) речь, по сути, идёт именно о наделении собственностью религиозных организаций. Причём, если сейчас это исключительно "централизованные" организации, то с начала 1990-х культовые строения передавались по преимуществу организациям местным, имеющим, как и любое полноценное юрлицо, свои учредительные документы, печать, номер банковского счёта. 

Дебаты в Мосгордуме (когда одного градоначальника сняли, а другой ещё не утверждён) можно считать первым официальным запросом по поводу "тихой реституции" к федеральным властям, от которого будет не так просто отмахнуться. Исходит этот запрос не от "улицы", не от "внесистемной оппозиции", а от одной из влиятельных (!) элитных групп.

Впрочем, это не снимает эффекта неожиданности. Вряд ли кто-нибудь сегодня в администрации президента РФ или Белом доме (после отправки на пенсию Андрея Себенцова) способен внятно объяснить, прежде всего, чиновникам, ответственным за принятие решений, является ли данный закон завершением "тихой реституции" в пользу отдельной корпоративной группы, или он всего лишь знаменует некий этап перманентной имущественной революции, что будет, например, когда у государства иссякнет ресурс такой собственности. Иными словами, должны и смогут ли власти когда-нибудь сказать РПЦ МП: "Всё, хватит, вы получили достаточную компенсацию!"
Сторонники "тихой реституции" из властного лагеря и представители патриархии, напротив, считают, что имущественные права универсальны и делать изъятия из общего их свода специально для религиозных организаций (единственных получателей дореволюционного имущества!) недопустимо. А, как подчёркивает юристконсульт РПЦ МП инокиня Ксения (Чернега), передача собственности подразумевает, что и права арендодателя, безусловно, перейдут к новым владельцам.

Говоря о реституции, никто в РПЦ МП не ссылается на законодательство и практику, скажем, постсоветской Латвии или Литвы (это было бы, как минимум, непатриотично), где религиозные организации по реституционным законам стали крупнейшими собственниками недвижимости и земли.

Практически же российский законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" фиксирует такую модель имущественных отношений, которой в руководстве РПЦ МП отдавалось предпочтение ещё несколько лет назад при Патриархе Алексии II. Строилась она, прежде всего, исходя из московских условий, но имела проекцию и на другие большие города с активной экономической жизнью, где сохранились дореволюционные строения, на которые могла бы претендовать "титульная" Церковь. Тогда в самом общем виде предлагалось использовать сдачу церковной собственности в аренду как источник более или менее стабильного пополнения церковных бюджетов разных уровней.

Помимо стремления получить историческую собственность именно в Москве – самом богатом городе России – РПЦ МП, когда начали сгущаться тучи над Лужковым, озвучила грандиозные планы строительства храмов "шаговой доступности" в "спальных" районах (200, 500, 600…), причём и в этом случае запрос делался на большие по размерам участки, нежели те, которые первоначально предлагались мэрией.

Расширение границ территорий под культовое строительство объяснялось нуждами развивающейся приходской инфраструктуры сообразно увеличивающемуся, буквально ни по дням, а по часам, числу верующих. Вместе с тем, существуют примеры, когда структуры РПЦ МП переуступали часть полученной целевым назначением территории. Наиболее яркий из них был продемонстрирован в Воронеже, где рядом с новым Благовещенским кафедральным собором в результате обмена площадками между епархией и областным судом в считанные месяцы выросла громада храма Фемиды. Во всяком случае, сегодняшнее законодательство такие возможности допускает, так что предложение московских депутатов об изъятии у религиозных организаций переданной им собственности, которая используется не по прямому назначению, совсем не лишено смыла.

Как поведёт себя в этих условиях новый мэр российской столицы, поставленный перед необходимостью в короткие сроки решать множество проблем самого разного свойства, определенно пока сказать сложно. Вместе с тем, он понимает всю неоднозначность сегодняшней московской ситуации, которую уже не успокоить ни прежней риторикой власть имущих, ни ссылками на несогласное со строительством мечетей население. Так что предложение новому градоначальнику посодействовать свободному доступу священников РПЦ МП в московские школы патриаршего пресс-секретаря протоиерея Владимира Вигилянского указывает на полное непонимание патриархией "остроты момента" – так, как она видится самим властным структурам. В то же самое время заявление мэра о готовности к сотрудничеству со всеми конфессиями - крайне своевременно и уместно, прежде всего, для властной корпорации. Иначе для чего назначать человека, который заведомо не будет решать проблемы или, как минимум, демонстрировать готовность к их решению? Даже присутствие на инаугурации безмолвной фигуры Его святейшества не принесло РПЦ МП публичных дивидендов. 

Вместе с тем, ожидания, связанные с назначением Сергея Собянина у разных общественных групп (в том числе и элитных), большинство из которых были объективно обделены при прежнем градоначальнике, со всей очевидностью сводятся к запросу на прозрачность и универсальность правил игры.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

03 января 2018, 12:33  
Махачкала: суд запретил строительство собора Александра Невского РПЦ МП в парке «Ак-Гёль»
27 сентября 2017, 19:28  
Суд отказал РПЦ МП, претендовавшей на помещения трех колледжей в центре Екатеринбурга
23 сентября 2017, 16:15  
Более полутора тысяч жителей Нижнего Новгорода подписали обращение против строительства трех храмов РПЦ МП в парковой зоне
22 сентября 2017, 16:53  
РПЦ МП в суде настаивает на безвозмездной передаче ей трех колледжей в центре Екатеринбурга
18 сентября 2017, 18:41  
МОНИТОРИНГ СМИ: О лесопарке и никонианстве. На характерном примере одного московского храма РПЦ МП
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования