Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
04 октября 2010, 12:59 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Епархиальный застой. Обращение мирян Читинской епархии к Патриарху Кириллу


Ваше Святейшество,

к Вам, Предстоятелю Русской Церкви, нашему милостивому отцу и молитвеннику, обращаются верные чада, миряне Читинской епархии, по поводу многолетних церковных нестроений в Забайкалье.

Вот уже более десяти лет мы лишены возможности здесь на месте высказывать свое мнение и быть услышанными священноначалием. Самым ярким примером пренебрежения к пастве явился случай, когда в январе 2009 г. делегатами от епархии на Поместный Собор были отправлены две молодые монахини, горничные, которые постоянно проживают в архиерейских покоях. Причем одна из них, монахиня Виталия, поехала на Собор под своим мирским именем Елены Белоноговой — представлять мирян (а другая - всех монашествующих). Архиерей является иконой Христа. Если архиерей совершает подлог — может эта икона у нас негодная и нуждается в починке?

Владыка зачастую диктует свое личное мнение от имени Полноты церковной, вторгаясь, в силу своей некомпетентности, в такие вопросы, по которым Церковь принципиально не может выносить суждения. "Русская Православная Церковь не придерживается точки зрения, что Ходорковский — политзаключенный", - заявил епископ Евстафий в 2005 г. Минимальное недоразумение в Краснокаменской колонии было редчайшим удобным случаем для того, чтобы сказать во всеуслышание о миссии Церкви в местах заключения. Владыка не показал мудрости в понимании ситуации и, в силу особенностей своего характера, стал преследовать местного священника вплоть до лишения сана (чего только и ждала "желтая пресса", обвинившая на основании этого всю Русскую Церковь в сервильности). Тюремное же служение в нашей епархии не имеет системы и координации, ведется несколькими усердными (а иногда и неусердными) священниками и мирянами, сам владыка мест лишения свободы никогда не посещает.

Ни на одном приходе епархии не существует структур молодежного и социального служения. Прошлой зимой были "созданы" Молодежный и Социальный отделы в кафедральном соборе. Это фактически одна структура, чуть более десятка прихожан, которые и раньше самостоятельно занимались посещением больницы, а теперь им выделили комнату для чаепитий. Полнокровное молодежное движение возникло еще в 90-х гг., но при нынешнем архиерее исчезло. Никаких других отделов в епархии (образовательного, издательского, миссионерского, военного, паломнического, реабилитационного) не существует, а работа по этим направлениям ведется минимальная и бессистемная. В здании епархии работают: епархиальный секретарь, заведующая канцелярией и два бухгалтера. Еще одна работница трудится на складе и одна в пресс-службе (в здании Училища). Таким образом, на любом крупном городском приходе в дееспособных епархиях объем реальной деятельности больше всей нашей епархиальной структуры.

Единственный на всю епархию храм с ежедневной службой — кафедральный собор. Чин богослужения сокращается и искажается, особенно будничного. Проповедь произносится только в праздники, а перед Крещением никогда не бывает оглашения, даже для желающих. В течение дня в соборе (и во всех других храмах краевого центра) нет дежурного священника. В епархии существует два монастыря. Мужской Успенский "монастырь" — полуразрушенный пионерлагерь, где уже четвертый год подряд ничего не делается, не совершается Литургия, священноиноки исполняют чреду на приходах и мирские требы, наместником по совместительству является настоятель городского храма (он же секретарь епархиального управления и благочинный). Женский монастырь в пос. Атамановка является в первую очередь подворьем архиерея, причем его дом превосходит высотой монастырскую колокольню. Штатных священнослужителей в обители нет, Литургию не чаще одного раза в неделю служит только сам владыка. Настоятельницей утверждена юная монахиня (29 лет, стаж церковности - с 2000 г.).

"Читинская епархия на своей канонической территории не занимается миссионерской работой среди граждан Китая, потому что в настоящий момент не располагает необходимыми для этого условиями", - так в прошлом году отвечал владыка на вопрос одного из гостей портала chita.ru ("Владыка! В нашем крае работает и учится достаточно большое количество китайских гастарбайтеров и студентов. Какую работу Вы проводите в их среде, не считая того, что Вы кропили их святой водой на строительстве Вашего дома в Атамановке?" http://www.chita.ru/guest/evstafii/). На протяжении 10 лет условия для любых видов миссионерства не только не создаются, но ухудшаются. Замечено, что владыка не выносит талантливых инициативных людей. Еще в 2000 году епископ Евстафий по сфабрикованному обвинению лишил сана протоиерея Игоря Арзуманова, самого энергичного и образованного миссионера из Улан-Удэ. В 2003 г. был лишен сана диакон Алексий Усатов, переводчик китайского языка, подполковник в отставке. В величайшей немилости у архиерея старейший клирик епархии протоиерей Виктор Ковалев (http://diak-kuraev.livejournal.com/9511.html "Вообще, мы, забайкальцы, по природе - народ доверчивый, пассивный, чтобы заставить нас говорить, а тем более писать - надо очень долго и сильно постараться! Девять лет молчали... и плакали в подушку. Восемь лет добирался еп. Евстафий до о. Виктора, но не находил повода. О. Виктор - добрейший, трудолюбивейший, смиреннейший пастырь в Читинской епархии. И дело здесь не в послушании (смешно!), а в сделке с совестью, на которую он не пошел). Сейчас количество священнослужителей в нашем крае (площадью сравнимом с Украиной) — всего тридцать человек. Священников из них 24, в том числе в краевом центре служат 7. Что они объективно могут успеть? За время правления епископа Евстафия число священнослужителей не увеличилось: жатвы много, делателей все меньше. Обычным делом являются масштабные и парадоксальные кадровые перемещения. Причиной тому необоснованная, шокирующая прихожан из других епархий, репрессивная практика в отношении клириков и отсутствие работы с молодыми кандидатами священства (как один из аспектов общей неорганизованности епархиальной и приходской жизни). Построенное два года назад здание Духовного училища используется под бытовые и хозяйственные нужды, но в нем почти нет учащих и учащихся, учебный процесс и все устроение духовной школы не выдерживает критики.

На том же портале chita.ru был задан вопрос: "Спасибо за Вашу заботу о нашем крае, что строится столько много храмов. Скажите, пожалуйста, почему столько мало священнослужителей? Такое ощущение, что их с каждым годом становится все меньше и меньше. Храмы строятся, но работа с людьми не совершается. А ведь храм без людей и священнослужителей становится мертвым". Вот в чем, по мнению владыки, причина кадровых проблем в епархии: "За годы революции и Советской власти священнослужители более всех пострадали от репрессий, почти все были уничтожены. Конечно же, в одночасье решить проблему восполнения невозможно...". Советской власти давно уже нет, а "одночасье" длится одиннадцатый год. Для сравнения: в Иркутской епархии 150 священнослужителей, а в Улан-Удинской — 50, т.е. вдвое больше, чем было год назад, когда в Бурятии образовалась своя епархия. Может настоящая причина в том, что владыка не намерен и/или не способен решать эту задачу? Сколько еще лет должно пройти, чтобы с кого-нибудь спросили за бездеятельность, неужели положение дел в Забайкалье совсем не интересует Москву?

Если бы наша епархиальная жизнь устраивалась по-доброму (чему немало примеров) - было бы построено еще больше храмов и часовен, многие люди пришли бы в Церковь как в дом Отчий. Сейчас же многие прихожане и просто люди достойной нравственной жизни, столкнувшись с печальной реальностью, разочаровались в Православии и пребывают в унынии. Просим Ваше Святейшество обратить внимание на наш голос, разобраться по возможности лично, прислать комиссию для устранения обозначенных проблем и их причин. Если будет такая возможность, со временем назначить нового епископа, который смог бы уврачевать те многочисленные раны, которые нанесены были в последние годы неумелой и нетерпимой политикой нынешнего архиерея.

Просим Ваших молитв, благословения - и участия,

жители г.Читы, миряне Читинской епархии.

(Всего 167 подписей; 9 подписных листов имеются в редакции Портала)


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования