Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 сентября 2010, 17:43 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Христианство и либерализм. Стремление к насильственному навязыванию веры представляет серьезную опасность для гражданских свобод


Принципиальная разница между либерализмом религиозным и либерализмом светским заключается в том, что христианство представляет собой свод неких жизненных принципов, накладывающих на каждого человека ряд обязанностей, предписаний и запретов, в то время как светский либерализм провозглашает освобождение личности от необходимости  подчинения этим принципам. Попробую пояснить свою мысль несколько по-иному.

Христианство использует для навязывания своего мировоззрения силу и принуждение. Оно часто занимает в государстве сильные политические позиции и использует светские власти в своих интересах. В то же время либерализм провозглашает свободу и неподчинение принципам христианства. Но все же, если бы либерализм был враждебен религии, то он не был бы либерализмом. Либерализм является оппонентом лишь для тех церквей, которые хотят введения в обществе господства их веры, либо действуют в направлении ликвидации либерализма как общественного явления. Примером тому можно назвать некоторые мусульманские страны, где религия формирует необходимость вести определенный образ жизни, в то же время в либеральных обществах есть возможность свободного выбора этого самого образа.

Вроде бы можно быть либеральным и быть христианином, но можно ли быть христианином и ЛИБЕРАЛОМ? Я не случайно вставил союз "и", чтобы был понят ход моей мысли. Само понятие свободы - только лозунг для разрешения всего и вся. Но разве стоит оно хоть чего-то, если не связано с понятием толерантности? Конечно, нет. Толерантность - это понятие, исключающее дискриминацию людей. И это понятие вполне относимо к религиозному либерализму. И оно никоим образом не вступает в противоречие с нашими личными религиозными убеждении. Это просто означает, что я, не принимая в соответствии с собственной совестью религиозную практику другого человека, все же могу принять его выбор. В то же время принятие  определенных форм поведения другого является уже более глубинным явлением и не обязательно связанным с толерантностью. Можно сказать, в религиозности есть определенные уровни. От полного принятия другого (и в этом смысле можно фактически исключить реальное христианство, в котором существуют твердые фундаментальные принципы), до того, чтобы просто не вмешиваться в жизнь людей, имеющих либеральные убеждения.

Полное принятие другого лучше исключить, это губительный принцип. Каждый индивид по определению имеет свои границы, которые он не может преступать. Для одних наличие рядом "другого" вполне приемлемо, а для других - это вторжение в его личную сферу. Честно говоря, очень немногие могут сказать, что они либералы в полном и чистом виде. Чистый либерализм - это идея, существующая в теории, но на практике нереализуемая.

Христианский клир являет собой сильно политизированную структуру, и за ним стоит народ, в умы которого заливают бурный поток антилиберальных идей. И в Польше дело клира - всячески мешать либералам. Стремление к насильственному навязыванию веры представляет серьезную опасность для гражданских свобод. А вот идея религиозной толерантности стимулирует необходимость разделения государства и любых церковных общин. Либеральные движения и партии действуют именно в этом направлении. В свою очередь, церкви почувствовали для себя угрозу с этой стороны и изо всех сил пытаются с ней бороться. И следы этого противостояния мы видим и в небольшой общине польских унитариан, и у унитариан-универсалистов. Правда, в нашем случае ситуация не столь драматична, ибо среди унитариан нет фундаменталистов и консерваторов. Мы не деремся за власть и деньги. Среди нас есть определенная разница во взглядах, но так будет всегда.

Анджей Вротновский

"Unitarianie.pl", 7 сентября 2010 г.


    В сюжете:

27 сентября 2010, 17:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Христианство и либерализм. Стремление к насильственному навязыванию веры представляет серьезную опасность для гражданских свобод
24 июня 2010, 18:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Модернизация пещеры. Как российская власть собирается модернизировать экономику, подавляя гражданские свободы и контролируя верования людей?
17 мая 2010, 14:00  
МЫСЛИ: Борис Колымагин. ЦЕРКОВЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ. Следование епископата РПЦ МП в фарватере "медведевской модернизации" сильно ударяет по престижу Церкви в России
23 апреля 2010, 15:38  
МОНИТОРИНГ СМИ: РПЦ МП тоже займется модернизацией. Кремль ищет новые модели взаимодействия с религиозными организациями
31 марта 2010, 12:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь: модернизация в рамках гражданского общества
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования