Среди многих сотен стендов ХХIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, открытой 1 сентября на территории Всероссийского выставочного центра, не особенно заметен скромный стенд санкт-петербургского издательства "Гиперион", специализирующегося на издании переводов японской классической литературы. Но при всём том здесь представлено редкое, ценное, уникальное издание – "Дневники святого Николая Японского". В православном мире, и не только в нем, имя равноапостольного святителя Николая (в миру - Иван Дмитриевич Касаткин) хорошо известно. Родился он в 1836 году в Смоленской губернии в бедной семье сельского диакона. Для поступления в духовную семинарию ему пришлось пройти 150 вёрст пешком, так как денег на подводу у него не было. Да и после поступления он несколько лет терпел голод и лишения, пока не был за казённый счёт принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. Суровые годы юности сделали св. Николая закалённым, волевым, выносливым, что способствовало его будущей миссионерской деятельности. Когда в 1860 году из МИДа России в академию поступила заявка о подборе кандидата на должность настоятеля консульской церкви в городе Хакодате, Япония, выбор из 12 изъявивших желание пал на студента 4-го курса Касаткина. При отборе учитывалось, что будущему настоятелю предстоит и миссионерская работа среди японцев. То поколение молодёжи, к которому принадлежал Иван Касаткин, являло собой цвет Санкт-Петербургской духовной академии. Для студенческой элиты должность настоятеля в консульской церкви в островной стране Дальнего Востока была весьма скромной. Но Касаткин испытывал горячее желание посвятить себя проповеди христианства в далёкой языческой стране. 13 июня 1860 года он принял монашеский постриг с именем Николай, а спустя семь дней был рукоположен в сан иеромонаха. 1 августа 1860 года о. Николай отбыл в Японию – сначала на телеге, затем по Амуру по воде. Зиму в ожидании весенней навигации он провёл на материке, в Николаевске, где произошла его встреча с 62-летним архиепископом Камчатским Иннокентием, имевшим богатый опыт миссионерской работы. Прибыв в Хакодате, о. Николай в совершенстве изучил японский язык, культуру и обычаи этой страны, перевёл для будущих прихожан-японцев Священное Писание, богослужебные книги, на что ушло семь лет. Со временем основал ряд приходов, семинарию, несколько библейских школ, церковную библиотеку. Организовал строительство двух соборов и значительного числа небольших церквей. В 1906 году преосвященный Николай был возведён в сан архиепископа, а спустя 6 лет, в 1912 году, он скончался в Токио. Перед его кончиной в Японии насчитывалось 31 984 православных верующих, объединенных в 265 приходов, где служили 41 священник, 15 хоровых регентов, 121 катехизатор. "Единое пшеничное зерно дало плод многий". В 1970 году о. Николай был прославлен РПЦ МП как равноапостольный. В течение своего более чем полувекового пребывания в Японии иеромонах, а в последующем архиепископ, Николай вёл ежедневный дневник. Записи первых лет, к сожалению, погибли при пожаре в Хакодате. Считалось, что и последующие дневниковые записи святителя были утрачены при землетрясении в районе Канто в 1923 году. Однако в 1979 году японский профессор Кенноскэ Накамура, командированный в Советский Союз по программе научно-культурного обмена, обнаружил в Центральном государственном архиве в Ленинграде дневниковые записи св. Николая. Оказалось, что преемник святителя епископ Сергий (Тихомиров) отправил в своё время дневник в Санкт-Петербург. В течение 25 лет профессор Накамура вёл работу по изучению и расшифровке рукописей. В 2004 году издательство "Гиперион" выпустило в свет тиражом 500 экземпляров полный русский дневник святого Николая в пяти томах. Это добротное, красочное издание (твёрдая, бордового цвета обложка с тиснёным золотом названием книги, прекрасная бумага, шрифт и т.д.) на нынешней книжной выставке сиротливо покоится на самой верхней полке стенда. По пояснению представителя издательства "Гиперион" Олега, они привезли на выставку лишь один пятитомный комплект, поскольку интерес читателей к изданию крайне невелик. А везти из Петербурга и обратно шестикилограммовую коробку с "Дневником" - хлопотно. По существу, "Дневники святого Николая Японского" - это энциклопедическое издание, отражающее историю основания и развития Православной Церкви в Японии, формы и методы миссионерской работы там, деятельность святителя по переводу литературы на японский язык, основанию приходов, семинарии, библейских школ. Автор "Дневников" даёт анализ событий, связанных с Русско-японской войной. Ряд записей о. Николая посвящен взаимодействию Русской миссии с духовенством других христианских конфессий. Казалось бы, "Дневники" должны быть настольной книгой нынешнего православного духовенства. Но когда стоишь у стенда с невостребованными томами этой книги, невольно на память приходят строки из известного стихотворения Н. Некрасова "Несжатая полоса": Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она… Николай Климов, для "Портала-Credo.Ru" |