Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
09 июля 2010, 16:32 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Кто составлял школьный учебник по истории, или Почему авторы светского учебника внушают детям, что "Бог есть любовь"


Всегда считала, что история призвана рассматривать описываемые ей события непредвзято, так, как есть на самом деле. Однако…

В учебнике за 5 класс по истории древнего мира (В.И. Уколова, Л.П. Маринович; под ред. А.О. Чубарьяна; изд-во "Просвещение", 2009) есть интересный параграф — "Библейские пророки". Все бы ладно, да все бы ничего, но только для тех, кто не читал Библию…

История еврейского народа в данном учебнике взята, должно быть, из Библии (и это, наверное, правильно). Но создается впечатление, что автор этого параграфа первоисточник как раз и не читал, а информацию взял из толкования какой-нибудь православной воскресной школы.

Проведем разбор некоторых моментов параграфа "Библейские пророки".

Цитата из учебника:

"Пророк Моисей. В Ветхом Завете рассказывается, что задолго до рождения Моисея часть евреев переселилась в Египет. Внук праотца Авраама, которого звали Иаков-Израиль, имел 12 сыновей. Больше всех он любил Иосифа, прозванного за красоту и добрый нрав Прекрасным. Братья завидовали ему и решили убить. Но потом они пожалели Иосифа и продали его купцам, идущим в Египет".

Не знаю, откуда был сделан вывод о добром нраве Иосифа, разве что отсюда: 

Быт. 37:2. "Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их".

Имя "Прекрасный" в Библии также не упоминается. Есть только речь о том, что Иосиф был очень красив, но чтобы его кто-либо называл таким именем — ни слова. Это имя приписали ему верующие гораздо позже.

За что любил Иаков младшего сына, в Библии сказано вполне конкретно, ни больше, ни меньше:

Быт. 37:3 "Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его…".

Братья ненавидели Иосифа за это, а еще больше досадовали на него за сны, из которых Иосиф пророчествовал свое величие над родней, и решили от ненавистного брата так или иначе избавиться. Сложные были отношения в семье у патриарха, ничего не скажешь. Но если почитать жизнеописание самого Иакова-Израиля (а лучше с самого начала историю этой семейки, начиная с Авраама с Саррой), то все встанет на свои места — яблоки от яблони недалеко падают.

Цитата из учебника:

"В Египте Иосиф пережил многие испытания, однако, в конце концов, возвысился. Он истолковал пророческие сны фараона и тем самым предотвратил бедствия для страны. Фараон сделал его своим советником".

Краткость, конечно, сестра таланта, но не до такой же степени. Чтобы понять отношение египтян к евреям, надо чуть подробней описывать происходящие события. И источником для пересказа Библии должны быть не чьи-то православные истории, а сама Священная книга.

Иосиф был умен и удачлив. Истолковав сны фараона о грядущих семи годах изобилия и последующих за ними годах страшной засухи, и предложив меры по предотвращению грядущего голода, он был назначен вторым, после самого фараона, лицом Египта. Иосифом было решено поставить надзирателей над землей Египетской и собирать в городах пятую часть хлеба в запас в течение изобильных лет.

Быт. 41:48 "И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в [каждом] городе положил хлеб полей, окружающих его".

И вот наступила засуха.

Быт. 41:56-57 "И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской. И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле".

Быт. 47:13-21 "И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.  Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. 

И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?  Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам за скот ваш, если серебро вышло у вас.

И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их

И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших.

Для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.

И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.  И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого".

Скажите, есть разница между словами "собрать" и "купить", а также между "раздать" и "продать"? Бедствия для страны, как пишет учебник, были предотвращены, но следует добавить — какой ценой для простых египтян!

Цитата из учебника:

"Когда в Палестине начался голод, братья Иосифа отправились в Египет, чтобы добыть хлеб. Иосиф узнал своих братьев и простил их. Они переселились в Египет, а вместе с ними и многие евреи".

Тут, вроде, все правильно, но опять же слишком кратко для того, чтобы понять последующие события - ведь это важный этап в истории еврейского и египетского народов.

Сперва отец Иосифа Иаков со всем своим родом, имуществом и скотом прибыл в Египет с намерением пережить времена засухи:

Быт. 47:4 "И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем".

Фараон по понятным причинам так хорошо относился к Иосифу, что попросил его поселить свою родню на лучших землях. В то время как египтяне бедствовали и несли последнее в обмен на пропитание, Иосиф снабжал "весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства" (Быт. 47:12).

К чему было возвращаться на родную Ханаанскую землю, если в Египте хорошо? В результате после смерти Иакова, Иосифа и рода их "сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та". (Исх. 1:7).

Цитата из учебника:

"Сначала евреи мирно уживались с египтянами, но потом египтяне стали притеснять их, заставляли трудиться на тяжелых работах. А затем фараон и вовсе приказал убить всех еврейских младенцев мужского пола".

Не знаю, насколько мирно уживались египтяне с евреями, если в тексте Библии встречаются такие цитаты:

Быт. 43:32 "И подали ему (Иосифу) особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян".

Быт. 46:34 "То вы скажите: [мы], рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец".

Умер Иосиф, сменились фараоны, расплодились евреи. Неизвестно, какая на самом деле муха вдруг укусила фараона, но учитывая предыдущие "заслуги" евреев перед египтянами, вполне можно пофантазировать (если привести вышеописанные мной причины), что египтяне стали евреев притеснять, ведь просто так ничего не бывает. Началу притеснения выступил сам фараон:

Исх. 1:9-10 "И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас.

Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]".

Чем больше евреев притесняли и нагружали работами, тем более они размножались. Тогда фараон приказал умерщвлять рождавшихся мальчиков.

Вот тут на сцене и появляется Моисей. Он был случайно спасен дочерью фараона, когда ему было три месяца от роду, которого она приняла как сына.

Цитата из учебника:

"Став взрослым, Моисей однажды увидел, как надсмотрщик избивает еврея. Моисей убил обидчика и вынужден был бежать. Моисей пас овец в пустынной местности. Вдруг куст перед ним запылал несгораемым огнем. Из пылающего куста раздался голос Бога, повелевавшего Моисею вывести евреев из Египта. Моисей обратился к фараону с просьбой отпустить его соплеменников. Но фараон лишь усилил притеснения евреев. Тогда евреи решили бежать из Египта".

Скажите, какие чувства у вас вызывают подобные истории? Наверное, чувство сострадания, в первую очередь, глядя на такие несправедливости по отношению к ни в чем не повинным людям? Читая библейскую книгу "Исход", а не учебник, чувства могут поменяться если не на противоположные, то, по крайней мере, на нейтральные, так как становится видно, что те и другие хороши.

Понятно, что зверства фараона описывать можно и нужно, а о зверствах Бога упоминать не принято? Ведь Бог — это любовь, как нам пытаются внушить уже давно, и светский учебник истории древнего мира для пятиклассников мягко подводит нас к такому выводу. В книге "Исход" даны описания 10 жесточайших казней, посланных богом на головы египтян, таких, что даже их скот страдает, не говоря о людях. Бог ожесточает сердце фараона, чтобы показать свое могущество и жестокость, и дает милость своему народу в глазах египтян, чтобы евреи могли обобрать жителей Египта перед своим побегом до нитки. Возникает вопрос: а не мог он сразу дать такую милость в глазах фараона, чтобы тот сразу отпустил с миром евреев, не устраивая кровопролитий?

Видимо, чтобы таких вопросов не возникало, подробности в учебнике опущены. Мы же, задающие их, видимо, можем считать, что из-за экономии места не нашлось места хотя бы краткому описанию тех жестоких событий, которым в Библии уделено немало страниц.

Цитата из учебника:

"Евреи добрались до Красного моря, но тут колесницы фараоновых воинов почти настигли их. Евреи кинулись в море, и воды его, как повествуется в Библии, расступились перед ними. Беглецы прошли по дну моря. За ними ринулись воины фараона. Но морские волны сомкнулись над ними и поглотили преследователей".

Дополним картину цитатами из Библии:

Исх. 14:8 "И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою".

Исх. 14:17-18 "Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними. И покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его.
И узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его".

Цитата из учебника:

"Евреи оказались на Синайском полуострове. Они могли быстро добраться до своей родины. Однако, Моисей сорок лет водил их по пустыне, чтобы забыли они свой плен и рабскую участь, чтобы души их стали свободными. Библия рассказывает, что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Евреи расположились у горы Синай. Моисей взошел на гору, которая дымилась и содрогалась в раскатах грома. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные плиты — скрижали. На скрижалях были начертаны десять заповедей: …

На горе Синай Моисей заключил договор (завет) с Богом. Народ поклялся исполнять заповеди Бога. Моисей принес жертву Богу и окропил присутствующих жертвенной кровью, тем самым скрепив договор своего народа с Богом... Евреи, совершив исход из Египта, снова поселились в Палестине".

Вот такой краткий пересказ в стиле русских народных сказок, где добро побеждает зло. Ни слова не сказано о том, сколько народа не только на завоеванных землях, но и своего собственного, было убито во имя Бога во время этого великого переселения. И правильно. Ни к чему детям об этом знать, ведь они должны уяснить одно – что Бог справедлив, и он есть любовь. И это до детей возложено донести светскому учебнику по истории. Вот так.

"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ ОЛЬГИ ЕРШОВОЙ", 5 июля 2010 г.


    В сюжете:

23 августа 2010, 14:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: Крестики-школьники. В Беларуси с 1 сентября школьники всех классов — с первого по одиннадцатый — будут изучать основы православия
05 августа 2010, 15:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: В России "опиум для народа" остается пустой фантазией. РПЦ МП ожидала, что курс православия будут изучать 60-80% школьников, но к этой цифре приблизились только 4 региона
16 июля 2010, 17:00  
Религиоведение вытесняет теологию в университетах Европы, свидетельствуют богословы
09 июля 2010, 16:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кто составлял школьный учебник по истории, или Почему авторы светского учебника внушают детям, что "Бог есть любовь"
29 июня 2010, 17:00  
БИБЛИОГРАФИЯ: А.В.Кураев. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений - М. : "Просвещение", 2010. - 95 с. : илл. ISBN 978-5-09-024063-5
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования