Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
13 апреля 2010, 11:30 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Пособия носят отчётливо миссионерский характер. Экспертное заключение Московского бюро по права человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»


С 1 апреля с.г. в 19 регионах России начался эксперимент по введению в школах нового предмета – "Духовно-нравственное воспитание" (ДНВ). В рамках этого предмета для изучения в 4-м и 5-м классах предлагается учебный курс, состоящий из шести основных "содержательных модулей":
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики.

Каждому из этих модулей посвящено отдельное учебное пособие, выпущенное издательством "Просвещение" массовым тиражом и красочно иллюстрированное. Особняком стоят учебные пособия "Книга для учителя" и "Книга для родителей", разъясняющие в историческом и содержательном плане смысл предлагаемого учебного курса.

Инициаторы введения нового предмета уверяют нас, что он носит культурологический характер. Однако внимательное рассмотрение четырёх первых учебных пособий показывает, что это далеко не культурология. Не та или иная "религиозная культура", а одна из четырёх конкретных религий вводится для преподавания в школе. Пособия носят отчётливо миссионерский характер, чего не хотят признать их апологеты. Вспомним Конституцию РФ: "Российская Федерация – светскоегосударство. Никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной" (глава 1, ст.14). Между тем ДНВ вводится как "обязательный (!) факультатив".

Каждое из пособий даёт своё определение культуры и религии, но нигде не определяется, что такое "религиозная культура". Любая культура укоренена в религии. Это признают все, кроме анонимных авторов "Основ светской этики". Поэтому лучше было бы говорить не о "религиозной культуре", а о культурной традиции, свойственной той или иной религии и конкретной стране.

Учебные пособия, посвящённые изложению основ православия, ислама, буддизма и иудаизма, дают немало полезной и интересной информации. Её изучение было бы вполне уместно в школах при церквах, мечетях, дацанах и синагогах (как это в реальности и происходит). Однако преподавание в светской школе основ одной из четырёх религий, вводящее разделение детей на сепаратные группы по религиозному и конфессиональному признаку, не будет способствовать укреплению межрелигиозного и межнационального единства.

Оптимальным вариантом знакомства детей с различными религиозными учениями было бы изучение ими основ мировых религий. Этому соответствует лучшее и наиболее объективное из предлагаемых учебных пособий – "Основы мировых религиозных культур". Оно знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями. Это, безусловно, содействовало бы воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта. Что касается "Основ светской этики", то это пособие, полное фактических ошибок и явных нелепостей (трактовка стыда, предпочтение "разумного эгоизма" альтруизму, утверждение о том, что "моральные нормы (правила) нигде не записаны" и т.п.), просто неприемлемо для изучения в его нынешнем виде.

Немало полезных сведений о религиях мира, религии и обществе, религиозной ситуации в России содержит "Книга для учителей". В основном это добротный справочный материал. Особенно информативны прилагаемые к разным разделам глоссарии. Однако книга не лишена и грубых ошибок: заявление, что "религия – это идеология" (стр. 24), утверждение (в духе советского атеизма), что специфика религии в том, что она мистифицирует земные корни частных, исторически изменчивых интересов (стр. 25), или сформулированное в том же атеистическом духе обвинение: "Некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы" (стр. 28). А какие религии иначе относятся к обрядам? По-видимому, обрядовую практику всех религий автор считает криминальной. На стр. 17 академик Павлов назван "глубоко верующим" человеком. Между тем Павлов открыто называл себя неверующим. Но при советской власти он защищал право верующих исповедовать православие. Следует отметить и другие "ляпы". Оскорбительно для одной из христианских конфессий утверждение о том, что протестантская этика "со временем… оказалась ненужной" (стр. 16). Архаично традиционное (хотя и с оговорками) противопоставление науки и религии (стр. 18). К сожалению, таких примеров можно привести много. Стоит ли навязывать учителям подобные примитивные и не соответствующие реальности представления?

Эксперимент по введению в школьную программу "духовно- нравственного воспитания", т.е. изучения одной из религий, охватывает пока 4-й и 5-й классыи рассчитан на два года. А что будет потом? Российская академия образования планирует через два года распространить его на всех школьников – с 1 по 11 классы. К этим планам следует отнестись с большой осторожностью – не только потому, что в наших школах нет соответствующих преподавательских кадров, но и потому, что экспериментаторы вмешиваются в частную жизнь людей без их на то согласия. Скорее всего, это приведёт совсем не к тем результатам, на которые рассчитывают те или иные религиозные энтузиасты.

Опубликовано на сайте Московского бюро по правам человека, апрель 2010 г.


    В сюжете:

23 августа 2010, 14:18  
МОНИТОРИНГ СМИ: Крестики-школьники. В Беларуси с 1 сентября школьники всех классов — с первого по одиннадцатый — будут изучать основы православия
05 августа 2010, 15:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: В России "опиум для народа" остается пустой фантазией. РПЦ МП ожидала, что курс православия будут изучать 60-80% школьников, но к этой цифре приблизились только 4 региона
16 июля 2010, 17:00  
Религиоведение вытесняет теологию в университетах Европы, свидетельствуют богословы
09 июля 2010, 16:32  
МОНИТОРИНГ СМИ: Кто составлял школьный учебник по истории, или Почему авторы светского учебника внушают детям, что "Бог есть любовь"
29 июня 2010, 17:00  
БИБЛИОГРАФИЯ: А.В.Кураев. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений - М. : "Просвещение", 2010. - 95 с. : илл. ISBN 978-5-09-024063-5
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования