Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
24 февраля 2010, 13:45 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Религиозные истоки консерватизма. К дискуссии о "нравственной основе модернизации"


Фундаментальное значение третьей главы Ветхого Завета состоит в том, что именно эта глава, а точнее, ее содержание, интегрирует две (прогрессивную и регрессивную) философско-исторические концепции, или модели творения бытия, в единую логически целую философско-историческую концепцию. Соответственно, в рамках данной концепии первая глава Ветхого Завета представляет собой тезис (прогресс – как исходное положение), вторая ее глава – антитезис (регресс – как переход прогресса в свою противоположность, снятие или отрицание прогресса), а собственно третья глава – синтез (цикл – как объединение прогресса и регресса в единое целое).

В данном случае, следует учитывать особое, традиционно придаваемое в мифах (включая архаические их формы, выражающиеся в мифологемах), в религиях (включая христианство) и, наконец, в философии (включая философию Гегеля) значение триаде (троице Платона) как символа синтеза и единого. Так, еще Аристотель считал триаду символом пространственно-временного целого, "троичности бытия, содержащей начало, середину и конец, прошлое, настоящее и будущее", а Пифагор – символом "гармонии и полноты" ("все вещи состоят из трех"), который выражается (как и ранее в Древнем Египте) в направленном вершиной вверх равностороннем треугольнике.

Таким образом, интерпретируемый в контексте первых трех глав Ветхого Завета (и далее – в системах философии и науки) равносторонний треугольник включает три равнозначных в целом процесса: прогресс – эволюцию (развертывание, рост, увеличение), регресс – инволюцию (свертывание, спад, уменьшение), и, наконец, состояние равновесия, которое представляет собой третий элемент – основание треугольника. Собственно, именно этот элемент и обеспечивает устойчивость треугольника, а также возможность последующего (циклического) перехода регресса (спада) в прогресс (рост), отражая, таким образом, циклическое единство этих двух процессов.

Более того, состояния равновесия (как предмет исследований статических концепций) имеют ключевое значение для перехода от статики к динамике (в данном случае, к прогрессу) посредством осуществления некоторого "первоначального толчка". В Ветхом Завете – это события третьей главы, связанные с "познанием первочеловеком добра и зла", обусловившем его "грехопадение". В частности, это означает, что движущей силой всемирной истории является не "борьба противоположностей", а, напротив, их синтез, циклическое их единство, многообразие которых ликвидируется с вхождением в состояния равновесия и генерируются с выходом их них.

Поэтому одним из основных подходов статических концепций и является приведение (возврат, преодоление "грехопадения первочеловека") цивилизационных, экономических, формационных или политических процессов, систем и ценностей в некоторое "нормальное, естественное" состояние. В пределе – приведение в некоторое либо изначальное (прошлое) равновесное состояние, характерное для традиционализма (является ли это "золотым веком", "первобытным коммунизмом" или "райским садом"), либо конечное (будущее) равновесное состояние, характерное для модернизма (является ли это "демократией", "коммунизмом" или "царствием божьим").

Таким образом, и прогресс, и регресс, и равновесие являются, в действительности (при всем их автономном значении), относительно простыми, частными и локальными процессами, составляющими лишь структурные части такого сложного и глобального процесса как цикл ("триада"). Соответственно, первая и вторая главы Ветхого Завета – это лишь структурные части единой и целостной системы из трех ее глав. И именно цикл ("триада") формирует ту пространственно-временной систему, из которой исходит и, более того, на которой выстраивается (вплоть по настоящее время) вся культура, в том числе политика, право и государство, а также миф, религия и наука.

В таком контексте, собственно треугольник (очевидно, не только как геометрическая фигура) и представляет собой ключ к их познанию и бытия в целом, позволивший Пифагору сформулировать понятие философии как "любви к мудрости" (в контексте: "узрите треугольник, и проблема на две трети решена"). Поэтому "мудрость" является в целом тождественной триаде, символизируя, в частности, циклическое и консервативное единство всех форм времени в действиях человека и социума в следующем базовом принципе циклической концепции и консерватизма: "человек и социум создают настоящее, опираясь на опыт прошлого и ориентируясь на будущее".

Представленный в третьей главе Ветхого Завета третий тип философско-исторических концепций – циклическая философско-историческая концепция (культуры) в идеологическом контексте интерпретируется как консерватизм и соответствует смешанным религиозно-светской мировоззренческой доминанте, религиозно-светским принципам политики, права и государства. В рамках такой концепции и идеологии цивилизационные, экономические, формационные и политические процессы, системы и ценности имеют более или менее динамический, непрерывный (или дискретный – регрессивно-прогрессивный) и в итоге – бесконечный циклический характер.

Основанные на первых трех главах Ветхого Завета циклическая концепция и консервативная идеология придают всемирной истории регрессивно-прогрессивный циклический характер, отражающий не содержательные, а формальные изменения во времени значений цивилизационных, экономических и политических процессов, систем и ценностей, которым соответствуют, тем не менее, их содержательные изменения в рамках прогрессивной и регрессивной концепций. Это означает аналогичную – содержательную равнозначность при формальной неравнозначности всех (прошлых, настоящих и будущих) периодов всемирной истории и элементов культуры.

Для более полного понимания трех основных философско-исторических концепций и идеологий, главным образом, циклической концепции и консервативной идеологии, следует особо рассмотреть третью главу Ветхого Завета. Это важно потому, что содержание этой главы и является "исторической" основой, относительно архаическим (что не означает устаревшим и не имеющим теоретическое и прикладное значение) первоисточником как циклической концепции, так и консерватизма, то есть синтезом прогрессивных и регрессивных концепций, модернизма и традиционализма (учитывая открытость трактовок содержания этой главы при множестве его толкований).

Безусловно, ключевое значение в данной главе имеет такое архаическое понятие как "змея", адекватная трактовка которого – в контексте не столько времени составления этой главы, сколько смысла создаваемой "триады" из первых трех глав Ветхого Завета, имеет исключительно важное значение. Традиционно принятый простой подход к трактовке "змеи" – это главная причина искажения содержания религии, тогда как "змея" является наиболее универсальным и сложным, прежде всего, многозначным и наиболее древним и распространенным (начиная с первобытного времени, но, главным образом, с Древнего Египта) из всех существующих до сих пор символов.

При этом первостепенное значение имеет одновременно двойственный, дихотомный символизм змеи, связанный с синтезом в ее понятии (согласно принципу "все в одном") символов "высшего и низшего миров, порядка и хаоса, солнечного и лунного начала, жизни и смерти, добра и зла, мудрости и глупости, исцеления и яда, хранителя и разрушителя". Именно это изначально и заставляло человека и социум балансировать между "поклонением и страхом" перед змеей, отражая два ключевых принципа их мышления, которые были положены в основы мифического, религиозного, философского и научного форм мышления: разделения и тождества.

В целом, эти принципы вытекают из единой изначальной бинарности мышления (связанной с психофизиологической структурой человека), сформировавшегося в период генезиса человека и оперирующего такими дихотомными понятиями, как "добро и зло" (составляя основу архаической концепции "вечной борьбы" между ними как одной из движущих сил всемирной истории, отраженной, главным образом, в древнеегипетском мифе об Осирисе и Сете, из которого и исходит все множество мифических и религиозных тем и сюжетов в различных их вариациях). Более того, эти принципы отражают разные по сложности уровни и этапы мышления (поведения и политики).

Так, в контексте гносеологии, принцип различения (разделения, разрыва) составляет основу достаточно простого и распространенного в социуме логического принципа: любое положение (тезис, в данном случае, прогресс или регресс) имеет относительный и самодостаточный характер, поскольку может быть опровергнуто и подвергнуто трактовке прямо противоположным положением (антитезисом – регрессом или прогрессом). Именно такой разделяющий характер (в контексте – дилеммы "или – или") имеют прогрессивные и регрессивные концепции, модернизм и традиционализм, рассматривая любые понятия и явления в двух крайностях: позитивно или негативно.

Иначе говоря, в прогрессивных и регрессивных концепциях, модернизме и традиционализме по одному и тому же вопросу есть, как минимум, два противоположных ответа, поскольку любые понятия и явления имеют противоречивый характер (представляют собой "антиномии чистого разума" Канта), то есть предельно автономные тезис и антитезис (при отсутствии их синтеза, реализуемого только в рамках циклов). Соответственно, это и определяет невозможность в рамках этих двух концепций и идеологий познания вообще, а также его случайность, составляя основу релятивизма, дуализма и агностицизма (положения Канта о невозможности познания "вещи в себе").

Такой гносеологический подход означает наличие различных вариантов интерпретации и отсутствие (и невозможность) какой-либо завершенной и неоспоримой системы толкования бытия и его частей (является ли это природа, человек или социум; политика, право или государство; миф, религия или наука). Такой подход означает и отсутствие единой истины (поэтому очевидно влияние философии релятивизма, дуализма и агностицизма Протагора и Канта на развитие современной философии и современного естествознания, главным образом, физики, "теории относительности"), а суждения об истине зависят от того, кто выступает в качестве судей.

Мамикон Айрапетян

"КОММЕНТАРИИ.РУ", 23 февраля 2010 г.


    В сюжете:

27 сентября 2010, 17:43  
МОНИТОРИНГ СМИ: Христианство и либерализм. Стремление к насильственному навязыванию веры представляет серьезную опасность для гражданских свобод
24 июня 2010, 18:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Модернизация пещеры. Как российская власть собирается модернизировать экономику, подавляя гражданские свободы и контролируя верования людей?
17 мая 2010, 14:00  
МЫСЛИ: Борис Колымагин. ЦЕРКОВЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ. Следование епископата РПЦ МП в фарватере "медведевской модернизации" сильно ударяет по престижу Церкви в России
23 апреля 2010, 15:38  
МОНИТОРИНГ СМИ: РПЦ МП тоже займется модернизацией. Кремль ищет новые модели взаимодействия с религиозными организациями
31 марта 2010, 12:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь: модернизация в рамках гражданского общества
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования