Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
05 февраля 2010, 16:15 Распечатать

РЕПОРТАЖ: Базисные принципы свободы торговли - под сомнение! Заметки с секции "Национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре России" Рождественских образовательных чтений


В рамках V направления "Церковь и общество" XVIII Международных Рождественских образовательных чтений 27-28 января 2010 г. в Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ) работала секция "Национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре России".

В качестве председателя секции анонсировался секретарь РПЦ МП по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк (Головков), а в качестве сопредседателя – ректор РГТЭУ Сергей Бабурин, однако обоих на мероприятии не было.

Вместо С.Бабурина с приветственным словом выступил первый проректор РГТЭУ Павел Шевцов. Он отметил, что "на современном этапе в дни экономической нестабильности особенно важно обращаться к нашей истории, к лучшим достижениям человеческого духа, делам, который оставляют заметный след в нашей жизни, помогают укреплению страны, укреплению жизни народа". По его словам, "реализация намеченных проектов требует объединения усилий государства и Церкви в укреплении национальных традиций России, ставит перед государством и РПЦ общие задачи в деле нравственного, культурного и патриотического воспитания молодёжи".

После приветствия ректората в исполнении Михаила Калиничева прозвучала 4-я сюита Баха для виолончели соло.

Лейтмотивом секции, модерированной первым прорекоторм РГТЭУ П. Шевцовым, было отрицание базовых принципов свободы торговли, а православие, патриотизм и справедливость призывались на место эгоизма, стяжательства и потребительства.

Ректор Уральского института бизнеса им. И.А. Ильина протоиерей Александр (Миняйло) выступил с содержательным, но слабоструктурированным и агрессивно-эмоциональным докладом. В программе секции его выступление обозначено не было, а название доклада так и осталось для слушателей тайной, чем о. Александр оставил себе большое пространство для ораторского креатива, затронул много тем и вынес ряд весьма спорных предложений на разные темы. Доклад стал основой всего мероприятия и задал настроение для дискуссий.

О. Александр окрасил идеальную экономику в духовно-нравственные тона: "Духовно-нравственная экономика – это высший тип хозяйств, к которому должна стремиться Россия". Самое главное, считает о. Александр, "смотреть духовную сущность экономических актов". В каждом экономическом акте надо видеть духовный смысл. Экономика, оказывается, – это средство спасения человека. О. Александр озвучил идею создания учебников и обучения "будущих специалистов в плане русского пути развития экономики".

Протоиерей отметил греховность сложившейся "ростовщической" модели экономики России, призвал к радикальному государственному вмешательству в свободу оборота некоторых товаров и услуг, что, однако, невозможно без изменения Конституции РФ: "Категория финансов духовно-нравственной экономики предполагает, что давать кредиты под проценты – это большой грех. Банки должны быть или государственные, или они должны работать без процентов. Фактически они должны существовать за счёт оказания услуг". Оборот земли также является грехом: "земля не принадлежит нам – она принадлежит Богу.<…> Продажа земли приводит к подорожанию продукции нашей". О. Александр ратует за бесплатное предоставление каждому гражданину земли, что решило бы "главную задачу – жилищный вопрос".

Не обошёл о. Александр и сладкой для всех ура-патриотических сборищ темы тлетворного влияния Запада, а также предложил приоритезировать духовное над материальным, обратиться к опыту ведения идеальных монастырских хозяйств и вернуть всех проживающих за границей русских в Россию. "Западная либеральная модель, принятая [в России] в 1990-е годы, показала полную свою несостоятельность. Западная цивилизация сейчас в тупике, поэтому надо искать наш русский путь экономики, который известен с точки зрения нестяжательства и решения социальных проблем. <…> У нас 25 миллионов русских – за границей. Надо вернуть всех русских в Россию!"

Докладчик противопоставляет труд, "который относится к духовной части", и работу, которая "связана с материальным производством". "Молитва – самый великий труд; Господь Иисус Христос молился до кровавого пота. Нам требуется врач – Иисус Христос, чтобы жить по заповедям Божьим". Высший тип хозяйства – монастырское хозяйство, где труд духовного плана преобладает (70-80%) над созданием материальных благ (20-30%). Должен быть "приоритет духовного над материальным", причём "нужно исходить из производительной экономики, а не начинать с фазы торговли". Богатство, с его точки зрения, допускается, но оно должно идти на "благо людям, взаимопомощь нуждающимся, а не на увеличение потребления".

Необходимо развернуть программу строительства индивидуального жилья и запретить строительство мегаполисов: "Мегаполисы – это нонсенс в настоящее время. Господь нам дал огромную территорию, которая не заселена. Надо перейти на другой путь строительства жилья [индивидуального жилья на незаселённой территории], и тогда мы за 5-6 лет отстроим Россию, поправим своё здоровье, восстановим храмы! Это совершенно другая парадигма, это другое мироощущение, это возвращение человека к земле".

Как учёный, о. Александр имеет собственное мнение относительно типологизации и определения некоторых отраслей знаний: выяснилось, что не физика является "главной фундаментальной наукой", а "богословие, затем идёт антропология человека; а экономика – это наука о теле человека".

Докладчик проявил себя также знатоком истории: "Большевизм – это боевая организация; обвинять большевиков не надо: просто это шло от Петра, который насаждал западные устои на русскую землю – ничего не получилось, и докатилось всё до 1917 года. Интеллигенция стала стесняться говорить на родном языке – подавай им французский. И что мы получили? Мы получили Наполеона! История наша показывает: когда мы отходим от своих корней, от своей культуры, от своей традиции и, самое главное, от своей религии, Россия падает. Россия вернётся к монархии и будет процветать, и все народы потянутся к России, потому что Россия первая вошла в духовный кризис и она первая выйдет их этого духовного кризиса. Если мы пойдём к Богу, пойдём к Истине", мы скоро выйдем из кризиса.

Протоиерей Александр предложил создавать новые школы и университеты "не по западному образцу" и сформулировал новый идеальный тип русского университета, где ректор должен быть священником, преподаватели, сотрудники и студенты исповедуются этому священнику, при вузе имеется храм, а студенты регулярно посещают монастыри и знакомятся с монастырским хозяйством. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) о. Александр назвал "западной отрыжкой", которая не приживётся на русской земле.

На доклад отозвался заведующий кафедрой общей экономической теории РГТЭУ Виктор Иохин, который пояснил, что "экономика безнравственна всегда будет, так как она считает доходы-расходы", и также предостерёг от экспорта западной модели экономики, где "господствует экономика нехристианская – это Антихриста, это денежная цивилизация; культом и идолом [там ошибочно] стали деньги, богатство".

В. Иохин выступил с другим ключевым докладом на тему "Модель социально-экономического развития России в свете православной этики", в котором обрисовал возможные пути развития российской экономики и, отметая ошибочные, с его точки зрения, альтернативы, однозначно указал на единственную верную для России самобытную православную модель экономического развития.

"Сегодня Россия стоит на распутье перед выбором модели развития. Какую модель нам избрать? Назад в социалистическую невозможно, к сожалению, уже хотя бы потому, что нет той политической силы коммунистической. Принять китайскую модель, наиболее прогрессивную, наиболее совершенную с точки зрения её эффективности функционирования, мы не можем в силу отсутствия той политической воли нашего руководства. Кризис показал, что западная модель – самая паразитическая система за всё существование человечества, которая была создана; и то, что Владимир Ильич называл империализм в первой его стадии паразитическим – это всего лишь бледная тень, потому что весь мир обложен финансовой рентой; идёт грабёж всего человечества. Этот грабёж, эта виртуальная экономика, где деньги делают деньги, довела до этого кризиса. [А современное российское] государство нас насилует [этой моделью]".

"Я останавливаюсь на самобытной нашей модели однозначно. Приемлемо может быть только, если мы будем опираться на собственные духовные ценности, на наш исторический опыт. Любая самобытная модель наша выводила [страну] из кризиса и давала великие победы. Сталинская модель – кому нравится/не нравится коммунизм – единственный выход, единственная модель, которая спасла Россию от уничтожения. Была бы Февральская революция – эта буржуазно-либеральная тварь захватила власть и разложила её. В любом случае никто бы за 10 лет не сделал такой великий индустриальный переворот, и победой даже бы не пахло. Идеология должна быть официально объявлена – это ценности православия. Православие, патриотизм, справедливость, прогресс – центральные ориентиры, которые должны обеспечить нам выживание и будущие победы".

Профессор Иохин затронул проблему угроз России. Первой и главной угрозой он назвал депопуляцию: "Мы обладаем колоссальными просторами, а население сокращается. Мы становимся объектом внимания". Вторая угроза – природные ресурсы: "Треть ресурсов – в нашей стране. Взоры обращаются к нам. В будущем будет борьба за эти ресурсы. Объектом опять мы становимся". Третья – экологическая угроза.

Виктор Яковлевич отвёл рынку необходимую роль, однако указал на необходимость государственного вмешательства в экономику. "Рынок – необходимость, и мы ни на чём его не объедем, [однако] все естественные монополии должны быть государственные однозначно, природные ресурсы должны быть государственные даже в условиях рынка. Сам рынок насаждает буржуазную идеологию эгоизма, стяжательства, потребительства", поэтому он должен функционировать под строгим дозором правительства. По мнению профессора Иохина, "труд должен господствовать над капиталом", поскольку посредством труда осуществляется реальное производство, а капитал самовоспроизводится, используя чужой труд.

Доцент Украинской государственной академии железнодорожного транспорта Виктория Компаниец сделала доклад на тему "Концепция образовательной стратегии формирования модели духовно-нравственной экономики". Виктория Витальевна посетовала на сложную экономико-политическую ситуацию и отсутствие стабильности в Украине, напугала данными экспертных оценок о некоторых показателях экономики и демографии в стране (56-е место из 57 по уровню конкурентоспособности, 2-е место по уровню коррупции в Европе, сокращение населения вдвое к 2050 году). Получение прибыли, "прибыльное хозяйствование" она называла не основной, а служебной целью предпринимательства. Главное, по её мнению, – духовно-нравственный закон, спасение души человека, сохранение окружающего мира, отсутствие социальных конфликтов и сближение богатых и бедных, а "терминальные цели, ценности-цели – это Бог, семья, личность, Родина, любовь, вера, надежда, милосердие". Доцент В. Компаниец рассказала об успехе духовно-нравственного воспитания студентов своей академии.

Профессор РГТЭУ Анатолий Сазонов сделал доклад на тему "Власть и РПЦ: от политики гонений на неё к возрождению", подчёркивая её определяющую роль в формировании русского менталитета, русской культуры и русской души.

Докладчики и участники секции вызывали тревогу за состояние научной элиты отечества. Уважаемые ректоры, профессора, доценты, заведующие кафедр, брызжа слюной, совсем не смиренно, не по православному бросали вызов российской демократической Конституции, многонациональному и многоконфессиональному укладу жизни в России, с ненавистью говорили о западной цивилизации, плоды которой сами же ежесекундно используют даже в своей повседневной жизни, воображали угрозы вне и внутри страны. Прилагательные "русский" и "православный" красной нитью были вплетены в выступления, реплики и дискуссии, порой приобретая явно шовинистическое звучание. Удивительно, как легко в стенах Российского государственного торгово-экономического университета при участии его первого проректора ставились под сомнение сами базисные принципы свободы торговли и основы рыночной экономики.

Сергей Бронин,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

27 января 2012, 13:58  
ВИДЕО: Церковь и СМИ. Епископ Смоленский и Вяземский РПЦ МП Пантелеимон (Шатов), о. Всеволод Чаплин и Владимир Легойда провели "профильную" секцию в рамках Рождественских чтений
26 января 2012, 17:20  
Конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» прошла в Москве
26 января 2012, 14:52  
МОНИТОРИНГ СМИ: Дискуссия о роли Церкви в период оживления общественно-политической жизни состоялась на ХХ Рождественских чтениях. Ее участники боятся митингов протеста и надеются на "православное преображение" в России
26 января 2012, 13:00  
Москва: в рамках Рождественских чтений разработан этический кодекс православных врачей
25 января 2012, 14:58  
Политическое давление на РПЦ МП бесполезно, считает протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на Рождественских чтениях
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования