Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
11 ноября 2009, 14:00 Распечатать

РЕПОРТАЖ: "На каждого Грозного должен быть свой Филипп". Ксения Собчак поспорила с клерикалами об Иване Грозном и о "Доме-2"


Фильм Павла Лунгина "Царь" вышел в прокат 4 ноября и немедленно вызвал живейший отклик у публики и СМИ. Это лишний раз продемонстрировал круглый стол, состоявшийся 10 ноября в редакции газеты "Известия". Ксения Собчак вместе с Павлом Лунгиным, Николаем Сванидзе и двумя православными священниками – о. Максимом Козловым и о. Димитрием Смирновым - обсуждали проблему взаимоотношений власти и Церкви. Дискуссия получилась бурной.

"Сергей Ервандович, куда же вы!?" – девушка из числа организаторов бросилась догонять разгневанного политолога Кургиняна. Он тоже должен был принять участие в круглом столе, но обиделся на то, что остальные его участники пошли пить кофе и задержали начало мероприятия.

Кургиняна вернуть не удалось, но и без него обсуждение прошло весьма оживлённо. Дискуссию открыл сам режиссёр фильма: "Россия управляется не историей и политической мыслью, она живет мифами". Один из таких мифов состоит в том, что "прогресс в России достижим лишь ценой большой крови и потому тиранические правители – самые нужные". Этим и объясняется, считает Павел Лунгин, популярность Ивана Грозного в народе. Но результатом правления жестокого царя стала разруха, военные поражения и Смутное время, что опровергает иллюзию "необходимости для России жестокого и кровавого правления".

По словам Лунгина, в своём фильме он, прежде всего, хотел показать отношения двух личностей – Ивана Грозного (Петр Мамонов) и митрополита Филиппа (Олег Янковский). "На каждого Грозного в истории России был свой Филипп". Именно фигуру митрополита Филиппа, возвысившего голос против злодеяний царя и поплатившегося за это жизнью, Павел Лунгин, по его словам, хотел противопоставить "мифу о сильной руке", "самому главному препятствию на пути демократических перемен".

Борис Лизнев, режиссёр документального кино, тоже один из участников круглого стола, раздраженно подергивался во время выступления Лунгина, обдумывая гневную отповедь. Он начал ее с того, что фильм Лунгина не смотрел. (sic! Невольно приходит на память истории с травлей Пастернака, Солженицына и Бродского – ред.). Но зато имеет собственную точку зрения на Ивана Грозного. "Карамзин и Соловьев фальсифицировали русскую историю и не поняли Древнюю Русь", а "Костомаров вообще не историк". Зато, по мнению Лизнева, историю существенно лучше, чем эти "фальсификаторы", знал Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (к слову сказать, владыка "прославился" свой непримиримой борьбой с "жидо-масонским заговором"). Борис Лизнев заявил, что "больше святых, чем во времена Ивана Грозного, не было". "Работали тысячи иконописцев, и открывались сотни монастырей". И самая большая демократия на Руси тоже была в годы правления Грозного, считает Лизнев.

В спор вступил Николай Сванидзе. "Так можно говорить и про Гитлера – он вывел страну из депрессии, строил дороги, ликвидировал безработицу, объединил нацию.<…> Даже в гитлеровской Германии Церковь смогла остановить уничтожение инвалидов, а у нас в России она и такой власти не имела". И протесты митрополита Филиппа ничему не помогли, – дополнила Сванидзе Ксения Собчак.

"Грозный был не просто большим садистом, он был бессмысленно жесток" – подытожил Сванидзе. Этого Лизнев уже не мог выдержать и снова встал на защиту царя. "Вы плохо знаете историю!" – кричал Сванидзе. "Вы ее вообще не знаете!" – кричал Лизнев. Ведущей с трудом удалось их успокоить.

Ксения Собчак, в больших очках и скромном темненьком платье, тоже приняла участие в споре с православным поклонником Ивана Грозного. "Так, как вы думаете, думает огромное количество людей!" – возмущалась Ксения. – Власть в нашей стране всегда стремится к тому, чтобы ее обожествляли". По мнению Ксении Собчак, подчинение Церкви государству началось с правления Грозного, а окончательно было закреплено при Петре I. Говоря о самом фильме, Собчак отметила, что Лунгину не очень-то удалось создать убедительный образ митрополита Филиппа в противовес мифу об Иване Грозном, который в фильме выведен более рельефно. "Янковский сыграл добро, которое менее привлекательно, чем зло. В фильме митрополит Филипп прост, движется в прямолинейной системе координат и всегда знает, как нужно поступать".

Протоиерею Максиму Козлову фильм показался "идеологически выверенным" и сопоставимым с фильмом архимандрита Тихона (Шевкунова) "Гибель империи". Образ Ивана Грозного в фильме о. Максим счел "упрощенным". "Я не могу представить, чтобы тот царь, которого сыграл Мамонов, мог писать письма к Курбскому". Посетовал священник и на то, что "в фильме не прозвучала важная для Средневековья идея сакральности власти". У нас в России хотя бы была симфония Церкви и власти, полагает о. Максим, а западные правители того времени совершали преступления, на фоне которых злодеяния Ивана Грозного меркнут.

"Вы говорите об этом как о мире минералов",  – возмутился Сванидзе. "Нет, а вот смешивание Ивана Грозного и Сталина – софизм", – парировал священник.

Обращаясь к современной проблематике, о. Максим Козлов сказал, что если раньше власть хоть и пыталась использовать Церковь, "но признавала за ней онтологическую значимость – спасение народа". Сейчас же к Церкви сугубо инструментальное отношение – "и потому в школу нас не пускают.<…> Но мы создадим брешь и будем пробиваться в школу. <…> Мы не оставим подрастающее поколение на откуп "Дому-2"!" – пригрозил о. Максим. И строго посмотрел в сторону Ксении Собчак.

При упоминании "Дома-2" вскипел протоиерей Димитрий Смирнов. "Ксения, на страшном суде вы ответите за "Дом-2"! <…> Если бы у нас была нормальная власть, она бы не дала волю вашим проектам", ведь "работа вашего проекта сравнима с газовыми камерами и лагерями".

Но Ксения не потеряла самообладания перед лицом натиска клерикалов. Она только удивилась, что священники находят недопустимым ставить в один ряд Ивана Грозного и Гитлера, но зато сравнивают её телешоу с газовыми камерами.

О. Димитрий Смирнов спорил с Собчак, но на вопрос о том, каким он видит идеал отношений Церкви и государства, отвечать отказался. "Если мы – граждане неба, то какая разница, где проходит граница!" – сказал он. Весьма примечательно слышать это от поборника патриотизма и председателя Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами...

Отвечая на вопрос об Иване Охлобыстине, недавно принявшем сан священника, но не оставляющем актерской карьеры (в фильме "Царь" он сыграл шута), и о. Максим Козлов, и о. Димитрий Смирнов сошлись в том, что "нельзя сидеть на двух стульях". "Иван Иванович не прав, он вносит смущение в церковную среду", – резюмировал о. Димитрий Смирнов.

Подводя итоги, можно сказать, что Лунгину удалось расшевелить общественность. Теперь об Иване Грозном спорит даже Ксения Собчак. И нельзя не отметить, что её слова в этом споре звучат убедительней, чем слова иных священников.

Александр Храмов,
для "Портала-Credo.Ru"

Фото "Благовест-инфо"


    В сюжете:

12 января 2010, 14:18  
Протоиерей Всеволод Чаплин "не узнал" Митрополита Филиппа в фильме Лунгина "Царь", увидев в нем "интеллигента-шестидесятника"
06 января 2010, 14:20  
Фонд святителя Василия Великого просит президента России не допустить демонстрации "Первым каналом" на Рождество "кощунственного фильма" "Царь"
22 декабря 2009, 11:45  
Олег Янковский посмертно получил премию за роль митрополита Филиппа в фильме "Царь"
09 декабря 2009, 12:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: Утонувший "Остров". О фильмах Павла Лунгина - особое мнение
24 ноября 2009, 16:36  
В фильме "Царь" не раскрыта тема защиты православной веры, считает протоиерей Всеволод Чаплин
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования