Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
14 сентября 2009, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Гиюрные войны – свет в конце туннеля? В Израиле несколько сефардских раввинов неожиданно выступили за облегчение требований к потенциальным прозелитам


В 2008 году мы опубликовали на "Кредо" несколько статей, посвященных различным проблемам, связанных с гиюром в Израиле. С тех пор публичные дискуссии успели поутихнуть, однако ничего принципиально нового не произошло. Подавляющее большинство раввинов по-прежнему настаивало на том, что необходимым условием гиюра является доказанная готовность потенциального прозелита вести строго религиозный образ жизни. А время от времени возникал очередной скандал, когда какой-нибудь раввин ставил под сомнение еврейство прошедшего гиюр.

Два последних скандала из этой серии имели место в городе Ришон Ле-Ционе, расположенном недалеко от Тель-Авива. Оба раза "виновником торжества" оказался один и тот же раввин – сотрудник городского раввината р. Иегуда-Давид Вольпе. В первом случае речь шла о женщине, прошедшей гиюр после репатриации в Израиль и обратившейся в городской раввинат с целью вступления в брак.  Р. Вольпе счел ее гиюр некошерным и постановил, что она является нееврейкой, которая не может вступить в брак "по закону Моше и Израиля". Жертвой второго скандала стал молодой репатриант из России, прошедший гиюр во время службы в израильской армии. Причем на этот раз все произошло уже после свадьбы. Молодые люди сыграли свадьбу в полном соответствии с еврейским законом, причем, по их словам, ортодоксальный раввин, который сочетал их браком, ни на секунду не усомнился в их еврействе. Однако неделю спустя после церемонии, когда молодая жена пришла в раввинат Ришон Ле-Циона, чтобы получить свидетельство о браке, ей заявили, что ее муж не является евреем, поскольку не ведет религиозного образа жизни и, следовательно, его гиюр недействителен.

В общем, казалось, что никаких хороших новостей для потенциальных израильских прозелитов нет и не предвидится. Как вдруг с неожиданным заявлением выступил раввин Хаим Амсалем, депутат Кнессета от партии Шас, представляющей интересы религиозного восточного еврейства. В обращении, направленном нескольким раввинам, Амсалем неожиданно предложил существенно облегчить гиюр для репатриантов-неевреев, прошедших службу в израильской армии. По его мнению, даже если эти люди не слишком религиозны, "готовность этих людей служить в армии и рисковать своей жизнью - доказательство их искреннего стремления быть частью еврейского народа".

Как нетрудно догадаться, это неожиданное откровение раввина-депутата было замечено практически всеми русскоязычными СМИ Израиля. Однако при этом не все обратили внимание, что это заявление не было следствием внезапного "прозрения" р. Амсалема. Ибо практически одновременно с ним на тему гиюров высказался и сам духовный лидер партии Шас р. Овадия Йосеф. Во время одного из своих уроков  раввин заявил, что израильские религиозные суды предъявляют потенциальным прозелитам слишком строгие требования и в результате отталкивают многих из тех, кого следовало бы, напротив, приблизить.

Депутат Амсалем был среди тех, кто присутствовал на этом уроке р. Иосефа. Поэтому можно предположить, что конкретное предложение относительно службы в армии так или иначе было согласовано с духовным лидером партии.

Что же могло заставить р. Йосефа публично выступить за облегчение требований к желающим пройти гиюр? На наш взгляд, причин здесь может быть, как минимум, три.

1. С первых дней своей раввинской карьеры в Израиле р. Йосеф выступал в качестве последовательного защитника религиозной традиции сефардского (восточного) еврейства. Между тем, один из первых сефардских раввинов Израиля, р. Бен-Цион Узиэль, в свое время разрешил делать гиюр неевреям, состоящим в браке с евреями или собирающимся вступить с ними в брак, даже если нет оснований надеяться, что эти люди будут вести религиозный образ жизни. Так что нельзя исключить, что одним из мотивов р. Йосефа была свойственная ему сефардская солидарность.

2. В последние годы р. Йосеф нередко выступает против жесткого курса, избранного духовным руководством израильской ультраортодоксии. Наиболее ярко это проявилось во время скандала вокруг "субботнего года", о котором мы в свое время писали. Большинство ультраортодоксальных раввинов потребовали тогда отменить этер мехира (фиктивную продажу еврейской земли нееврею, позволяющую, по некоторым мнениям, обрабатывать землю в субботний год). Однако р. Йосеф не присоединился к этому требованию. Более того – символический акт "продажи" еврейских сельхозугодий состоялся у него дома, в присутствии его сына, р. Авраама Йосефа.

3. И, наконец, еще одно важное соображение. Ашкеназские ультраортодоксальные общины достаточно замкнуты, практически все браки здесь совершаются среди своих. Так что их лидеры, по большому счету, не слишком заботятся о том, что происходит во внешнем мире. Совсем другое дело – "паства" р. Овадии. Среди его "духовных чад" довольно много евреев, уважающих традицию, однако не слишком религиозных. Дети этих людей учатся в нерелигиозных школах и служат в армии бок о бок с репатриантами-неевреями. Соответственно, вероятность того, что кто-нибудь них захочет жениться на "неправильной" девушке, весьма и весьма велика. Не учитывать эту опасность р. Овадия Йосеф не может, в одночасье сделать всех своих последователей правоверными иудеями – не надеется, хотя, безусловно, очень хочет. Соответственно, нужно искать какие-то варианты, которые позволили бы избежать ненужных скандалов и трагедий.

Как мы уже говорили, в современном еврейском мире р. Овадия Йосеф обладает колоссальным авторитетом, а в сефардских общинах его голос и вовсе практически непререкаем. Более того, нынешний главный раввин Израиля р. Шломо Амар, ответственный за все, что связано с гиюрами, является креатурой р. Овадии и не смеет даже помыслить о том, чтобы возражать своему наставнику. Так что последние новости дают определенную надежду, что даже если никаких серьезных улучшений "на гиюрном фронте" не последует, то, по крайней мере, ситуация не станет хуже. Ибо с учетом всех последних скандалов даже это придется считать "значительным улучшением".

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования