Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
01 июля 2009, 18:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Сталинизм без Сталина. "Христианизация" сталинских "побед" - вместо миссии и социального служения


Странная любовь российского народа к Сталину особенно резко и особенно абсурдно проявляется во время кризисов, в такие моменты истории, когда все валится из рук высших руководителей, простых людей увольняют, цены растут, а все, кто могут, воруют последнее. Под знаком русского имперского сталинизма прошел провальный проект "Имя Россия" на официальном телеканале "Россия", где Сталин чуть не занял первое место. Однако это не означает, что "народ" любит Сталина как личность – совсем нет. Все неосталинисты, если можно их так назвать, любят сталинское государство и сталинские "победы".

Споры противников и сторонников Сталина в православной среде, а именно - церковного руководства и неосталинистов - удивительно бессодержательны, так как по существу между ними нет принципиальных расхождений, помимо исключительно субъективных оценок личности вождя. В интервью главы ОВЦС МП архиепископа Илариона журналу "Эксперт" "вождь всех народов" условно "плохой", а в открытом письме доктора политологических наук В.Б. Павленко и в статье "Антисталинская мифология против реальности" Александра Елисеева на "Правой.Ру" - он условно "хороший". Елисеев как честный правый православный консерватор ищет в высказываниях владыки Илариона постперестроечные либеральные идеи, которых в мировоззрении нынешнего руководства РПЦ МП просто не может быть.

Неосталинистами по сути дела являются и те честные православные радикалы, которые восхваляют Сталина за все его достижения, и владыка Иларион, для которого Сталин - чудовище и моральный урод. В заявлениях Илариона нет ни слова против самой системы государственной власти, сформировавшейся при Сталине, и нет осуждения церковной политики советского государства, превратившей многих иерархов в лицемеров и агентов госорганов.

Громкие высказывания Патриарха Кирилла и архиепископа Илариона о "чуде победы" русского народа в Великой отечественной войне и о том, что жертвы войны были попущены Богом за грехи безбожия, призваны как-то "христианизировать", церковно интерпретировать сталинский период с его триумфами. Это попытка заставить народ поверить, что православная история в СССР не прерывалась, что народ всегда был православным, а "отдельные отклонения" в виде воинствующего атеизма были тут же жестоко пресечены Богом – правда, жертвами Промысла стали русский народ и многие другие народы, которые были выселены со своих мест или репрессированы. Идеологема о православном величии сталинского времени звучит ярко и привлекательно – она "христианизирует" советские достижения.

Со стороны церковного руководства это не только еще одна идеологическая находка в духе Патриарха Кирилла (объявлявшего всех князей Древней Руси святыми, так как на них "влияли подвижники веры"), но и расчетливый "миссионерский" ход. После проповедей предстоятеля РПЦ МП "на стадионах" студенчество отнюдь не стало православней, после грозных напоминаний минобрнауки РФ школы не стали вводить ОПК, "грозные" заявления отца Всеволода Чаплина создают впечатление разве что об отсутствии логики и такта, а не о налаживании отношений с обществом, глава Информационного отдела патриархии Владимир Легойда вообще перестал быть журналистом и исчез в болоте официоза и т.д. Социальное и миссионерское служение, которое стратегически было провозглашено Патриархом Кириллом своим главным приоритетом, застряло, намертво завязло на самом верху патриархийной канцелярии, так красиво перестроенной и четко организованной. Для того чтобы показать, что хоть что-то продвигается в церковных делах, Патриарх Кирилл вернулся к стратегии, господствовавшей при его предшественнике, а именно Кирилл заявил: помоги монастырю или храму - и приобретешь веру. Так довольно быстро многообещающая политика Кирилла вернулась к проверенной и тупиковой церковной практике 1990-х годов.

Яркие идеи Патриарха, в том числе в развитии его подопечных – отца Всеволода Чаплина и архиепископа Илариона – будут периодически будоражить общество и создавать вокруг патриархии благоприятную возбужденную медийную атмосферу. Сталин – лишь повод привлечь внимание и завоевать души миллионов людей, которые ностальгируют по "величию" сталинского времени – победам в войнах, железному порядку, противостоянию коварному Западу (уже в рамках "русской цивилизации" Кирилла), жесткому садистскому наказанию для чиновников, которые издеваются над простым народом.

Если абстрагироваться от самой личности Сталина, которая стала идеологическим символом, то странным образом мировоззрение неосталинистов в лоне РПЦ МП напоминает мысли и идеи, которые высказывает патриотический писатель Александр Проханов. Он признает масштаб личности Сталина, восхваляет мобилизационную модель государства, которая жестокими методами позволила России стать могучей империей и не погибнуть, не быть расчлененной коварным Западом. Державная сильная Россия, получившая свое продолжение в сталинскую эпоху, и является тем чудом, которое признают и Патриарх Кирилл, и архиепископ Иларион, и доктор В.Б. Павленко, и игумен Евстафий (Жаков), клирик Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП, признающий Сталина святым.

Идеи неосталинизма полностью оправдывают советскую эпоху. Во время недавней командировки в Читу (Забайкальский край) мне довелось по местному телевидению услышать выступление архиепископа Читинского РПЦ МП Евстафия, который по-своему развивал заявления Патриарха Кирилла в передаче, посвященной борьбе с алкоголизмом. По словам Евстафия, Россию развращает Запад "согласно плану Даллеса", и Господь вовремя очистил Церковь от разложения в ходе сталинских гонений, а войну, которая прокатилась по всем городам, деревням и селам, Бог попустил за грех безбожия, чем также очистил страну. В настоящее время, уверен в связи с этим владыка Евстафий, надо ввести духовную цензуру в СМИ, а по телевидению показывать советские фильмы 1950-х, 60-х и 70-х годов, которые говорят о доблести и патриотизме.

Совсем неслучайно неосталинисты, которые ругают Сталина за репрессии, не упоминают, а тем более не осуждают сталинский церковный ренессанс и создание диктатором Московской патриархии. Это был лишь первый шаг к созданию новой, постхристианской "симфонии Церкви и государства" – второй шаг делается сейчас. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своем пропагандистском фильме о Византийской империи показал, насколько пагубен для власти отход от Церкви и либерализм. Последовательные сторонники "симфонии" - это, к примеру, министр юстиции РФ Александр Коновалов и его заместитель Алексей Величко, автор публицистических книг "Политико-правовые очерки по истории Византийской Империи", "Церковь и император в византийской и русской истории" и т.п. О византийской симфонии как об идеале для Русской Церкви написано и в Социальной концепции РПЦ МП, подготовленной еще митрополитом Кириллом. Это по существу имперский идеал государства, которое, как неоднократно говорил Кирилл, должно стать хранителем "русской цивилизации" и православия.

Единственный комментарий с точки зрения веры и Евангелия всем идеологическим заявлениям и бессмысленным спорам "о Сталине" дал игумен Петр (Мещеринов) в своем блоге. Основная мысль игумена Петра такова: "Рассуждения о Сталине и геополитике в устах православных демонстрируют, что руководствуются они чем угодно, но только не христианскими соображениями. В конце концов, для них очевидно дороже "Величие России", чем прямые евангельские заповеди".

"Христианизация" сталинских "побед" является попыткой вообще как-то оправославить современное государство РФ, которое после революции 1917 года было антихристианским, а теперь является формально секулярным. Без неосталинской имперской идеи церковному руководству не добиться от власти безоглядной и безответственной политики навязывания православной идеологии, финансирования РПЦ МП, содержания ее собственности в России и за рубежом, "реституции" еще большей собственности, финансирования присутствия РПЦ МП во всех сферах общественной жизни и борьбы с "сектами". Навязывание неосталинизма вместо развития реальной социальной миссии и опоры на сознательных верующих, а не на тех, кто восторгается сталинскими "чудесами", приводит к неадекватности церковного руководства общественной ситуации (а это отсутствие образованного духовенства, нищета, недовольство Москвой и недоверие к власти вообще), что особенно заметно в регионах, где епархиальное начальство уже идет рука об руку с судебными приставами.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

27 января 2018, 14:29  
"По всем вопросам просим обращаться в министерство культуры", - кинотеатр «Пионер» прекратил показ запрещенного в РФ фильма «Смерть Сталина», "оскорбляющего чувства советских людей"
26 января 2018, 16:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Комикс о Сталине. Как пляска на костях стала орудием психологической войны. "Пока Россия пыталась создать альтернативную историю, коварный сатирик Ианнуччи посмеялся над самым святым"
25 января 2018, 18:28  
МОНИТОРИНГ СМИ: Сталин умирает, когда умирает страх. "Сталин — сакральная для России фигура", - о чем фильм «Смерть Сталина», который сняли с проката в РФ?
25 января 2018, 18:09  
Показ запрещенного в РФ фильма «Смерть Сталина» начался в московском кинотеатре «Пионер»; прокатного удостоверения у фильма нет
24 января 2018, 16:40  
«Если вы хотите, чтобы фильм не смотрели, надо замолчать!» - в Госдуме РФ развернулась жаркая дискуссия по поводу запрета «Смерти Сталина»
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования