Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
30 апреля 2009, 15:37 Распечатать

МОНИТОРИНГ СМИ: Игумен Кирилл (Сахаров): "Пора бы возвращаться к нашему исконному двоеперстному крестному знамению"


Корр.:  Отец Кирилл, Вы придерживаетесь двоеперстного крестного знамения и считаете необходимым вернуться к нему. Неужели это так важно? Не будет ли от этого новых потрясений в Церкви, наподобие тех, которые были в середине XVII столетия?

И.К.:  Огромная масса наших прихожан совершенно в этом вопросе не ориентируется, да и немало и из духовенства и архиереев. Для них теоретически все равно, как креститься и, стало быть, копья ломать не стоит. Есть, конечно, те, кто считает, что двоеперстие – это заблуждение, чуть ли не ересь, что реформа патриарха Никона устранила невежество и привела наш богослужебный уклад в соответствие с изначальными образцами, с тем, как крестились во всем православном мире.

Корр.: Давайте поговорим поподробней. Откуда взялось двоеперстие? Есть мнение, что с началом книгопечатания его внесли в наши богослужебные книги справщики при патриархе Иосифе – в 40-е годы XVII столетия.

И.К.: Это неверно. Давно этот штамп опровергнут православными же исследователями - такими, например, как профессоры Московской Духовной Академии Каптерев и Голубинский.

Повсеместное и изначальное распространение двоеперстия мы видим и в Греции, и в Риме с Венецией, на Афоне, не говоря уже о России. Так, например, на всех иконах, приписываемых кисти евангелиста Луки, персты Младенцы Христа сложены двоеперстно. Двоеперстие мы видим: на бронзовой статуе Христа в храме апп. Петра и Павла в Риме, на мозаиках Равеннской церкви Апполинария Нового (VI век), на мозаичном изображении "Сошествие Святого Духа на апостолов" в одном из куполов Софийского храма в Константинополе (тоже VI век), на Корсунской иконе Божией Матери, написанной всего лишь через пять лет после крещения Руси, на мозаичной иконе в Венеции в храме св. ап. Марка (XI век) и над главным входом в собор в Монреале (XIII век), на Петровской иконе Божией Матери в ризнице Троице – Сергиевой Лавры (XIV век), на изображении преподобного Сергия Радонежского на окладе Евангелия (1392 год). Стоглавый Собор 1551 года даже оградил клятвой употребление двоеперстия в перстосложении. А ведь руководителем Собора был митрополит Макарий, который был канонизирован РПЦ МП. Среди участников Собора – святители Гурий и Варсонофий, казанские чудотворцы и соловецкий игумен Филипп – впоследствии митрополит. Кстати, текст этой клятвы почти дословно взят из древнегреческого потребника.

О двоеперстии пишет первый всероссийский патриарх Иов в послании к грузинскому митрополиту Николе. Когда я в 90-годы опекал собор Василия Блаженного, то всегда обращал внимание на старинный образ блаженного Василия в иконостасе с рукой вознесенной с двоеперстием для крестного знамения.

В Малороссии реформа, подобная никоновской, была проведена без каких-либо потрясений при митрополите Петре Могиле, (30-40-е года XVII века).

Однако еще в 20-х годах XVII века в известных авторитетных книгах, изданных в Киеве, говорилось о двоеперстии (Книга о вере, Большой Катехизис и др.). Кстати, воссоединение с Малороссией тоже повлияло на проведение никоновской реформы – с целью стандартизации Богослужебных обрядов в едином государстве. То есть просматривается такой имперский подтекст, когда церковная правда приносится в жертву политическим соображениям. Двоеперстие мы видим на мощах св. благоверной княгини Анны  Кашинской и преп. Ильи Муромца. В то же время в пользу троеперстия мы не встречаем практически ни одного авторитетного свидетельства. Двоеперстие даже чисто визуально, самим своим торжественным видом привлекает сердца. Я уже не говорю о богословском содержании: здесь и Троица изображается, т.к. дело нашего спасения –  совершено Богом Единым в Троице Славимом.

Отец благоволил послать Сына на крестные страдания, Сын искупил нас на кресте, а Дух Святой усвояет нам искупительные плоды Жертвы Христовой. Но распят был Христос, а не Троица. Не логичнее ли поэтому именно два перста, знаменующих Богочеловека, налагать на чело? Обратите внимание на то, что на Державной иконе Божией Матери персты Младенца Христа сложены тоже двоеперстно. Пора бы прекратить разнобой, когда один и тот же святой разными иконописцами изображается то с двоеперстием, то, с так называемым именословием. Вот, только что просмотрел видеофильм о выдающимся подвижнике XX века старце Сампсоне. Была показана икона старца с двоеперстием.

Корр.: Упоминают прп. Серафима Саровского, который говорил о связанности на том свете тех, кто крестится двоеперстно.

И.К.:  Пару лет тому назад мы совершали паломничество в Дивеево. Помню, благочинная все не отпускала нас и просила петь еще и еще по старым текстам
древними распевами.

Есть несколько вариантов объяснения по поводу отношения прп. Серафима к этому вопросу. На мой взгляд, все они имеют право на существование. Это и вариант позднейших вставок в житие в духе официальной линии, также, как массово замазывали двуперстное благословение на старых фресках и иконах и изображали именословное (заплаты до сих пор видны).

Не безпочвенны и предположения о криптостарообрядчестве прп. Серафима, т.е. о его тайном сочувствии древнему благочестию, о чем пишет Б.П. Кутузов. В самом деле, как можно было в первой трети XIX века в обычном монастыре так просто носить "старообрядческую" полумантию и древнерусскую лестовку? Не было ли это внешним выражением его внутреннего положительного отношения? Резонно предположить - а не за это ли во многом были гонения на старца? А потом, мог ли прп. Серафим, допустим, говоря о связанности на том свете крестящихся двоеперстно, иметь в виду верных чад Церкви, придерживающихся старого обряда в ее лоне уже с 1800 года? И, наконец,
опять напомним, что в любом случае соборная позиция выше частного мнения, каким бы авторитетным лицом оно не было бы высказано. Кстати, в нашем храме есть икона преп. Серафима дореволюционного письма с двоеперстием.

Когда говорят о смущении в связи с высказываниями людей, которых Церковь канонизировала, то я спрашиваю: "А как же недавно канонизированный  митрополит Филарет (Дроздов), который освятил несколько десятков единоверческих церквей, утверждавший, что на тех, кто вошел в лоно Церкви на правах единоверия, клятвы не распространяются? А свщмч. Вениамин, опекавший единоверческие церкви Петроградской митрополии, будучи викарным епископом? А св. Патриарх Тихон,
рукоположивший первых четырех епископов для единоверцев? А единоверческий епископ Симон (Шлеев), прославленный и Зарубежной Церковью, и Московским Патриархатом как новомученник? А единоверческий благочинный Московской епархии прот. Константин из Богородска (нынешнего Ногинска) – тоже новомученник?

Корр.: Что могли бы Вы вспомнить из своего опыта?

И.К.: Вспоминаю как еще в 1973 году, я, будучи на каникулах после окончании 9-го класса, в Москве посетил Преображенское кладбище – центр старообрядцев – безпоповцев. Как после службы колоритный старик, торжественно подняв правую десницу, объяснял мне символику двоеперстия: "Господь, преклони небеса и сниде на землю". В Богоявленском Елоховском Соборе служил протоиерей Герасим Иванов.
Он из безпоповцев. Патриарх Пимен благословил ему по-прежнему креститься двоеперстием. В Лавре канонархом был архимандрит Антоний, много лет келейничавший у патриарха Пимена. Он тоже крестился двоеперстно. Учился я в духовных школах вместе с Авдием Калининым, который, впоследствии стал древлеправославным патриархом. Помню как он четко, истово, совершал крестное знамение. Очень впечатлило меня мозаичное изображение Христа с двоеперстием в алтарной части Софии Константинопольской. Когда я был там, мои спутники на видеокамеру записали, как в центре собора я кладу семипоклонный начал: "Боже, милостив буди мне, грешному" и т.д. Как только закончил, подбежали сотрудники, замахали руками – здесь, мол, нельзя, здесь музей. Когда у нас однажды в престольный праздник служил владыка Питирим, то он, войдя в храм, и сразу почувствовав специфику, спросил: "а что, у Вас так крестятся?" (изобразил двоеперстие) – "Ну и я буду так креститься".

Корр.: Не будет ли каких-либо проблем, если бы допустим, была бы установка вернуться к двоеперстию. Как на это отреагируют другие Поместные Церкви?

И.К.: Наверное, все нужно делать постепенно. Прекратить поток оскорбительных, бездоказательных материалов на эту тему. Издать книги, правильно разъясняющие этот вопрос. А то, как бывает: признал Собор 1971 года и старые и новые обряды равночестными и равноспасительными, а до сих пор бывают случаи, когда могут не дать крест тому, кто крестится двоеперстно, и считают таких людей, чуть ли не еретиками и сектантами.

Конечно, барьер будет для многих, особенно живущих на Украине и в Белоруссии, но нужно же все-таки что-то делать. Хотя бы для начала креститься, "не ломая крест", доносить четко крестное знамение до плеч, не махать рукой перед лицом, ибо таковым маханиям, по словам Златоуста, "бесы радуются". Что касается реакции других Поместных Православных церквей, то тут немало парадоксов. В самом деле, пафос никоновской реформы заключался в  приведении к единым богослужебным стандартам с Православным Востоком, а разница не только не уменьшилась, а постоянно возрастает. Если во всем ориентироваться на греков – формально наших учителей, тогда, что же, нам служить по новому стилю, опустить часы перед литургией и практиковать причастие без исповеди? Греки, например, после Евангелия на всенощной поют сразу "Величит душа моя Господа…", т.е. они опускают канон. Трисвятое в конце великого славословия у них является переходом к Апостолу на Литургии – а все, что между ними – тоже опускается и т.д.

А потом - мы же декларируем, что может быть многообразие внешних форм – лишь бы они отражали правильное содержание. Тогда в чем дело? Наконец, главное – самим грекам и другим православным народам нужно вернуться к исконному двоеперстию, к тому, как они сами изначально крестились.

Русь от Византии приняла Православие со всем его обрядовым укладом, включая двоеперстие. А потом, греки и другие, зависимые от них православные народы, подпавшие под турецкое иго и постоянно обращавшиеся на Запад за помощью, что
не проходило бесследно, произвольно, без достаточных оснований, приняли троеперстие. Надо бы всем нам вернуться к своим корням.

Беседовал Сергей Марков

"БЕРСЕНЕВСКИЕ СТРАНИЦЫ", № 93 за 2009 г. с. 5-6


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования