Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
06 апреля 2009, 17:37 Распечатать

СПРАВКА: Александр Дворкин, председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ


Александр Леонидович Дворкин (20 августа 1955, Москва) — российский православный "сектовед", общественный деятель, писатель, автор известной книги "Сектоведение. Тоталитарные секты", председатель Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, профессор и заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент антисектантских организаций "Российская ассоциация центров изучения религий и сект" (РАЦИРС) и "Центр религиоведческих исследований".

Бакалавр по специальности "русская литература" (Хантер-Колледж Нью-Йоркского университета, 1980), магистр богословия (Свято-Владимирская православная духовная академия ПЦА в Нью-Йорке, 1983), доктор философии по истории (Фордхемский университет Нью-Йорка, 1988). Дворкин, однако, не имеет предусмотренных российской государственной системой аттестации учёных степеней.

Приблизительно в 1993 году ввёл в употребление понятие "тоталитарная секта" и сформулировал "тоталитарную" теорию, изложив основные её положения в своей книге "Сектоведение. Тоталитарные секты". Официально целью возгавляемых Дворкиным антисектантских организаций является "изучение новых религиозных движений и распространение информации о них".

Деятельность Александра Дворкина неоднократно подвергалась критике. Ряд общественных деятелей, в том числе некоторые религиоведы, скептически оценивают научную ценность трудов Дворкина. По мнению некоторых исследователей, Дворкин наряду с диаконом Андреем Кураевым ведёт "активную борьбу крупнейшей православной церкви страны с практически любыми проявлениями религиозной жизни в России вне юрисдикции РПЦ Московского патриархата".

Патриархом Алексием II "за просветительскую деятельность и распространение достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов" был награждён орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени и рядом других наград.

3 апреля 2009 г. Александр Дворкин возглавил экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте России.

Биография

Александр Леонидович Дворкин родился 20 августа 1955 года в Москве, в интеллигентной семье. Отец его был инженером, а мама, уроженка Белоруссии Бронислава Букчина, защитила диссертацию кандидата филологических наук и работала доцентом в секторе культуры речи Института русского языка АН СССР. Её перу принадлежит известный словарь "Слитно или раздельно?".

Среднее образование Александр Дворкин получил в школах № 25, 91 и 112 г. Москвы. После окончания 10 класса, в 1972 году, он поступил в Московский педагогический институт, на факультет русского языка и литературы, но проучился недолго. Из института его исключили по политическим мотивам. В частности, как сообщает Александр Дворкин, во время учёбы он присоединился к движению хиппи. Вместе с единомышленниками он подготовил работу, которая демонстрировалась на выставке художников-авангардистов, проведённой 20 сентября 1975 года в одном из павильонов ВДНХ. Об этом произведении и его авторах положительно отозвался американский журнал "Time". Как следствие, осенью 1975 года Александр Дворкин был отчислен с третьего курса института "за убеждения, несовместимые с теми, которые должны быть у будущего советского педагога".

Затем он работал рентгентехником в отделе реанимации кардиологического центра на Пироговке и санитаром в отделении травматологической реанимации больницы на Хорошевке, продолжая активно участвовать в движении хиппи. Одновременно он стал разделять и пропагандировать идеи, почерпнутые, в основном, из книг Александра Солженицына. По словам самого Дворкина, вскоре его деятельностью заинтересовалось КГБ, которое с лета 1976 года начало склонять его либо к отказу от распространения подобных взглядов, либо к сотрудничеству, либо к эмиграции за пределы Советского Союза. Дворкин выбрал последний вариант.

С 1978 года Александр Дворкин учился в Хантер-Колледже Нью-Йоркского университета. Одновременно он начал посещать нью-йоркский храм Христа Спасителя Православной Церкви в Америке (ПЦА), где 19 января 1980 года принял крещение.

Летом 1980 года Александр Дворкин закончил Хантер-колледж, получив здесь степень бакалавра по специальности "русская литература". После этого он начал оформлять документы для аспирантуры по русской литературе в Колумбийском университете,— однако познакомился с известным диссидентом, автором "Очерков по истории русской церковной смуты" Анатолием Красновым-Левитиным. Последний посоветовал Александру Дворкину продолжить образование в Свято-Владимирской православной духовной академии ПЦА в Нью-Йорке. Он последовал этой рекомендации и осенью 1980 года стал студентом данного вуза. Здесь он познакомился с ректором — протопресвитером Александром Шмеманом, который стал его духовным наставником.

В 1981 году Александр Дворкин совершил паломническую поездку, во время которой посетил Израиль и Грецию. В Греции Дворкин побывал на Афоне, в древнем Пантелеимоновом монастыре, откуда привёз отцу Александру Шмеману подарок одного из русских насельников — покровцы и воздух работы XVIII века.

Во время учёбы в академии Александр Дворкин нёс послушание: в 1982 году был поставлен в чтецы первоиерархом ПЦА Митрополитом Феодосием, позже стал алтарником, а потом — старшим алтарником академического храма.

В начале 1983 года здоровье ректора Академии отца Александра Шмемана заметно ухудшилось и ему стало трудно принимать исповедь. Поэтому Александр Дворкин взял благословение ходить на исповедь к преподавателю академии, историку православия протоиерею Иоанну Мейендорфу, ставшему его новым духовным наставником.

Летом 1983 года Александр Дворкин закончил Академию и стал магистром богословия. В 1984 году, благополучно преодолев "карантинный" срок для натурализации, он получил американское гражданство и поступил в докторантуру при кафедре средневековой истории Фордхэмского университета города Нью-Йорка, где специализировался на изучении византийской и русской истории средних веков. Там, в 1988 году, Александр Дворкин защитил диссертацию на тему "Иван Грозный как религиозный тип" ("Ivan the Terrible as a Religious Type"), получив степень Ph. D по истории (соответствует кандидатской степени в России). Сама диссертация вышла отдельным изданием на английском, а позже — и на русском языках.

В 1987 году Дворкин провёл семестр, занимаясь исследованиями в библиотеке иезуитского Папского Восточного института в Риме, а затем преподавал русскую историю в высшей Нью-Йоркской школе изобразительного искусства.

После защиты диссертации Александру Дворкину предложили преподавательскую должность в университете города Эль-Пасо штата Техас. Других вакансий по его специальности не было — однако уезжать из центра страны на окраину Дворкин счёл нецелесообразным. В итоге ему пришлось менять сферу деятельности — и на исходе 1988 года Александр Дворкин перебрался в Вашингтон, где устроился работать автором и, одновременно, диктором в бюро радиостанции "Голос Америки". Из церковной жизни Дворкин тоже не выпал: стал иподиаконом и алтарником владыки Василия Родзянко в Вашингтонском Свято-Никольском кафедральном соборе.

В 1991 году Александр Дворкин получил предложение переехать в Западную Европу. К этому времени его друг, Алексей Цветков, который ранее был сотрудником выходившей в Сан-Франциско газеты "Русская жизнь", перебрался в Германию и начал работать на радиостанции "Свобода". Он пригласил в свой коллектив Александра Дворкина, который стал одним из редакторов отдела новостей мюнхенского бюро радиостанции. Одновременно он служил алтарником в местном православном сербском храме.

Радио "Свобода" выполняло определённые политические заказы западных спецслужб, в частности ЦРУ, и финансировалось Конгрессом США. Оппоненты Дворкина часто указывают на этот факт из его биографии, обвиняя его в сотрудничестве с западными спецслужбами. Сам Дворкин говорит по этому поводу следующее: "Ни одного слова против своей страны я в эфире не сказал, и мне стыдиться нечего. Наоборот, я горжусь, что работал на радио бок о бок с такими людьми, как протопресвитеры Александр Киселев и Александр Шмеман, известными консервативными православными публицистами Глебом Раром и Михаилом Назаровым". Дворкин также отрицает прозвучавшее в одном источнике утверждение, что через какое-то время был уволен из штата радиостанции. Он сообщает, что все дни августовского путча 1991 года провёл на радио "Свобода", и именно события, происходящие на Родине, подтолкнули его к возвращению.

В начале 1990-х годов Дворкин сотрудничал с организацией, которая помогала православным американским семьям усыновлять детей-сирот из России. По утверждению некоторых исследователей, в это время Дворкин занялся антикультовой деятельностью, приняв участие в раскрутке КАН (Cult Awareness Network). Эта антикультовая организация, основанная в 1974 году, специализировалась на так называемом "депрограммировании" людей, вовлечённых в непривычные обществу религиозные движения, по просьбе их родственников.

20 июня 1996 года организация КАН была ликвидирована по решению Федерального суда Чикаго в связи с банкротством. КАН обанкротилась по причине того, что люди, которых подвергали "депрограммированию", подали на неё в суд и добились выплаты огромных денежных компенсаций за моральный ущерб.

Сам Дворкин отрицает свою причастность к КАН, однако в последнем издании своей книги "Сектоведение. Тоталитарные секты" весьма доброжелательно отзывается о "депрограммировании", практиковавшемся в КАН, и в определённой мере оправдывает его. Дворкин вообще опровергает утверждения о том, что он сотрудничал с антикультовым движением в США. Согласно Дворкину, антикультовой деятельностью он занялся только спустя три года после возвращения в Россию — да и то не по собственной инициативе, а по настоятельной просьбе Московской патриархии.

В 1991 году деятельностью КАН заинтересовалось ФБР и Александр Дворкин переехал в Мюнхен, где начал думать о возвращении в СССР. Дворкин посещал Россию во время правления Михаила Горбачёва, однако бо́льшую часть времени оставался в Германии, где общался со своим германским единомышленником и союзником, известным антикультистом пастором Томасом Гандоу, специализировавшимся на "депрограммировании".

31 декабря 1991 года Дворкин возвратился в Россию. Несколько месяцев спустя, в марте 1992 года, Дворкин поступил на работу в недавно образованный Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, где начал деятельность, направленную против "Богородичного центра". В 1993 году Дворкин основал и возглавил Информационно-консультативный центр священномученика Иринея Лионского (с 2003 года — Центр религиоведческих исследований им. св. Иринея Лионского). Штаб-квартирой новообразованной антикультовой организации стал Издательский отдел Московской патриархии, в то время управляемый епископом Бронницким Тихоном (Емельяновым).

Дворкин начал свою деятельность с посещения московских приходов, где он беседовал со священниками и верующими, изучал существующие настроения, комментировал наличие в церковной среде сомнительных с его точки зрения взглядов и убеждений. Для того времени тема была актуальной, так как в начале 1990-х годов, после провозглашения в России религиозной свободы, вместе с появлением иностранных миссионеров, принадлежавших к крупнейшим христианским конфессиям мира, возникли и новые религиозные движения, поэтому поле деятельности оказалось достаточно широким. Кроме того, Дворкин имел некоторые связи в Центре изучения новых религий Айлин Баркер "Информ" (Великобритания) и дружил с главой датского антикультистского "Диалог-Центра" профессором Огардом, что обеспечило ему дополнительный авторитет, как специалисту в незнакомой тогда для России области.

В 1990-е годы после международного скандала с КАН центр антикультистского движения начал перемещаться в Россию. В это время Дворкин основал и возглавил антисектантский "Центр Иринея Лионского", официально задачей центра считалось "изучение новых религиозных движений и распространение информации о них".

Дворкин и Кураев сделали упор на устойчивые отрицательные стереотипы, привитые антирелигиозной пропагандой в советский период. В частности, Дворкин и Кураев сделали расчёт на известный термин "секта", который воспринимается в стране крайне негативно. Именно борьбой с "сектами" с самого начала антикультисты оправдывали свою подозрительность по отношению к практически всем новым религиозным организациям, в число которых попали и российские протестанты, и последователи древних религиозных учений Востока.

В результате множества судебных процессов, когда-то мощное антикультистское движение в США было разорено и дестабилизировано. Однако в России, с помощью Александра Дворкина, Андрея Кураева и ряда менее известных деятелей, начиная с 2000 года, а особенно с 2005 года, оно заметно усилилось. Дворкин стал внешне гораздо более респектабельным, не утратив, однако, некоторых характерных черт "раннего периода" своей деятельности.

Преподавательская карьера Дворкина в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) сложилась успешно. Дворкин имеет там степень профессора и заведует кафедрой сектоведения. По информации ПСТГУ, кроме лекций, которые читаются в России и в Брюсселе, при кафедре Дворкина "проводится систематическая антисектантская работа" и "А. Л. Дворкин и диакон М. Плотников активно освещают сектантскую тематику в многочисленных выступлениях и интервью по радио и телевидению, постоянно публикуют материалы в церковной и светской прессе, как в российской, так и в зарубежной". По данным на 2008 год, Дворкин проживает в Москве и выполняет послушание чтеца храма Святой Троицы в Хохлах. За заслуги Дворкина на поприще сектоборства, а также в связи с его 50-летием в 2005 году сектовед был награжден по указу Патриарха Алексия II орденом свт. Иннокентия Московского. Несмотря на успехи в педагогическо-просветительских трудах, основной деятельностью Дворкина остается деятельность антикультовая.

Александр Дворкин женат. Супруга, Ирина Георгиевна (в девичестве Дзюбинская) уроженка Челябинска, выпускница факультета иностранных языков Челябинского педагогического института. В семье Дворкиных растёт дочь Ульяна (Иулиания). В свободное от работы время Александр Дворкин несёт послушание алтарника и чтеца московском храме Святой Троицы в Хохлах.

По материалам Википедии


    В сюжете:

29 апреля 2010, 15:00  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Медвежья услуга". В случае осуществления "законодательной инициативы" Сергея Морозова любую из зарегистрированных Минюстом религиозных организаций РФ можно будет назвать "тоталитарной сектой"
27 апреля 2010, 12:55  
За религиозную политику Кремля будет отвечать Иван Демидов, которому также поручено курировать общественные организации
03 марта 2010, 16:47  
МОНИТОРИНГ СМИ: Химера православного клерикализма
09 февраля 2010, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Юридическое очищение. Министерство юстиции РФ избавилось от тех людей, которые проводили неумелую антимиссионерскую политику, ущемляя инаковерующих
03 февраля 2010, 15:37  
МОНИТОРИНГ СМИ: Аллах и Кремль объединяют мусульман. В России может появиться новая исламская организация
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования