Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
03 апреля 2009, 19:00 Распечатать

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Последний хранитель печати... Наталья Леонидовна Трауберг была наблюдателем и критиком времен, самое же главное – она была прелагателем, транслятором культурного кода христианства


Наталье Леонидовне Трауберг было намерено ровно по царю Давыду "аще 80 лет и множае их труд и болезнь", она сама нередко вспоминала эти слова, оглядываясь назад. Вроде бы это и много, но я бы сказал – в самый раз. Она оказалась ровно на конце эпохи, и от своей юности, поборов должные страсти, стала наблюдателем и критиком времен. Самое же главное – она была прелагателем, транслятором культурного кода христианства. Кажется, что именно это послушание, дело "перевода" в широком смысле, назначено было ей и тем людям, кого она включала в свой ближайший круг.

Внеположенность, "чужеродность" она ощущала с юности, и довольно крепко. Осознавала она в 50-х годах и свое "полуеврейство": "Я знаю по себе и по свидетельству экспертов, что это — совсем Бог знает что. Собственно говоря, такие люди — просто никто, для иудеев — не иудеи, для эллинов — не эллины. Если ты к тому же хочешь быть христианином, ты понимаешь, как это полезно". И она стала христианкой - все более и более. Первый импульс шел от нянечки. Второй пришел от учения, от штудий, от интересов, то есть от ума.

Наталья Леонидовна была выпускницей питерского университета, но Питер оставался для нее местом не столько мрачным, сколько выморочным. Там "убивали филологию", травили Жирмунского, Эткинда, Тронского. "Кенозис Петербурга", как говорила сама Н.Л., вынуждал к бегству: "…Тогда Нева ещё замерзала, и мы, студенты, ходили зимой по льду к Сенату и Синоду. Оттуда не трудно дойти до Невского, хотя и не очень нужно — именно это место оставалось довольно страшным и даже снилось мне много лет в каком-то нехорошем соусе. Витрины большей частью были забиты фанерой"…

Бегство от морока, сначала в книги, потом к людям стало для нее поиском истины. И она бежала, переходила от одной формы хронотопа к другой. Московский первый период был прологом, переходом в дальнейшую ипостась, от туманно ощущаемого "зова истины" к ее опытному принятию. В просовеченной столице СССР она умудрилась (сработала интеллигентская корпоративность) найти особый новомосковский дух – открытости, западничества, свободы. Именно в московских кружках 50-60-х годов сложилась ее особая культурная манера, внутренняя складка. Тогда среди людей, вернувшихся из лагерей и ссылок, таких, как Г.Померанц, И.Муравьева, Г. Лесскис, Е. Мелетинский, Е. Федоров, "Кузьма", И. Шмаин, и более молодого поколения, перенимавшего их опыт, у Трауберг появилась твердость и чувство движения "против течения". В этих кругах именно русская поэзия стала главным кодом: Ахматова, Гумилев и Мандельштам, "самый для меня важный" были паролем и отзывом.

Переезд в Литву оказался для нее бегством "на остров Лапута" или, ещё точней, в город Китеж", как она сама говорила. И в этом бегстве, стремлении к Китежу Наталья Леонидовна реализовывала свой "мракобесный" (ipsissima verba!), иначе говоря, глубоко русский характер. Н.Л. ждала исполнения слов кардинала Сладкявичюса: "Будет не рай, будет жизнь, а сейчас её нет". Именно Литва открыла ей реальность того, что она привыкла видеть в мире книжном, – полноценную духовную жизнь. Католическая религиозность навсегда вошла в нее, сочетаясь причудливо с воспринятым от нянечки народным православием. Н.Л., собственно, не была никогда либералкой в банальном смысле, ее воззрения раз и навсегда утвердились в литовский период и были вполне фундаменталистскими. Единственным "либеральным" моментом стало ее вынужденное положение между католичеством и интуитивно понимаемым православием. Католичество, кстати, было совершенно не интуитивным, а прямо внутренним и интеллектуальным. Весь строй ее мысли, культурный язык были до конца западническими и прямо латинскими. При этом она внутренне, интуитивно, хорошо понимала пружины восточно-православного мировоззрения, принимала его душевные проявления как внутренне близкие, как "свои". Но дух его не был ей своим. Она называла издержки православия "папье-маше", считая, что современная православная духовность "отупляет душу", в чем я смог убедиться и сам, о чем был один из наших с ней последних разговоров. Однако я решал этот вопрос уже в начале 1990-х путем переосмысления православной традиции, а Н.Л. - в 1960-х. Она оставила от "православного извода христианства"  заповеди блаженства и слова об "унизивших себя" или "умалившихся" (Н.Л. продолжала вслед за нянечкой делить людей на "тихих и важных" - и это тоже было ее пониманием православия). Не случайна ее расстановка приоритетов: "Сперва — Тереза-старшая, а потом — Симеон Новый Богослов".

Семидесятые годы оказались еще гаже "подростковой веры в добро" 60-х, но Н.Л. была уже хорошо подготовлена духовно к страданию, с одной стороны, и к росту энтропии – с другой. "Борьба против режима прекрасно уживалась с культом оборотистости; а категоричность, побочный продукт порядочности, утратила прежние обертона, превращаясь всё чаще в простую злобу", - писала она о том времени. Благодаря воспитанию ей были чужды многие советские рефлексы. И "противостояние аномии" оказалось защитой своего довольно "мракобесного" христианства западного извода в среде либеральной, даже либертинистской, политически двусмысленной и диссидентской. Именно от мэйнстрима Трауберг отшатнулась и началось создание культурного круга. Причем, создавала его не сама Н.Л., он создавался как-то поневоле вокруг ее отчетливого идейного пути.

29 мая 1974 года Наталья Трауберг, Сергей Аверинцев, братья Владимир и Леонид Муравьёвы, Юлий Шрейдер и Кястас Янулайтис основали в Москве Честертоновское общество. Ей довелось пережить всех своих соратников или, точнее, друзей-заговорщиков по честертоновскому клубу, некогда образованному при ее посредстве. В 1995 ушел Леонид Муравьев, в 2001 - его брат Владимир, в 2004 – Сергей Аверинцев… Наталья Леонидовна говорила, что осталась "последним хранителем печати" и последним посвященным этого странного ордена, созданного в болотной пучине 70-х. На его знамени были начертаны свобода и христианство, тем самым обозначилось направление, которое можно бы назвать "духовно-литературным" или "литературно-духовным", это уж как кому милее. Вектор был западный, даже католическо-западный, антивектор – советская действительность. Внешний антисоветизм позволил увидеть за политической несвободой глубины гораздо более мрачные – поистине сатанинские бездны "века сего". Создание такого круга, зыбкого и непрочного (Муравьев и Шрейдер выбрали бескомпромиссное латинство, Аверинцев и Трауберг остались посреди Востока и Запада, считая "своими" в равной степени и православие, и католицизм), тем не менее, оправдало себя. Была найдена формула сопротивления и созидания.

Жизнь в мороке и артефакты этой жизни обрели тот "онтологический статус", о котором в Литве Н.Л. говорила с Томасом Венцлова. Любовь и сострадание стали в ней постепенно вытеснять порыв и борьбу за истину. Свою задачу Н.Л. все более видела в том, чтобы "обрадовать и утешить очень замученных людей нашей бедной страны". Ее встречи и дружба с о. Александром Менем (мне она говорила, что отделяла его от "честертоновцев") стали частыми и приблизили ее к кругам "либеральных православных". В их среде нашлось понимание для ее невнятного положения между православием и католичеством: там признали, что такие люди, как она и Аверинцев, могут быть "выше всего этого". Со временем Н.Л. приучила себя смотреть на свое католичество и говорить о нем как о чем-то исторически ограниченном. Себя саму в последние годы она всегда определяла как православную "в общении со Святым престолом", а каноническую трудность этого положения она просто игнорировала.  

Многие из ее старых соратников так и не приняли этого поворота, например, для Муравьева либералы как в католицизме, так и в православии, всегда были чужими. Но время медленно шло к исполнению мрачного прогноза кардинала Сладкявичюса: морок сменился "нормальной жизнью". Как говорила мне сама Н.Л., эта "нормальность" была порой куда мерзостней прямого гонения: она обнажила суть советской псевдоморфозы. Либерализм был ей внутренне противен: она прямо отвергала "феминизм и агрессивную политкорректность", а возросшая на Западе гомофилия вызывала у Н.Л. едва ли не ужас. Постсоветская религиозность никогда не стала ей своей, она опять стала одиночкой, но сил создавать новое уже не было. Тогда в 70-х они с Аверинцевым называли это "эффектом Хосе Антонио": стоит отпустить пресс, как христианство начинает вырождаться. "Прямое мученичество, то есть свидетельство, неожиданно гаснет с прекращением гонений. Так было и после Миланского эдикта, и после "тысячелетия" — 1988 года. Повторю: corruptio optimo pessima; искажённое христианство исключительно противно".

Круг замкнулся: псевдоморфоза продолжалась, но, как говорила Н.Л., " в религиозной жизни всегда есть место притче". Она пошла путем "филолога-миссионера", каким был, по ее разумению, Аверинцев: стала выступать на радио, охотно делилась опытом, пыталась донести до людей свое понимание. Но вот, я думаю: можно ли донести "голое понимание" без культурного антуража, без среды, без апелляции к единым культурным параметрам? Ответ для меня очевиден: нельзя. Предел применения притчи очевиден: он и социальный, и психологический. И она, и Аверинцев сеяли широко, но нужно было, чтобы семена упали на должную почву, а ее сейчас почти не осталось.

Что же остается потомкам от жизненного подвига Н.Л., парадоксального человека, терциария доминиканского ордена, прихожанки православного храма, переводчицы и проповедницы? "Моё духовное водительство сводилось к жалости и молитве", - писала она сама, но свет этих двух добродетелей – не единственное, что остается. Для тех, кто ее знал лично, остается чувство доброты, терпения и сострадания в сочетании с интеллектуальной честностью, доходящей иногда до твердости и тихой бескомпромиссности. Читателям остаются ее статьи, переводы и мемуары, в которых можно увидеть одну из тех личностей, усилиями которых о христианстве продолжали помнить в те времена, когда о нем уже, кажется, должны были забыть. "Кто взыдет нá гору Господню, - спрашивает царь Давыд в 23-м псалме, - неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият насуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему". Мне почему-то кажется, что это сказано про таких, как Наталья Леонидовна. Мир праху ея!

Алексей Муравьев,
для "Портала-Credo.Ru"


    В сюжете:

10 апреля 2009, 11:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: "Сама жизнь". Мысли после отпевания Н.Л.Трауберг
06 апреля 2009, 13:11  
МОНИТОРИНГ СМИ: Ольга Седакова о Наталье Леонидовне Трауберг. Она вживила в сознание российского читателя неведомую здесь прежде стихию «просто христианства»
04 апреля 2009, 20:30  
РЕПОРТАЖ: Как велика правда в этом мире... В Москве состоялось отпевание новопреставленной монахини Иоанны – в миру Наталии Трауберг
03 апреля 2009, 19:00  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Последний хранитель печати... Наталья Леонидовна Трауберг была наблюдателем и критиком времен, самое же главное – она была прелагателем, транслятором культурного кода христианства
03 апреля 2009, 17:22  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мы - не одни. Андрей Немзер о Наталье Леонидовне Трауберг
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
Материал содержит видео информацию22 июля 2017, 17:53  
ВИДЕО: "Мы закопаем тебя в подмосковном лесу и панихиду отпоем". Житель подмосковного Видного столкнулся с конкретным "православным благочестием" в храме РПЦ МП. На помощь полиции не надеется
Материал содержит видео информацию22 июля 2017, 17:49  
ВИДЕО: "Берегись оптинских монахов!" Сотрудники ФСО придерживают за руки каждого монаха ставропигиальной Оптиной пустыни РПЦ МП, подходящих под помазание к своему Патриарху, 20 июля
Материал содержит иллюстрации22 июля 2017, 14:55  
МОНИТОРИНГ СМИ: История как лубок. История "сталинских репрессий", похоже, ничему не научила россиян, в том числе и православных...
22 июля 2017, 14:38  
Поклонская заявила, что собрала против фильма «Матильда» 100 тысяч подписей "рядовых граждан" и 37 подписей парламентариев
Материал содержит иллюстрации22 июля 2017, 14:20  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Извращенная» история. О выдающемся русском историке Путине, "папском нунции" и о том, как власть ищет источник своей легитимации в истории страны...
22 июля 2017, 13:59  
Прокуратура Москвы намерена возбудить дело на противников фильма «Матильда»
22 июля 2017, 11:19  
МОНИТОРИНГ СМИ: Конституционный суд поддержал защитников Исаакиевского собора. Депутат ЗС Петербурга, сопротивляющийся передаче Исаакиевского собора РПЦ МП, доволен решением суда
22 июля 2017, 11:10  
РПЦ МП отказала полиции и Следственному комитету в проведении дактилоскопии в московских монастырях
22 июля 2017, 11:02  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Не рой яму другому…». Запрет Свидетелей Иеговы в России стал символом бессмысленной дискриминации верующих
Эксклюзивный материал21 июля 2017, 18:46  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Сакральная жертва. Советский суд запускает советскую инквизицию
21 июля 2017, 18:03  
Алексей Учитель опроверг сообщения о закрытом показе «Матильды» в Госдуме РФ
21 июля 2017, 18:01  
МОНИТОРИНГ СМИ: Монополия на слово пастыря. Существует ли общественная дискуссия внутри РПЦ МП в условиях вертикали власти Патриарха Кирилла
21 июля 2017, 17:12  
МОНИТОРИНГ СМИ: Гриша и Гоша. Общее и различное в судьбах основных претендентов на патриарший престол РПЦ МП - рассказ очевидца, часть 1
Эксклюзивный материал21 июля 2017, 16:57  
АРХИВ: "Ваша деятельность приводит к насаждению в Церкви чужеродного ей духа...". Письмо инока Алимпия (Вербицкого) предстоятелю РПСЦ Митрополиту Корнилию, май 2007 г.
21 июля 2017, 16:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Мемориал» признал политзаключенным верующего Свидетеля Иеговы из Дании Денниса Кристенсена. Дело против Кристенсена — одно из первых в кампании по преследованию Свидетелей Иеговы в России
21 июля 2017, 15:43  
После заявления о том, что РПЦ МП намеренно не признает подлинность "екатеринбургских останков", Арцишевского отстранили от представительства Объединения рода Романовых
21 июля 2017, 15:33  
Конституционный суд РФ не принял к рассмотрению жалобу на норму закона о передаче имущества религиозным организациям
21 июля 2017, 14:59  
МОНИТОРИНГ СМИ: «Варварство редкое, беспредел полный». В Рязани на месте строительства часовни РПЦ МП уничтожили остатки древнего православного храма и некрополь, а человеческие останки вывезли на свалку
21 июля 2017, 14:21  
Полиция Петербурга проверяет информацию о крещении в храме РПЦ МП детей без согласия родителей
21 июля 2017, 13:49  
Боец АТО повесился после исповеди у священника УПЦ МП в Херсонской области Украины
21 июля 2017, 13:27  
Епископ УПЦ МП во Львове извинился за поведение священника, который оскорбил память воина АТО
Эксклюзивный материалМатериал содержит видео информацию21 июля 2017, 13:12  
ВИДЕО: Православные могут поминать на проскомидии католиков, говорит митрополит Московской патриархии Павел (Пономарев)
21 июля 2017, 13:09  
Спикер Госдумы РФ Володин посмотрел фильм "Матильда", против которого выступает Поклонская и другие "православные активисты", на закрытом показе
21 июля 2017, 11:13  
В Санкт-Петербурге родители подадут в суд на священника, крестившего детей без их ведома
20 июля 2017, 22:38  
Полиция нагрянула в палаточный городок на Обском море под Новосибирском, подозревая, что там живут Свидетели Иеговы
Эксклюзивный материал20 июля 2017, 19:19  
МЫСЛИ: Олег Золотухин. РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ. Какова главная задача исполнения РПЦ МП функций КПСС?
20 июля 2017, 18:24  
На Ямале прокуратура закрыла баптистский детский лагерь
20 июля 2017, 18:05  
МОНИТОРИНГ СМИ: Свидетели Иеговы": могут ли их запретить в Германии? В России судебное решение о ликвидации Свидетелей вступило в силу. А каким статусом обладает эта религиозная организация в Германии?
20 июля 2017, 16:45  
МОНИТОРИНГ СМИ: Свидетели Иеговы: давление на членов общин на юге России резко усилилось
Эксклюзивный материалМатериал содержит иллюстрации20 июля 2017, 16:37  
Две либеральных православных юрисдикции - РПКЦ и ПРЦ - официально объединились в Москве
20 июля 2017, 16:17  
Поклонская намерена участвовать в "стоянии" против фильма "Матильда"
Материал содержит иллюстрации20 июля 2017, 13:26  
МОНИТОРИНГ: Они сражались за веру. Как язычники в РФ оказались на страже интересов РПЦ МП
20 июля 2017, 13:05  
Родители-атеисты обратилась в прокуратуру Петербурга из-за крещения в храме РПЦ МП детей без их ведома
Материал содержит иллюстрации20 июля 2017, 12:35  
МОНИТОРИНГ СМИ: Мормон и рокер: что известно о новом после США в России Хантсмане. Прапрапрапрадед посла - ближайший соратник основателя церкви мормонов Джозефа Смита
Материал содержит иллюстрации20 июля 2017, 12:13  
"Благодаря Сталину мы победили", - по данным ВЦИОМ, за размещение мемориальных досок Сталину на улицах российских городов высказались 62 % россиян


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования