Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
21 января 2003, 14:05 Распечатать

ДОКУМЕНТ: Антиконституционные тенденции в отношениях государства с религиозными организациями вступили в циничную фазу. Заявление Института свободы совести


Сакрализация власти и клерикализация государства в современной России вошли в циничную фазу. Вопреки основополагающим принципам Конституции Российской Федерации элементы государственных вероисповедных предпочтений (коснувшиеся органов власти и государственного управления, "силовых" структур, государственной системы образования), вводимые в явочном порядке, имеют устойчивую тенденцию к законодательному закреплению с целью придания им характера государственной политики.

После принятия в 1997 г. дискриминационного Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", антиконституционные тенденции в области отношений государства с религиозными организациями проявили себя в форме идеи специального выделения "традиционных" религиозных организаций с наделением последних значительными экономическими льготами (в форме двух проектов концепций государственно-конфессиональных отношений, опубликованных в 2001 г., и сериала из трех законопроектов).

Осень-зима 2002 г. ознаменовалась всплеском антиконституционной активности, характеризуемой небывалым цинизмом, с которым попираются базовые принципы конституционного строя:

а) 10-11 октября - конференция на федеральном уровне "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования";

б) 22 октября - Приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Примерное содержание учебного предмета "Православная культура";

в) 30 октября - проект Доклада рабочей группы президиума Государственного совета РФ "О совершенствовании деятельности государственных и общественных институтов по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации";

г) 9-11 декабря в Екатеринбурге под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе прошла международная научно-практическая конференция "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма";

д) 20 декабря - в рамках научно-практического семинара "Северная столица - перекресток духовных традиций" прозвучало заявление о работе кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ над новым проектом концепции государственно-конфессиональных отношений с уклоном под борьбу с "религиозным экстремизмом";

е) 24 декабря - создана Общественно-депутатская комиссия по поддержке традиционных духовно-нравственных ценностей;

ж) 30 декабря - в Госдуму России внесен законопроект "О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России".

Все упомянутые события направлены на эскалацию государственных конфессиональных предпочтений и/или на "специальные" ограничения и контроль мировоззренческой сферы, основанные на неправовых принципах и терминологии: "религиозный экстремизм", "религиозная экспансия", "традиционная религиозная организация", "православная территория", "секта". Например, в проекте Доклада рабочей группы президиума Госсовета РФ по вопросам противодействия проявлениям религиозного экстремизма в РФ термин "религиозный экстремизм" фигурирует более 30 (!) раз.

Уже сам термин "экстремизм" признается очень широким и не вполне юридически корректным. А с учетом отсутствия правового определения религии, применение термина "религиозный экстремизм" несет угрозы правам человека и основам конституционного строя.

На конференции по образованию власть фактически "дала добро" тотальной клерикализации государственной системы образования на региональном уровне, что и было исполнено Минобразованием, в виде подмены права на религиозное образование обязанностью государства финансировать конфессиональное образование для "традиционных религиозных организаций", и к тому же в рамках государственной системы. Таким образом "нетрадиционно" верующих не только ограничили в равных правах на религиозное образование, но и вместе с остальными инакомыслящими налогоплательщиками фактически заставили оплачивать конфессиональное образование, а в конечном итоге сакрализацию власти.

Если в вышеупомянутом проекте Доклада рабочей группы Госсовета в качестве угроз национальной безопасности России названа "религиозная экспансия" со стороны Римско-католической церкви, "новых протестантских организаций", "иностранных псевдорелигиозных общин", "некоторых исламских религиозных объединений", то в приложении к итоговому документу конференции "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма" просто приведен список "наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации" числом более 300.

Очевидно, что власти для освящения себя нужна только одна "самая традиционная" конфессия, и даже вхождение в президентский Совет по взаимодействию с религиозными объединениями и поддержка антиконституционных инициатив не является гарантией от попадания в какой-нибудь "черный список" с перспективой "специальных" ограничений. Тем не менее, многие конфессиональные лидеры устремляются в сферу государственных предпочтений, забыв об ответственности перед паствой и обществом.

Указанные тенденции маскируются заботой о духовности, нравственности, человеке, а на самом деле подчинены интересам удержания власти и ухода от ответственности за происходящее в стране. История со всей кровавой наглядностью показывает, что манипулирование сознанием и основанная на нем неограниченная власть является самой большой угрозой для человека, общества, государства.

В результате, чтобы ни творилось в России - перманентный экономический кризис, коррупция, война в Чечне, вымирание населения - россияне все равно просто любят власть, отдавая свои голоса ее представителям во время выборов. В указанном контексте чистые выборы это не только соблюдение закона, но и приведение государственной политики в области свободы совести (включая законодательство) в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Фактический отход России от принципа светскости государства, выражающийся в клерикализации институтов государства и органов власти, неизбежно ведет к "специальной" регламентации духовно-нравственной сферы, навязыванию обществу "правильного", по мнению властных групп, мировоззрения. Власть, выбрав одну из конфессий в качестве государственной идеологии, делает все для устранения любой ее альтернативы. Таким образом, в России активно формируется правой механизм ограничений основных прав и свобод человека, основанный на средневековых традициях сакрализации власти, с целью придания ей пожизненного статуса опекуна несовершеннолетней толпы, и имеющий тенденцию к реанимации соответствующего строя.

Сотрудничество и диалог государства и религиозных объединений как важнейших институтов гражданского общества должны строиться на общих с иными общественными объединениями правовых основаниях при неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации. Анализ обстоятельств и последствий заключения "специальных" соглашений органов государства с избранными религиозными объединениями говорит в пользу отмены упомянутых соглашений как антиконституционных.

Институт свободы совести выражает обеспокоенность тем, что конфессионально ориентированные структуры, в том числе позиционирующие себя научными и правозащитными, как правило, не способны иметь и выражать принципиальную позицию в связи с вышеупомянутыми тенденциями, а государственные научные учреждения и вовсе выполняют заказ власти по обоснованию антиконституционных государственно-конфессиональных отношений и вероисповедной политике.

Институт свободы совести заявляет о недопустимости формирования антиконституционной законодательной базы по закреплению вероисповедных предпочтений, а равно и "специальных" ограничений для религиозных объединений, основанных на неправовой терминологии и делающих реализацию права на свободу совести каждого заложниками интересов политических групп, конфессиональных и профессиональных корпораций.

В качестве позитивных решений проблемы реализации права на свободу совести, как основы построения правового государства и формирования гражданского общества необходимо создать научную базу для формирования законодательства, которое не позволит власти "специальные" контроль, ограничение, использование мировоззренческой сферы. В противном случае права каждого (включая верующих) будут нарушаться, а идеалы гражданского общества терпеть поражение.

Сопредседатели Института свободы совести
Сергей Бурьянов, Сергей Мозговой
21 января 2003 года


    В сюжете:

20 сентября 2013, 23:04  
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Явное и тайное об РПЦ МП и вокруг нее. Прогнозы для нового церковно-политического сезона
20 декабря 2013, 13:23  
Путин хочет остаться хозяином положения, а потому готов отпустить участниц "Pussy Riot" и Ходорковского чуть раньше момента, когда закончится срок их заключения, полагает аналитик FIBO Group
20 декабря 2013, 11:50  
МОНИТОРИНГ СМИ: Коммунизм и Библия похожи? Всеволод Чаплин - о "моральных скрепах"
19 декабря 2013, 16:14  
Владимир Путин: "Кодекс строителей коммунизма – жалкая копия с Библии"
17 декабря 2013, 18:30  
МОНИТОРИНГ СМИ: Владимир Путин как религиозный тип. Он взялся поучать «бездуховную» Европу, хотя по уровню насильственных преступлений Россия существенно опережает европейские страны
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования