Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
10 октября 2008, 18:00 Распечатать

СПРАВКА: К истории Всеправославных совещаний глав и представителей поместных Православных Церквей


Совещание глав и представителей поместных Православных Церквей, созывавшееся в ХХ веке, стало традиционным всемирным форумом, на котором декларируются наиболее серьезные проблемы и решаются принципиальные вопросы мирового православия.

Первое Совещание Православных Церквей, состоявшееся в Константинополе в мае 1923 года, было посвящено выработке окончательной позиции Православных Церквей по вопросам летоисчисления и календаря. Сравнение и критический анализ несовместимости двух существующих календарей – Юлианского и Григорианского -  закончились специальным постановлением Совещания (§ 8) о том, чтобы Вселенская патриархия обратилась к астрономической обсерватории и соответствующим отделам Афинского, Белградского, Бухарестского и Ленинградского университетов с просьбой составить пасхалию на более продолжительное время и сообщить о ней всем Церквям.

Совещание глав и представителей поместных Православных Церквей, посвященное 500-летию автокефалии Русской Церкви, проходившее в июле 1948 года, было противоречивым. С одной стороны, посвящение ее юбилею с церковной точки зрения выглядело в сталинской стране неуместным и неэтичным по отношению к православию. С другой стороны, это мероприятие было политически неизбежным, так как Московская патриархия находилась к тому времени в полном распоряжении большевистской власти. Совещание состоялось на фоне начинающихся сессий Всемирного совета Церквей" (ВСЦ), проходящих в Амстердаме (1948). Поэтому не без особого усердия со стороны церковной администрации вполне логично вынесло в соответствии со своим видением политических целей СССР ряд сомнительных с богословской точки зрения резких антиэкуменических решений. По мнению профессора Дмитрия Поспеловского, Патриарх Алексий I (Симанский), несмотря на личные соображения, оставался при Сталине марионеткой: "...церковное руководство старается выполнять свою роль самым тщательным образом. Свои услуги советской внешней политике Церковь все время пытается использовать в своих интересах" (с. 277); "...небывалый размах, с каким Русская Православная Церковь планировала праздновать 500-летие своей автокефалии, указывал на то, что Москва надеялась стать инициатором и устроителем восьмого Вселенского собора" (с. 263) ("Русская Православная Церковь в XX веке")

Во встрече 1948 года не принял участия ни один из восточных Патриархов. Присутствовала лишь делегация Антиохийской Церкви, что тот же Поспеловский объясняет ее известной материальной зависимостью от большевистских субсидий. В результате мероприятие не оправдало расчетов большевиков на привлечение симпатий Запада к Москве посредством привлечения заграничных православных Церквей, и церковно-государственные стратеги Московской патриархии взяли курс на "освоение" Всемирного Совета Церквей, членом которого РПЦ МП и стала в 1961 году. Былой ляп в неприятием экуменизма постарались забыть, поэтому неудивительно, что даже в "Жизнеописании" патриарха Алексия (Симанского), его автор А.Л. Казем-Бек, упоминает о Совещании 1948 года лишь вскользь, не говоря ни слова о его радикальной антиэкуменической направленности. Тенденция к умолчанию не слишком приглядных страниц истории РПЦ МП советского времени сохранялась до недавнего времени. Церковные историки либо старались не упоминать о мероприятии, либо, как протоиерей Владислав Цыпин, оценивать его очень осторожно.

Эпоха членства Русской Православной Церкви Московского патриархата во Всемирном Совете Церквей проходила под знаком экуменического движения достаточно ровно вплоть до 1996 года, когда начались серьезные осложнения в отношениях между РПЦ МП и Вселенским патриархатом, дошедшие до разрыва общения из-за ситуации в Эстонии. Общение РПЦ МП и Константинополя через пару месяцев под давлением ВСЦ и светской власти было восстановлено, и далее Московская патриархия после короткой передышки вновь двигалась уже исключительно в русле текущей политики российской власти. В этом отношении эстонский прецедент 1996 года сыграл роль, похожую на опыт Совещания 1948 года, когда большевистской власти стало ясно, что Церковь не способна на самостоятельный политический вклад в "общее дело" и ею надо управлять.

В процессе смены политического курса России на обособление, начиная с декларации "суверенной демократии" и прочего, опыт Совещания 1948 года потребовалось переосмыслить. Начало этому было успешно положено в 2001 году выходом в свет книги историка Николая Селищева "Православная Церковь. Взгляд русского историка". Автор исследует в ней процесс формирования церковно-государственных отношений в советской России, отмечая, что РПЦ МП "полностью подчинилась партии" и "с тех пор перестал звучать подлинный ее голос". Все Поместные Православные Церкви стали членами экуменического движения, за исключением Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). Н. Селищев ссылается на такую же оценку митрополита Ленинградского Иоанна (Снычева): "Надо сказать, что в России широкое соборное обсуждение проблемы экуменизма было проведено лишь единожды — в 1948 году в Москве на Конференции Православных Поместных Церквей. Тогда на эту тему пространно высказались многие видные православные богословы и иерархи. В итоговой резолюции отмечалось, что "целеустремления экуменического движения не соответствуют идеалу христианства", что "создание Экуменической церкви как влиятельной международной силы есть падение перед искушением (земной власти. - митр. Иоанн), отвергнутой Христом, ... и уклонение на нехристианский путь", что "экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения церквей благодатными средствами".

Таким образом, рисовалась печальная картина несамостоятельной из-за внешних "порочащих связей" РПЦ МП, что становилось опорой на это обстоятельство сторонников тоталитарного реванша. Ими подчеркивалась необходимость движения к обособлению православного мира - от общехристианского, а Русской Православной Церкви Московского патриархата – от Вселенского Православия. Это вполне совпадает до сих пор с общей тенденцией определенных кругов российской власти к возвращению тоталитарного администрирования в стране.

Презрев, пусть и для виду, свою идиосинкразию к Эстонской Автокефальной Церкви, и участвуя в работе нынешнего Всеправославного совещания в Стамбуле, Московская патриархия, вероятно, предпринимает попытку своего рода демонстрации своей независимости от общих тенденций политики государства. Однако, декоративно это или принципиально, можно будет понять лишь по окончании Совещания.

Михаил Ситников,
для "Портала-
Credo.Ru"


    В сюжете:

28 июля 2008, 17:30  
Вопрос единой поместной Церкви в Украине станет предметом официальных переговоров Константинопольской и Московской патриархий, договорились их главы на закрытой встрече
22 октября 2008, 17:48  
МНЕНИЕ: "Третий Рим склонил голову перед Константинополем - это важнейшее событие в истории их взаимоотношений со времен создания Сталиным РПЦ МП" - председатель Комитета свободы совести священник ГЛЕБ ЯКУНИН
20 октября 2008, 17:28  
ДОКУМЕНТ: Заявление Эстонской Православной Церкви МП касательно отклонения заявки на вступление в Конференцию Европейских Церквей исполнительным комитетом КЕЦ
14 октября 2008, 19:00  
МЫСЛИ: Роман Лункин. НА БОСФОР БЕЗ ЗАДНЕЙ МЫСЛИ. Патриаршая дипломатия жестко расставила акценты церковной политики во время встречи предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей в Стамбуле
14 октября 2008, 18:26  
МНЕНИЕ: "Московская патриархия, конечно же, рассчитывает поддерживать свое влияние на территории Украины столь долго, сколько это будет возможно" - директор Института изучения религии стран СНГ и Балтии НИКОЛАЙ МИТРОХИН
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования