Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
25 сентября 2008, 18:05 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Глава Церкви Южной Осетии ЕПИСКОП АЛАНСКИЙ ГЕОРГИЙ (Пухатэ) о «махровом национализме» Грузинской патриархии и «предательстве» Московской


Аланская епархия была образована в Южной Осетии в 2005 году и является частью Греческой Истинно-Православной (старостильной) Церкви ("Синода Противостоящих"). Как отмечается на сайте Аланской епархии, 31 января 2003 года Синод постановил принять в свою юрисдикцию Югоосетинское благочиние РПЦЗ(Л), о чем в письменном виде известил первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра.

7 ноября 2005 года о. Георгий (Пухатэ) стал епископом. Появление Аланской епархии вызвало неоднозначную реакцию отдельных православных юрисдикций. Грузинская патриархия сразу же выбрала жесткую, непримиримую линию в отношении епархии. Изначальную официальную позицию РПЦ МП в отношении Аланской епархии можно определить словами благочинного церквей РСО-Алании протоиерея РПЦ МП Владимира Самойленко: "Аланской епархии не существует".

Глава епархии - епископ Георгий - является членом "Синода Противостоящих", а также секретарем Отдела связей с русскоязычными общинами мира и со странами СНГ. Грузино-осетинское противостояние отразилось и на судьбе самого епископа Георгия - ещё в первую войну 1990-х годов грузинские националисты убили троих его братьев. Во время конфликта августа 2008 года епископ Георгий стал свидетелем массовых убийств, разрушения храмов, пытался спасти своих прихожан из горящего Цхинвали.

Епископ Георгий рассказал в интервью корреспонденту "Портала-Credo.Ru" о своей епархии, а также об отношениях с двумя окружающими Аланскую епархию патриархиями – Грузинской и Московской.

"Портал-Credo.Ru": Владыка Георгий, почему Аланская епархия состоит в юрисдикции Греческой Старостильной Церкви?

Епископ Георгий: Начиная с 1991 года, мы, православные осетины, регулярно обращались в Московскую патриархию, но нам постоянно указывали на Грузию и Грузинскую патриархию. Однако грузинское духовенство никогда нас не окормляло. Более того, грузинские священники не имели и не имеют морального права на духовное окормление Южной Осетии, так как Грузинская патриархия изначально благословляла и поощряла политику грузинского руководства по отношению к осетинам. Они поддерживают политику Саакашвили и в настоящее время.

Представители Русской Православной Церкви не принимали и не принимают во внимание факт геноцида народа Южной Осетии. Все наши просьбы, направленные в Московскую патриархию, были безрезультатными и остались без ответа. Нас поддержал глава Греческой Старостильной Церкви митрополит Киприан. У этой Церкви есть свои приходы в Грузии, они знают наше положение и решили оказать нам помощь.

- Сколько приходов и священнослужителей в Вашей епархии?

- У нас всего 5 приходов и 5 священнослужителей. Никто из клириков и членов их семей не чувствует себя в безопасности, поскольку сохраняется угроза военного вторжения грузинских войск. Некоторые представители нашего духовенства не могут вернуться к себе домой, посетить прихожан, а строительство храмов в селах приостановлено. И я, и никто другой также не может им дать гарантий, что они и их близкие останутся живы. Священники сами пребывают в тяжелом моральном состоянии после произошедшего грузинского вторжения и массовых убийств гражданского населения. Приходов Грузинской патриархии было всего 2-3 в грузинских селах, анклавах, но сейчас их не существует.

- В октябре 2006 года Вы написали открытое письмо Патриарху-Католикосу всея Грузии Илии II, продиктованное новой эскалацией напряжённости между Осетией и Грузией. В этом письме отмечалось: "Все Православное духовенство в Осетии и в диаспорах, вместе с паствой крайне обеспокоено агрессивными выпадами Президента Грузии М. Саакашвили, направленными на подрыв мирного сосуществования двух народов. Публичная клятва, данная им в Гелати с Вашего благословения на могиле св. Царя Давида Строителя о восстановлении Грузии, настораживает всякого здравомыслящего христианина…". Как бы Вы определили роль, которую играет Грузинская патриархия и Католикос в формировании и обосновании политики грузинского руководства?

- Грузинское духовенство, в том числе то, которое находилось в грузинских анклавах на территории Южной Осетии, всегда отличалось ультранационализмом. Грузины часто умалчивают, что Грузинская патриархия культивировала националистическую идеологию, горькие плоды которой мы сейчас пожинаем. С выступлений представителей Грузинской патриархии и Католикоса начались призывы "Грузия для грузин", требования к осетинам "Убирайтесь в свою Россию!". Звиад Гамсахурдия и Грузинский Католикос всегда были вместе, а теперь Патриарх Илия благословляет Саакашвили и его политику. Все как было, так и осталось.

В 2006 году Католикос Илия II был в грузинских анклавах в Южной Осетии, и там он и его епископы во всеуслышание по телевидению заявили, что осетинские села – это "сатанинские гнезда". В выступлениях Католикоса Илии были не просто оттенки национализма, а нацизм, который теперь пытаются убрать и скорректировать. Согласитесь, что такого рода слова не бросаются просто так, без согласия верховных правителей. По-моему, вполне ясно, к чему призывало и призывает грузинское духовенство. Выступления за мир мы воспринимаем, как неприкрытое и жестокое лицемерие.

- С российской стороны, в том числе и на основании высказываний представителей Московской патриархии, кажется, что все же режим Саакашвили умело использует в своих руках православный фактор и "патриотичность" Грузинской патриархии и ее руководителя. По Вашим словам получается, что грузинское духовенство всегда было против мира?

- Московская патриархия лишь выставляет Католикоса Илию жертвой режима. Но у нас, у осетин, возникает вопрос, на который нет ответа: где была миротворческая позиция Грузинского Патриарха 7-12 августа, когда резали гражданское население Южной Осетии? Илия благословлял христианское воинство – грузинскую армию – на зачистку Цхинвальского района. Именно Католикос всегда называл Южную Осетию Цхинвальским районом, а вслед за ним это стал делать Саакашвили. Именно Грузинский Патриарх призывал навести "конституционный порядок" на территории Южной Осетии.

Где был этот миротворец, когда резали население, как они считают, его страны – Грузии. Только когда российская армия была вынуждена войти в Южную Осетию и остановить обезумевшие грузинские войска, только тогда Католикос вдруг заговорил о мире.

- Пытались ли Вы после "операции по принуждению Грузии к миру" в августе этого года связаться со священноначалием Московской патриархии? Возможно ли, чтобы позиция РПЦ МП в результате признания независимости Южной Осетии со стороны России изменилась?

- Было много обращений Аланской епархии и ее прихожан в Москву, мы писали постоянно. В Московской патриархии знают о царящем в Грузинской патриархии махровом национализме, о том, что грузины, что хотят, то и делают. Москва отталкивает нас, отвергает, даже несмотря на то, что жители Южной Осетии – граждане России. Мы недоумеваем по поводу поведения Московской патриархии в этой ситуации.

- Чем это может объясняться, на Ваш взгляд?

- Для внешних, для общественности, может выдвигаться в качестве причины поддержка Грузинской патриархии как Церкви-сестры, а значит и признание Южной Осетии в качестве канонической территории Грузинской патриархии. Вместе с тем, мы знаем, что в Москве сильное прогрузинское лобби. А потом главное в другом – сытый голодного не разумеет. Тем, кто сидит в Московской патриархии, безразлично, что нас грабят, наше население насилуют и убивают, а нам отвечают, что "ничем помочь не можем".

- Ближайшей к Вам епархией РПЦ МП является Ставропольская и Владикавказская во главе с архиепископом Феофаном (Ашурковым). Православные братья из этой епархии Вас как-то поддерживают?

- Архиепископ Феофан ведет себя так же, как и сама Московская патриархия. Зная о наших больших проблемах и бедах, он отталкивает нас, даже просто как верующих людей.

К примеру, в Северной Осетии, во Владикавказе, православных из нашей Аланской епархии не допускают до причастия! Архиепископ Феофан дал такое указание, тем самым унижая нас, как будто мы никто и нас не существует. Феофан не признает нас православными, нашу Церковь - Церковью, а меня не признает архиереем. Более того, представителей духовенства из Аланской епархии, которые приходили в Ставропольскую и Владикавказскую епархию РПЦ МП, владыка Феофан заставлял перекрещивать! Сейчас он отказывается от того, что давал такие указания, но тому есть свидетели.

Фактически архиепископ Феофан пошел на конфронтацию с нами, ведь благодаря его деятельности сеется раздор и противостояния. Он навязывает всем идею о том, что мы безблагодатная Церковь, и РПЦ МП не признает наши таинства и хиротонии. Причем, официально глава ОВЦС митрополит Кирилл признает нашу Церковь благодатной, но Феофан действует по своим законам и ведет свою собственную провокационную политику против Аланской епархии.

В Южной Осетии дискредитируется православие, и этим пользуются мусульманские миссионеры, которые все больше проникают в нашу республику. В Южной Осетии идет постепенная исламизация и распространение сект, а православные, вместо того, чтобы идти на сближение, ссорятся.

- В таком случае, может быть, Московская патриархия сама откроет свой приходы в Южной Осетии? Были ли такие попытки?

- На территории Южной Осетии РПЦ МП может открывать свои приходы только с благословения Грузинской патриархии, с которой поддерживает отношения. Однако на основании чего это произойдет? Как мы можем спрашивать разрешения у Грузинского Католикоса, или существовать под его покровительством? Это очередное применение двойных стандартов, на которое может пойти Московская патриархия. Но сам народ этого не примет, потому что мы не будем просить разрешения у убийц наших детей и женщин. Вместо компромисса и какого-либо решения ситуации, нас отвергают, и никому нет дела до того, что мы чувствуем себя преданными и брошенными.

Беседовал Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"

Фото с официального сайта Аланской епархии


    В сюжете:

29 января 2010, 11:13  
МОНИТОРИНГ СМИ: К Дмитрию Медведеву обратились как к президенту всея Руси. Православные Южной Осетии жалуются на иерарха РПЦ МП
25 января 2010, 15:50  
ДОКУМЕНТ: "Разгон раскольников" - не проблема для Московской патриархии? Обращение православных христиан Республики Южная Осетия к президенту РФ Дмитрию Медведеву
24 января 2010, 22:03  
ДОКУМЕНТ: "Призываем Патриарха Кирилла воздержаться от визита в Грузию, а священноначалие РПЦ - от оскорблений Аланской епархии". Заявление уполномоченного по делам религии Южной Осетии
10 сентября 2009, 13:13  
Делегация Грузинской патриархии направится в Чехию для разбирательства с заявлением митрополита Христофора о «так называемой Южной Осетии»
29 сентября 2008, 15:22  
В Южной Осетии обеспокоены пропажей части средств, перечисленных РПЦ МП в помощь жителям республики
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования