Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
17 сентября 2008, 19:10 Распечатать

ИНТЕРВЬЮ: Уполномоченный по делам религии при президенте Южной Осетии СОНЯ ХУБИЕВА о нынешнем положении Православия в стране, перспективе его соединения с РПЦ МП, а также о религиозной жизни Южной Осетии в целом


"Портал–Credo.Ru": Соня Абесаломовна, какое влияние на религиозную жизнь Южной Осетии произвело признание ее независимости Россией?

Соня Хубиева: У нас, в основном, ничего не изменилось пока. Все так, как и было. У нас действует Аланская епархия, которая проводит свои постоянные богослужения в храмах. Очень большой наплыв людей, желающих покреститься.

– После провозглашения независимости какие-нибудь инициативы со стороны Московской патриархии были?

– Со стороны Московской патриархии в адрес Южной Осетии поступает очень много и слов, и дел. В частности, Московская патриархия уже оказала адресную гуманитарную помощь людям, которые потеряли свои жилища в результате войны – у которых сгорели или были полностью разрушены дома. Сюда приезжала делегация из Московской патриархии, которая просила узнать, чем помочь республике. Мы сказали, что необходимо помочь, в первую очередь, обездоленным людям. Патриарх Алексий II направил сюда митрополита Воронежского Сергия (Фомина) для осуществления здесь гуманитарной миссии. Он вместе с владыкой Ставропольским Феофаном (Ашурковым) и другими представителями РПЦ МП были приняты президентом республики Эдуардом Кокойты и обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия и перспективы того, как мы будем взаимодействовать с Московским патриархатом. Намечены планы сотрудничества, встречи. Будем разговаривать о том, как нам дальнейшем совместно работать.

– Поднимались ли на встрече вопросы о каноническом общении? Ведь до сих пор Московская патриархия признавала Южную Осетию канонической территорией Грузинского патриархата и не развертывала здесь своих приходов. Какова позиция Московского патриархата сейчас? По имеющимся у нас сведениям, Московская патриархия пока воздерживается от распространения своей юрисдикции на Южную Осетию.

– С момента провозглашения независимости Южной Осетии в 1992 году была организована маленькая община православных христиан, которая никогда ни канонически, ни по-иному к Грузии не относилась. В советское время на территории Южной Осетии не было ни одной действующей церкви и ни одного православного прихода. Грузинский патриархат никогда не считал своей обязанностью окормлять осетинское население. В оскорбительном тоне нас называли "дикими язычниками". И это тогда, когда на нашей территории первые храмы были построены в Х и XII веках. Есть храмы и периода второй христианизации в XIX веке. В советское время у нас, кроме еврейской синагоги, не действовало ни одного культового здания, ни одной церкви.

Первая возможность создать осетинские приходы у нас появилась после провозглашения республики. Наш нынешний епископ Аланский Георгий, тогда еще будучи совсем молодым человеком, создал первый приход в селе Хетагурово. И мы с первого дня обращались в Московскую патриархию с просьбой взять нас под свой омофор. Мы, естественно, понимаем, почему Московская патриархия нам отказывала, и с пониманием относились к этому отказу. Мы искали пути решения проблемы и были взяты под омофор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Когда в РПЦЗ произошел раскол и епископ Вениамин, к которому мы относились, отказался признать власть Митрополита Лавра (Шкурлы), который пришел на место Митрополита Виталия (Устинова), мы остались как бы опять "вне закона".

Тогда РПЦЗ и греческий "Синод Противостоящих" находились в тесных канонических отношениях. Мы к ним обратились, и они приняли нас под свой омофор. Сначала у нас было организовано благочиние, позже – епархия. Отец Георгий сначала был наместником, а потом его рукоположили в сан епископа.

В канонических вопросах у нас пока все идет нормально. Есть возможность развития православия в республике. Если бы нам не мешали, у нас бы сложились совсем хорошие взаимоотношения с верующими в Северной Осетии. О том, что мы стремимся в Русскую Православную Церковь Московского патриархата, иерархам Греческой (старостильной) Церкви известно, и они с большим пониманием относятся к этой нашей проблеме.

– Таким образом, со стороны "Синода противостоящих" ИПЦ Греции никакого противодействия тому, чтобы Аланская епархия перешла под омофор Московского патриархата не ожидается?

– Не ожидается. Более того, у нас был разговор с ними и нам сообщили, что как только найдется возможность перейти под омофор Московского патриархата, так Греческая Истинно-Православная Церковь не только не будет противодействовать этому, но предоставит нам отпускную грамоту.

– Пока никаких конкретных шагов для этого Московский патриархат не предпринимает?

– Пока конкретных шагов нет, но окольными путями мы слышим, что есть некоторые способы решения и они должны быть обсуждены.

– Как долго может продлиться этот переходный период?

– Я полагаю, что пока мы будем независимой республикой, целесообразно сохранить существующий статус. Но мы не скрываем, что наша цель – присоединение к России, после чего мы бы плавно перешли под омофор Московского патриархата.

– Какие еще в Южной Осетии представлены вероисповедания? Есть Аланская православная епархия, есть синагога. А кто еще?

– Синагога у нас уже не действует, поскольку нет практически еврейского населения. В этом здании сейчас община пятидесятников. Есть еще очень малочисленная община баптистов. Есть еще община "Свидетелей Иеговы". Но они все не зарегистрированы.

– Почему? Они не хотят регистрироваться или их не регистрируют?

– Они не хотят регистрироваться, потому что они управлялись из Грузии – вражеской нам страны.

– А сейчас какая ситуация?

– Сейчас есть группа пятидесятников, которая находится на связи с российскими единоверцами во Владикавказе. Они показывали документы об этом и собираются зарегистрироваться.

– Если они будут регистрироваться как самостоятельные религиозные организации, то препятствий им не будет?

– Естественно. Почему им препятствовать? Мы применяем и европейские законы, и наш закон о свободе совести.

– Есть ли у вас мусульмане?

– Мусульман у нас нет. В ходе августовских событий сюда приезжала большая группа муфтиев почти со всей России. Они высказали нам свою поддержку. И привезли некоторые предложения по оказанию помощи – в том числе, отправить за их счет десять человек в хадж. Но у нас нет официальной общины мусульман. Но они сказали, что им известны люди, исповедующие ислам. Мы бы не хотели искусственно создавать здесь общину мусульман. Ее никогда здесь не было.

– Есть ли у вас католики?

– Нет. Была одна женщина-католичка, которая перешла в православие, но и она уже умерла.

– Есть ли у вас язычники?

– У нас есть симбиоз христианства и наших традиционных верований. Это обычно называют язычеством, потому что люди ездят на святые места, и там совершают обряды поклонения. Это не организованные группы, а разрозненные люди. В результате христианизации эти места получили христианские названия. Туда ездят также и христиане. Не только из Южной, но и из Северной Осетии. И вообще все осетины.

– Как к таким людям относится Православная Церковь?

– Достаточно терпимо, потому что таким образом они постепенно обращаются в христианство.

– Это рассматривается как переходной этап к христианству полностью?

– Да, да! Никогда это не находилось в противоречии. В нашей Конституции обозначено, что традиционные верования и христианство в православном варианте являются основами национального самосознания осетинского народа.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–
Credo.Ru"

Фото с сайта: states-world.ru


    В сюжете:

29 января 2010, 11:13  
МОНИТОРИНГ СМИ: К Дмитрию Медведеву обратились как к президенту всея Руси. Православные Южной Осетии жалуются на иерарха РПЦ МП
25 января 2010, 15:50  
ДОКУМЕНТ: "Разгон раскольников" - не проблема для Московской патриархии? Обращение православных христиан Республики Южная Осетия к президенту РФ Дмитрию Медведеву
24 января 2010, 22:03  
ДОКУМЕНТ: "Призываем Патриарха Кирилла воздержаться от визита в Грузию, а священноначалие РПЦ - от оскорблений Аланской епархии". Заявление уполномоченного по делам религии Южной Осетии
10 сентября 2009, 13:13  
Делегация Грузинской патриархии направится в Чехию для разбирательства с заявлением митрополита Христофора о «так называемой Южной Осетии»
29 сентября 2008, 15:22  
В Южной Осетии обеспокоены пропажей части средств, перечисленных РПЦ МП в помощь жителям республики
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования