Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
08 сентября 2008, 17:55 Распечатать

РЕПОРТАЖ: «Энциклопедия религий» как приложение к Конституции РФ. Презентация нового иллюстрированного научного издания, посвященного религиозной жизни в России и мире, состоялась на Московской международной книжной выставке-ярмарке–2008


Официальное представление издания "Энциклопедия религий" на "Московской международной книжной выставке-ярмарке-2008" во Всероссийском выставочном центре, в силу несколько неудачного времени, отведенного для этого мероприятия, пришлось прервать в тот момент, когда встреча авторского и издательского коллектива с посетителями была в разгаре. Рабочий день Книжной выставки-ярмарки уже подошел к концу, и конференц-зал, что называется, обесточили. Но и того часа, в продолжение которого творческий коллектив издания и представители издательства "Академический проект" знакомили гостей презентации с книгой, хватило, чтобы оценить ее значимость. Перед аудиторией выступали те, благодаря чьим усилиям первая в России неангажированная иллюстрированная научная энциклопедия такого рода вышла в свет. То есть, те, кому есть что сказать по существу, а не ради красного словца.

Вел презентацию Джаннат-Сергей Маркус – культуролог, журналист и сопредседатель Информационно-аналитического центра при Совете муфтиев России. Во вступительном слове он упомянул о том главном посыле, благодаря которому долго готовившееся издание, несмотря на сопротивление, преодолело немало сложностей и вышло в свет. Этот посыл – понимание учеными важности объективной информации о феномене религии для нашего общества именно сегодня. Но, прежде всего, важности донесения достоверной информации до тех, кто будет определять российскую реальность в ближайшие годы – до сегодняшних молодых россиян. В этом отношении, вульгаризацию представлений о религии можно считать одним из наиболее устойчивых атавизмов тоталитарного вакуума советского времени. Несмотря на нынешние политизированные спекуляции вокруг вероисповедной принадлежности людей, несмотря на остроту исторического момента и естественные в таких условиях сложности, страна у нас, как подчеркнул Маркус, "многонациональная и многоконфессиональная, в которой есть, между прочим, и Конституция", так что унывать не стоит.

Предыдущим научным изданием "Академического проекта" по этой тематике был Энциклопедический словарь "Религиоведение". По сравнению с ним, как заметила главный редактор издательства Антонина Аншукова, нынешняя энциклопедия – "принципиально иная книга". Если словарь создавался, главным образом, для специалистов, то нынешнее издание – книга для всех, прежде всего, конечно, для тех, кто в большей степени интересуется вопросами "религиозной тематики". Но содержание ее специально адаптировано и для неподготовленного читателя, к которому книга может попасть на глаза случайно. По словам издателя, авторами сделано все "возможное и невозможное, чтобы любой грамотный человек, обратившийся к энциклопедии, мог составить обоснованное суждение по вопросам, в которых "плавает" сегодня большинство наших современников".

В выступлении научного руководителя и координатора проекта Энциклопедии, доктора философских наук, профессора Екатерины Элбакян, был еще раз сформулирован главный принцип, которым руководствовались ученые, создавая книгу. "Нет "хороших" и "плохих" религий – все они с точки зрения закона абсолютно равны. Кроме того, они равны и с позиции ценности для человечества, для нашей цивилизации, – сказала Элбакян. – Поэтому, кроме крупнейших религиозных учений и конфессий, в энциклопедии уделено немало внимания и множеству других, малоизвестных, но, тем не менее, присутствующих и в нашей стране религиозных объединений и движений. Коллектив авторов включает в себя людей самых разных вероисповеданий и убеждений, в том числе и неверующих. Однако люди смогли отказаться от своих личных мировоззренческих предпочтений во имя объективности. Вероятно, это потребовало от каждого серьезных внутренних усилий, но только благодаря тому и стало возможным появление этой книги. Тем более, что в ней, в отличие от словаря, где главным объектом внимания была наука – религиоведение, представлен сам многосторонний феномен религии".

На презентации издания присутствовали и представители государственных структур, которые по роду своей деятельности часто и непосредственно сталкиваются с феноменом религии и деятельностью религиозных организаций. Это ответственный секретарь комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов, который, сославшись на замечание одного из выступающих о работе в "тиши кабинетов", отметил, что таковой теперь уже не существует. "Я думаю, что само понятие "тихого кабинета" государственного чиновника теперь не соответствует действительности, – заметил Себенцов. – Никакой закрытости и тишины давно уже нет, а есть постоянно бьющая ключом общая для всех действительность, бьющая, в том числе, и по разным чувствительным местам. К сожалению, общий фон ее таков, что в данной проблематике ею занимаются часто не вполне компетентные и добросовестные люди. Это заметно и по издательской деятельности. Мы все знаем, сколько и какого сорта книг выходит сегодня по "сектантам" и прочим спекулятивным темам. Однако с изданием представляемой сегодня Энциклопедии религий мы все получаем серьезную точку опоры, которая может послужить для того, чтобы сделать много полезного. В том числе, в подготовке преподавателей, в деятельности тех людей, работа которых непосредственно связана с религией и религиозными организациями. В особенности для тех инициатив, кто по долгу службы обязан блюсти равновесие между интересами государства и интересами граждан.

Недавно, например, мы имели возможность услышать от одного небезызвестного человека по фамилии Силантьев сентенцию о том, что "слезинка сектанта не стоит безопасности России". К сожалению, именно это сейчас - тот ключ, в котором сопоставляются упомянутые мной интересы. И зачастую подобное проистекает, прежде всего, из глубокого незнания предмета, о котором идет речь. Поэтому я полагаю и искренне надеюсь на то, что данная книга поможет образованию новых грамотных кругов, которые сумеют стать определяющими в нашем общем отношении к ценности знания".

Советник Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организации и ответственный секретарь секции "Социология религии" Российского общества социологов Степан Медведко обратил внимание на некоторые ценные особенности подхода к новому изданию. Отметив, что неплохо знаком со многими членами авторского коллектива, Медведко оговорился, что "речь идет и в самом деле о высоковалифицированных в лучшем смысле этого слова специалистах, из-под пера которых могут выходить лишь очень качественные материалы. Это религиоведы очень высокого уровня, даже сказал бы не только российского, но и международного. И жаль лишь одного – того, что в списке авторов некоторые имена, увы, обведены сегодня в черную рамочку, что шестерых с нами, к сожалению, уже нет". Однако Медведко высказал некоторое сомнение в том, что со столь массивным – 290 авторских листов - и дорогим изданием сумели бы ознакомиться все, кого оно заинтересует. "Подобные книги сегодня – и вообще проблема, – оговорился Медведко. – Ведь далеко не каждый может позволить себе купить издание по цене более 1000 рублей. Конечно же, в библиотеки, в ВУЗы, к специалистам энциклопедия попадет. Но, что же делать остальным? Тем не менее, и эту проблему предстоит решать. Хотя, думаю, первый шаг уже сделан: нашлись же издатели, которые решились вложить немалые деньги в серьезное издание – научное, а не квазинаучное".

Передавая слово ведущему российскому специалисту и эксперту по новым религиозным движениям, доктору философских наук, профессору МГУ Игорю Кантерову, Сергей Маркус заметил, что без "тиши кабинета" в некоторых вопросах все равно не обойтись. "Без серьезных размышлений, без глубокого погружения в проблему разобраться в религиозной тематике бывает достаточно трудно", - убежден Сергей Маркус. А в качестве примера того, насколько большие неожиданности могут таить в себе религиозные сферы, напомнил присутствующим о недавно опубликованном интервью, которое сам брал у епископа Аланского Георгия. Абхазский православный иерарх заявил журналисту во время беседы: "Когда мы 20 лет уже кричим всему миру "Грузинская Патриархия – матерь фашистской идеологии!" все закрывают уши, затыкают нам рот, а себе закрывают глаза – и всё это делается с благословения священников и самого Патриарха Илии".

"Я специально рисую для вас такую безрадостную картину, – прокомментировал цитату Маркус, – чтобы продемонстрировать, что религиозная проблематика может быть и страшной – пересекатьсяс огнем, с кровью. Вот потому-то и нужна тут тишина кабинета, в которой среди наполненной иной раз ужасом действительности приходит подлинное понимание о самой религии". И в самом деле, ситуация, в которой один православный епископ отзывается о другом как о своем полном антиподе, выглядит и парадоксально, и удручающе. У непосвященных в религиозную тематику людей с обеих сторон это может вызывать заведомо предвзятые впечатления о религии вообще, за которую принимаются (и выдаются!), в данном контексте, сугубо политические амбиции.

О великой ответственности всех, кто касается в своей деятельности межрелигиозных отношений, говорил и профессор Кантеров. Особо отметив, насколько важно помнить об этом тем, кто имеет дело с информацией – журналистам и педагогам – ученый посетовал, что ситуация, когда "одна придуманная кем-то ахинея порождает другую, один фантасмагорический бред, наполненный страхами, становится основанием для тиражирования его в следующих". И. Кантеров квалифицировал подобные явления как откровенно аморальные. По мнению Кантерова, это выглядит "особенно дико, когда сами верующие в запале доказывания, что их религия лучше другой, заведомо приписывают злонамеренность и криминальные наклонности инаковерующим".

Научный консультант Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московского патриархата Александр Кырлежев в своем выступлении высказал весьма ценную идею о том, что в перспективе столь ценная энциклопедия нуждается "в непрекращающейся работе над ней в режиме реального времени (…), когда было бы возможно постоянно корректировать непрекращающиеся процессы, которые наблюдаются в действительности". Иначе, по мнению Кырлежева, любая энциклопедия, а по религиозной тематике в наше время – особенно - представляет собой своего рода подведение итогов на тот момент, когда она вышла. В то время как религиозная жизнь вносит все новые и новые реалии в эту действительность. Поэтому, по его мнению, "следующий шаг в этом направлении – постоянное обновление информации, когда издавать новую энциклопедию было бы сложно из-за огромных затрат. Многое уже сегодня, сейчас заведомо не отображено в издании. Требуется постоянно обновляющийся блок информации, и об этом уже сегодня надо думать". Это возможно только с появлением электронной версии энциклопедии.

Отмечая справедливость этой актуальной темы, ведущий заметил все же, что ничто и никогда не может заменить истинному ценителю пресловутой "толщины и веса" академического книжного тома. Тем более, когда речь идет о такой глубокой и тонкой сфере, как религия, которая не может преподноситься "в виде реферата, как Анна Каренина. Поэтому, да! – прав Александр Кырлежев, и подобное, как я думаю, можно осуществлять только с помощью Интернета". Тем более что, по словам Сергея Маркуса, постоянное корректирование представлений общества о религии становится все необходимей с каждым днем.

Предваряя выступление специалиста по буддизму, заведующего кафедрой всеобщей истории Российского университета Дружбы народов Баатра Китинова, Маркус-журналист снова возобладал над Маркусом-экспертом. На сей раз "провокация" заключалась в обозначении им еще одну тонкого момента в общественном восприятии религий. "В массе существует некий стереотип представлений, – заметил он, – что буддизм, например, это исключительно мирная религия, в отличие от других – воинственных. Но мы видим, что происходит в действительности, и убеждаемся, что буддизм тоже может становиться зоной возникновения риска". Это оказалось весьма к месту, потому что помогло не только пролить свет на некоторые стороны недавних бурных событий, связанных с исповедующими буддизм, но и привести пример неожиданного взгляда на религию вообще. Потому что Китинов сделал в своем выступлении очень существенное пояснение: "Поскольку Будда по своему происхождению был кшатрием – то есть воином, то, с одной стороны, вовсе не удивительно, что буддизм, как учение Будды восприняло характерные черты, присущие воинскому сословию. Но с другой стороны, в том и состоял подвиг Будды, что, будучи по всем своим задаткам человеком военным, он преодолел это, понял, что война - то зло, которое необходимо побороть. И он указал путь к этому, а, кроме того, на личном примере и продемонстрировал это".

Проблемной темы, на сей раз освещенной в энциклопедии вполне объективно, коснулся кандидат философских наук, доцент Российского государственного социального университета Анатолий Лещинский. Будучи специалистом в области альтернативного православия, он заметил, что в отличие от старых времен, нынешние ученые стремятся изучать непосредственно религиозный опыт. "Поэтому нужен не только историко-академический, но и современный живой план материала, – заметил он. – В советское время и в самом деле многое не попадало нам на глаза, но и сегодня, когда мы имеем возможность свободно работать над этими проблемами и о них писать, я все равно хочу отметить особое мужество, которое потребовалось от авторов энциклопедии".

В выступлении вице-президента Евроазиатского дивизиона Церкви адвентистов седьмого дня, секретаря Евроазиатского отделения Международной ассоциации религиозной свободы Виктора Витко прозвучало удовлетворение результатами работы авторов издания с точки зрения представителя религиозных конфессий. "За то время, пока идет презентация, я успел просмотреть только тот ее раздел, который касается нас, адвентистов. И не могу не отметить, что информация, представленная в нем – объективная, правдивая информация. Поэтому я выражаю свою особую благодарность авторам и профессору Элбакян за столь бережное отношение к религиозным ценностям людей разных вероисповеданий. А заодно вспоминаю слова одного из участников межрелигиозной встречи в Норвегии. Он сказал тогда: "Посмотрите, вот перед вами за одним столом сидят представители разных религиозных организаций, разных верований. Здесь не происходит никаких недоразумений, нет конфликтов. Между прихожанами представленных здесь Церквей – точно такой же мир и благополучие". Я вспомнил об этом к тому, что надеюсь, что и мы в нашем обществе достигнем когда-то такого же мира, таких же отношений. И представленная книга внесет в достижение такого мира значительный и позитивный вклад".

Кандидат философских наук, профессор Российской Академии государственной службы при президенте РФ Юрий Зуев подчеркнул, что особую ценность данного издания он видит втом, что в нем напрочь отсутствуют идеологические и политические предпочтения. Важно и то, что энциклопедия охватывает разные стороны религиозной жизни многих народов мира и России, предлагая, таким образом, детальную панораму религий в историческом времени и географическом пространстве. Но самое отрадное то, что по своему содержанию и языку издание абсолютно общедоступно. Поэтому, по мнению профессора Зуева, Энциклопедия религий "имеет очень неплохую перспективу и ей предстоит добрая судьба. Поэтому все, кто имеет к ней отношение, должны содействовать тому, чтобы книга шла в народ".

В заключение, уже при давно выключенных микрофонах, ведущий сделал пусть и несколько восторженное, но по ближайшем рассмотрении весьма дельное предложение. Напомнив, что без внимания читателя любое издание может представлять собой лишь "какое-то количество качественной бумаги с напечатанными на ней текстами", порекомендовал считать данное издание "Энциклопедии религий" необходимым информационным обеспечением "в качестве приложения к Конституции РФ".

Михаил Ситников,
для "Портала–
Credo.Ru"

Фото автора


Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования