Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Лента новостейRSS | Архив новостей ]
27 августа 2008, 14:44 Распечатать

СПРАВКА: Православие в Абхазии – история и современное состояние


Официально абхазское православие возводят к апостольским временам – на территории современной Абхазии, где тогда располагались колонии Римский империи, проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний претерпел мученическую кончину и был погребен в Анакопии (современный Новый Афон), позже над его могилой построили храм. В колонии ссылали христиан во время различных гонений – на территории Абхазии пострадали воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV в.), священномученик Василиск Команский (IV в.), святитель Иоанн Златоуст (умер в ссылке в Команах в 407 году) и др.

В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископия. В 325 году епископ Питиунта Стратофил участвует в I Вселенском Соборе. В V веке в Себастополисе (современные Сухуми) также возникает христианская община во главе с епископом. Себастопольский епископ Керконий принимает участие в IV Вселенском Соборе. При императоре Юстиниане Великом на территории Абхазии появляется автономная архиепископия в юрисдикции Константинопольского патриархата. В VI-VII веках в ведении Абазгской епархии, которая в перечне епархий Константинопольской Церкви значилась под 34-м номером, были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира). Самые знаменитые кафедральные соборы этого периода, дошедшие до нашего времени – это Цандрипшская базилика (VI в.) и Драндский собор (VI в.).

В конце VIII в. возникает средневековое Абхазское православное царство, которое добивается повышения местной архиепископии до ранга католикосата в составе Антиохийского патриархата. Фактически Абхазская Церковь становится автокефальной. В тот период строятся Пицундский собор, Бзыбский храм, Лыхненский храм, храм Симона Кананита, Моквский пятинефный собор и храм в Нижнем Архызе, в XI веке абхазские мастера принимают участие в строительстве храмов Киева.

В конце X века на территории Абхазии возникает Царство абхазов и картвелов (грузин), Церковь которого постепенно переходит под юрисдикцию Мцхетского католикосата.

В XIII-XV веках Абхазия оказалась в сфере политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье целый ряд торговых факторий. В 1390 году возрождается Пицундский католикосат, предстоятелями которого с того момента становятся исключительно грузины.

В XVI веке кафедра католикосов переносится из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы именуются Абхазскими и Имеретинскими, с XVII века Имеретинскими и Абхазскими. Постепенно абхазское население отходит от Церкви, часть его принимает ислам. Последний номинально абхазский католикос Максим II скончался в 1795 году в Киево-Печерской лавре. Та часть абхазского народа, которая не обратилась в ислам, превратила оставшиеся христианские храмы или их руины (в основном, в горной местности) в языческие святилища, где наряду с деформированными христианскими праздниками стали отмечать "Старый Новый год", Нанщъа, "Хъажъкыра", совершать обряд моления о дожде "Ацуныщъа".

В 1810 году Абхазия входит в состав Российской империи, однако на ее территории открыты всего три храма – Пицундский, Лыхненский и Елорский, при чем во второй четверти XIX века Пицундский и Лыхненский храмы перестают функционировать. В 1851 году на территории Абхазии открывается епархия в составе Грузинского экзархата Православной Российской Церкви. Кафедрального собора в епархии не было, однако активную деятельность развило "Общество восстановления православного христианства на Кавказе". Вместе с тем, возрастают радикальные настроения в среде абхазов, принявших ислам, значительная часть которых переселяется в Турцию. 5 августа 1877 года в Лыхненском храме соотечественниками-мусульманами был задушен священник Иоанн за антимусульманские проповеди.

В 1875 году основан Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь как подворье Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. К началу ХХ века число братии этой обители превысило 500 человек. К 1917 году разросшаяся Сухумская епархия Российской Церкви имела 125 приходских храмов и 4 монастыря.

После провозглашения автокефалии Грузинской Церкви съезд абхазского духовенства и мирян в Сухуме в мае 1917 года провозглашает также автокефалию Абхазской Церкви и избирает ее предстоятелем епископа Сухумского Сергия (Петрова). Разумеется, Святейший Синод не признал этой автокефалии, призвав православных абхазов сохранять существующее епархиальное управление. Летом 1918 года Абхазию заняли грузинские войска и на ее территории была организована Цхумо-Абхазская епархия Грузинской Церкви, которую возглавил епископ Амвросий (Хелая). Постепенно, после установления советской власти, российско ориентированная Сухумская епархия перешла на нелегальное положение, а с 1930-х гг. объединилась с Российской Катакомбной Церковью. Иерархия этой епархии была восстановлена только в 1994 г., когда епископы РПЦЗ рукоположили в Суздале епископа Серафима (Зинченко), подвизавшегося в одной из катакомбных монашесших общин Абхазии.

После Второй мировой войны, когда "сергианская" Московская патриархия признала грузинскую автокефалию, в состав Абхазской епархии входило всего шесть храмов: Сухумский кафедральный собор, Сухумская кладбищенская церковь, Елорский храм, Лыхнеский храм, Гагринская Покровская церковь и Гудаутская Покровская церковь. Последние две церкви представляли собой частные дома, переделанные в храм, а количество духовенства (в большинстве своем русского) не достигало и 10 человек.

Митрополит Сухумский Давид (Чкадуа) в августе 1992 года вместе с Э.А. Шеварднадзе приветствовал захват Сухуми грузинской армией. Вскоре он скончался, и Грузинская патриархия назначила в Сухуми архиепископа Даниила (Датуашвили), который в сентябре 1993 года вместе с грузинским духовенством и отступавшей армией бежал в Грузию, где он до сих пор носит титул митрополита Сухумо-Абхазского и участвует в работе правительства Абхазской автономной республики в изгнании. После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре клирика: священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр Самсонов, настоятель Лыхненского храма; священник Павел Харченко, клирик Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), клирик Сухумского кафедрального собора. В конце 1993 года они избрали священника Виссариона Аплиаа настоятелем кафедрального собора Сухуми и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и РПЦ МП.

В 1998 году было провозглашено создание Епархиального Совета Сухумо-Абхазской епархии, управляющим которой стал священник Виссарион Аплиаа. Разумеется, все эти действия происходили вне всякой связи с Грузинской патриархией и без участия какого-либо епископа. Духовенство епархии пополнялось за счет восстановленного Новоафонского монастыря, который номинально считается подворьем Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон (Вселенский патриархат), но фактически является представительством РПЦ МП. Настоятелем монастыря, в котором подвизается 10 насельников и действует духовное училище, в настоящее время является иеромонах Андрей (Ампар). Кроме того, в селе Команы открыто подворье, которое возглавляет послушник Леон Аджинджал.

В состав Абхазской епархии входят следующие храмы: Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (настоятель священник Виссарион Аплиаа), храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра (настоятель - иеромонах Павел (Харченко)), храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда, храм Покрова Богородицы в г. Гудаута (настоятель – иеромонах Василиск (Лейба)), храм Успения Богородицы в с. Лыхны (настоятель - протоиерей Петр Самсонов), храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон, храм Преображения Господня в с. Яштуха (настоятель - иеромонах Григорий (Хоркин)), храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа (настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов)), храм пророка Илии в п. Агудзера (настоятель - священник Далмат Гопия), Драндский Успенский собор (настоятель – священник Никита Адлеиба), Моквский Успенский собор (окормляет священник Игорь Артемьев), храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр (настоятель - иеромонах Сергий (Джопуа)), храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи (окормляет священник Никита Адлейба).

В самопровозглашенный Епархиальный Совет в настоящее время входят священник Виссиарион Аплиаа, иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Василиск (Лейба), иеромонах Григорий (Хоркин), иеромонах Игнатий (Киут), иеромонах Павел (Харченко). При совете действует издательство "Стратофил" и паломническая служба.

Последнее по времени заседание совета прошло 8 июля 2008 года. На нем было принято обращение к президенту Абхазии Сергею Багапшу о передаче дома отдыха "Водопад" на баланс Ново-Афонского монастыря, а в состав епархии приняли иеромонаха Дорофея (Дбар).


    В сюжете:

23 мая 2016, 09:52  
В Абхазии назревает силовой конфликт вокруг Новоафонского монастыря
16 мая 2016, 17:42  
ДОКУМЕНТЫ: "Просим создать Межправославную комиссию для определения статуса православной общины в Абхазии". Обращение II Церковно-народного Собора Абхазии ко Вселенскому Патриарху
16 мая 2016, 12:43  
Церковно-народное собрание Абхазии просит Вселенского Патриарха об автокефалии
05 января 2015, 14:50  
Глава Грузинской патриархии Католикос-Патриарх Илия II призвал "припугнуть" РФ "плохими последствиями" ее политики в отношении Абхазии и Южной Осетии
04 июня 2014, 14:17  
МОНИТОРИНГ СМИ: Чей Сухум, того и вера. Политические потрясения в Абхазии могут привести к усилению влияния РПЦ МП
Ваше
имя:
Ваш
email
Тема:
 
Число:
 
Чтобы оставить отклик, пожалуйста, введите число, нарисованное на картинке.
Текст
 
29 июля 2016, 00:15  
Екатеринбург: приставы закрыли скандально известный «Дом старчества» бывшего священника РПЦ МП Алексея Новожилова
Материал содержит иллюстрации28 июля 2016, 11:23  
ФОТО ДНЯ: "Не подведите", сказали они друг другу одновременно
28 июля 2016, 10:36  
Глава Минюста предложил способ борьбы с коррупцией: надо вести антикоррупционную пропаганду среди верующих
28 июля 2016, 10:25  
МОНИТОРИНГ СМИ: Конфессиональный маркетинг. Как растет спрос на кошерную, халяльную и православную еду в России
28 июля 2016, 10:24  
Молния убила петербуржца, делавшего селфи у Поклонного креста
28 июля 2016, 10:13  
В Петербурге прикроют наготу Давида, скульптура которого установлена возле церкви


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования